Конспект урока по окружающему миру «В широкой степи» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 22 September 2020 в группе

Пояснительная записка к презентации

МКОУ Никольская ООШ


 




Конспект по окружающему миру

«В широкой степи…» 4 класс

​​​​​​​

Исполнитель:

Соловьёва И.И,

учитель начальных классов

1 квалификационная категория



с.Никольское, 2020


Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема: В широкой степи

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: формирование представлений о природной зоне степей, посредством группой работы.

Задачи:

Личностные:

- формулировать правила бережного отношения к почве, растительному и животному миру зоны степей.

Предметные:

- научиться находить и показывать зону степей на карте;

- характеризовать природные условия, животный и растительный мир;

- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- объяснять приспособленность растений и животных к природным условиям;

Метапредметные -

Познавательные:

- Формирование понятия о зоне степей и ее обитателях

- Анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

Регулятивные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

- выполнять самоооценку при выполнении учебного задания.

КУМО: Учебник А.А. Плешаков М.Ю. Новицкая Окружающего мира 4класс 1 часть по УМК «Перспектива», мультимедийная презентация, карта природных зон России (электронный вид, учебник), рисунки животных (электронный вид, учебник). Раздаточный материал

Этап

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

Метод, прием

Организационно-мотивационный

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем мы начнем проводить урок, проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку и уберите со стола все лишнее. Проверьте готовность соседа. Можете садиться.

Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты.

Регулятивные: Умение подчиняться правилам;

Умение следить за собой и порядком у себя на парте

Коммуникативные:

Формирование положительного отношения к одноклассникам

Словесный метод, беседа

Актуализация знаний

- Прежде чем мы начнем наш урок, скажите, что вы изучали на прошлом уроке?

- Давайте проверим ваши знания и проведем небольшой тест. На столе у вас лежат листочки, подпишите их.

На слайде будут появляться вопросы, вы должны будете выбрать только один правильный ответ и записать его в свой листочек таким образом: 1) D

(слайды 2-6)

1. Характерный признак погоды зоны лесов – это …

А) теплая зима В) теплое лето

С) мало влаги D) солнце низко поднимается над горизонтом.

2.Какое дерево не относится к хвойным?

А) кедр В) лиственница

С) ольха D) пихта

3. Какое дерево относится к широколиственным?

А) береза В) осина

С) дуб D) сосна

4. Какое дерево относится к мелколиственным?

А) клен В) береза

С) липа D) ясень

5. Как меняется характер лесов с севера на юг?

А) хвойные - широколиственные

В) смешанные- хвойные – широколиственные

С) широколиственные – хвойные - смешанные

D) хвойные – смешанные – широколиственные

6. Какое животное «лишнее»?

А) лемминг В) соболь

С) рысь D) бурундук

7. О какой птице идет речь?

Эта лесная птица из семейства куриных, ростом почти с индюка. Походка быстрая, в поисках пищи нередко бегает по земле. Самец крупнее самки и отличается по окраске оперения. Весной самцы собираются на тока. Во время токового «пения» они теряют слух, отчего эти птицы и получили свое название.

А) глухарь В) рябчик

С) кедровка D) ястреб

8. Какая характеристика относится к зоне лесов?

А) зона, где растительность из деревьев, кустарников, трав.

В) зона, где растительный покров из мхов, лишайников.

С) зона, где растительный покров стелется по земле.

D) зона – царство вечной мерзлоты.

- А теперь давайте проверим, как вы справились с работой.

(Слайд 7)

- Исправляйте ошибки.

Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Умнички

Поднимите руку те, у кого только одна ошибка. Хорошо

А у кого две? Вам нужно хорошенько все подучить. Дежурный, соберите пожалуйста листочки.

Ответы детей

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Словесный метод(Беседа)

Наглядный метод (Работа с презентацией)

Постановка темы и цели

Ребята, сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:

Что безбрежное, как море,

Нет лесов, но есть ковыль?

Где взвивается порою
Ветер, поднимая пыль?

И куда не кинешь взглядом
Пред тобой она лежит.
Справа пашня, слева стадо,

Солнышко с утра палит.
В беспрепятственном приволье 
Так и хочется запеть,

На коне скакать пришпорив...
Славя что, скажите?

- Подумайте и скажите, как будет звучать тема нашего урока?

- Правильно. Ребята вот мы определили тему нашего занятия, тогда как вы думаете какая будет цель урока?

Сегодня мы с вами поговорим о зоне степей, узнаем ее животный и растительный мир. Откройте страницу 90 учебника.

Отгадывают загадку – степь














- Зона степей

- изучим что такое зона степей

Коммуникативные6 умение слушать и слышат собеседника, аргументированно отвечать на поставленный вопрос

Познавательные: использование логических операции (обобщение)

Использование загадки,


Открытие новых знаний

- Обратите внимание, в учебнике тема звучит иначе. Почему автор именно так назвал данную тему, как вы считаете? (Слайд 8)

- Да, правильно. Степи – широкие и просторные. И сегодня мы продолжим своё путешествие по карте природных зон и остановимся в степи. (Слайд 9)

- А теперь найдите на карте зону степей (слайд 10), у вас в учебниках на стр. 74 есть хорошая карта, пользуйