Конспект урока по окружающему миру «В широкой степи» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
МКОУ Никольская ООШ
Конспект по окружающему миру
«В широкой степи…» 4 класс
Исполнитель:
Соловьёва И.И,
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
с.Никольское, 2020
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тема: В широкой степи
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: формирование представлений о природной зоне степей, посредством группой работы.
Задачи:
Личностные:
- формулировать правила бережного отношения к почве, растительному и животному миру зоны степей.
Предметные:
- научиться находить и показывать зону степей на карте;
- характеризовать природные условия, животный и растительный мир;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять приспособленность растений и животных к природным условиям;
Метапредметные -
Познавательные:
- Формирование понятия о зоне степей и ее обитателях
- Анализ объектов с целью выделения существенных признаков.
Коммуникативные:
- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
Регулятивные:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
- выполнять самоооценку при выполнении учебного задания.
КУМО: Учебник А.А. Плешаков М.Ю. Новицкая Окружающего мира 4класс 1 часть по УМК «Перспектива», мультимедийная презентация, карта природных зон России (электронный вид, учебник), рисунки животных (электронный вид, учебник). Раздаточный материал
Этап | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД | Метод, прием |
Организационно-мотивационный | Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы начнем проводить урок, проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку и уберите со стола все лишнее. Проверьте готовность соседа. Можете садиться. | Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты. | Регулятивные: Умение подчиняться правилам; Умение следить за собой и порядком у себя на парте Коммуникативные: Формирование положительного отношения к одноклассникам | Словесный метод, беседа |
Актуализация знаний | - Прежде чем мы начнем наш урок, скажите, что вы изучали на прошлом уроке? - Давайте проверим ваши знания и проведем небольшой тест. На столе у вас лежат листочки, подпишите их. На слайде будут появляться вопросы, вы должны будете выбрать только один правильный ответ и записать его в свой листочек таким образом: 1) D (слайды 2-6) 1. Характерный признак погоды зоны лесов – это … А) теплая зима В) теплое лето С) мало влаги D) солнце низко поднимается над горизонтом. 2.Какое дерево не относится к хвойным? А) кедр В) лиственница С) ольха D) пихта 3. Какое дерево относится к широколиственным? А) береза В) осина С) дуб D) сосна 4. Какое дерево относится к мелколиственным? А) клен В) береза С) липа D) ясень 5. Как меняется характер лесов с севера на юг? А) хвойные - широколиственные В) смешанные- хвойные – широколиственные С) широколиственные – хвойные - смешанные D) хвойные – смешанные – широколиственные 6. Какое животное «лишнее»? А) лемминг В) соболь С) рысь D) бурундук 7. О какой птице идет речь? Эта лесная птица из семейства куриных, ростом почти с индюка. Походка быстрая, в поисках пищи нередко бегает по земле. Самец крупнее самки и отличается по окраске оперения. Весной самцы собираются на тока. Во время токового «пения» они теряют слух, отчего эти птицы и получили свое название. А) глухарь В) рябчик С) кедровка D) ястреб 8. Какая характеристика относится к зоне лесов? А) зона, где растительность из деревьев, кустарников, трав. В) зона, где растительный покров из мхов, лишайников. С) зона, где растительный покров стелется по земле. D) зона – царство вечной мерзлоты. - А теперь давайте проверим, как вы справились с работой. (Слайд 7) - Исправляйте ошибки. Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Умнички Поднимите руку те, у кого только одна ошибка. Хорошо А у кого две? Вам нужно хорошенько все подучить. Дежурный, соберите пожалуйста листочки. | Ответы детей | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. | Словесный метод(Беседа) Наглядный метод (Работа с презентацией) |
Постановка темы и цели | Ребята, сейчас я вам предлагаю отгадать загадку: Что безбрежное, как море, Нет лесов, но есть ковыль? Где взвивается порою И куда не кинешь взглядом Солнышко с утра палит. На коне скакать пришпорив... - Подумайте и скажите, как будет звучать тема нашего урока? - Правильно. Ребята вот мы определили тему нашего занятия, тогда как вы думаете какая будет цель урока? Сегодня мы с вами поговорим о зоне степей, узнаем ее животный и растительный мир. Откройте страницу 90 учебника. | Отгадывают загадку – степь - Зона степей | Коммуникативные6 умение слушать и слышат собеседника, аргументированно отвечать на поставленный вопрос Познавательные: использование логических операции (обобщение) | Использование загадки, |
Открытие новых знаний | - Обратите внимание, в учебнике тема звучит иначе. Почему автор именно так назвал данную тему, как вы считаете? (Слайд 8) - Да, правильно. Степи – широкие и просторные. И сегодня мы продолжим своё путешествие по карте природных зон и остановимся в степи. (Слайд 9) - А теперь найдите на карте зону степей (слайд 10), у вас в учебниках на стр. 74 есть хорошая карта, пользуйтесь ей. - Каким цветом обозначается зона степей? - Кто покажет мне зону степей у доски? | Отвечают на вопросы (она большая, широкая) - ищут зону степей на карте - светло-желтым | Коммуникативные: Принимать активное участие в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать. | Работа с учебником. Работа с картой |
Закрепление новых знаний | -Ребята, давайте представим, мы все входим в научную экспедицию и сегодня нам необходимо, разделится на пять научных групп: эксперты, ботаники, зоологи, экологи и ученые – экологи. - Нашей экспедиции сегодня предстоит узнать много нового. Экспертам предстоит оценивать работу других групп. Группе ботаников предстоит узнать: (слайд 11) - какие растения встречаются в этой зоне? - почему они могут переносить засуху. Группе зоологов: (слайд 15) - какие животные населяют зону степей? - чем они питаются? Группе экологов: (слайд 19) - почему растения и животные оказались в опасности? - Что должны сделать люди, чтобы сберечь зону степей вместе с ее растительным и животным миром? Группе ученых – экологов: (слайд 21) - Вам нужно будет рассказать о растениях и животных зоны степей занесенных в красную книгу. - А помогут вам в этом ваши учебники и раздаточные материалы. (Каждая группа получает раздаточный материал. Время для работы 5 минут.) - Первыми будут отвечать ботаники. Эксперты слушаем внимательно, после вы будите давать оценку группе. - Дополнительный вопрос «Каким цветом на карте обозначается зона степей» - Теперь пришла очередь ученых-экологов. - Дополнительный вопрос «Какие растения есть в зоне степей?» - Теперь отвечают экологи. - Дополнительный вопрос «Какие насекомые встречаются в зоне степей?» - Завершают рассказ зоологи. - Дополнительный вопрос «Какие экологические проблемы существуют в зоне степей?» - Хорошо, молодцы, теперь я предлагаю вам составить две цепи питания. Работаем в паре, у вас на столах лежат картинки из них вам нужно составить цепи питания. Можете приступать. - Давайте проверим. (Слайд 23) | - делятся на пять научных групп - составляют цепи питания - проверяют задания | Регулятивные: Формирование умения слушать Личностные: Осваивание новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе Коммуникативные: Принимать активное участие в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать. Личностные: участие в творческом созидательном процессе. Регулятивные: Определение последовательности этапов урока с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции. Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков | Работа по подгруппам Работа с учебником Работа в парах |
Рефлексия | Вы отлично поработали сегодня. Я очень довольна вами. – А вам понравился урок? - Что нового и интересного вы узнали? - Как вы считаете, справились ли вы со всеми предложенными вами заданиями? - Как вы оцениваете свое сегодняшнее настроение на уроке Окружающего мира? Спасибо за урок, до свидания. | Отвечают на вопросы | Личностные: Самостоятельная оценка и анализ своей работы. Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов. | Беседа |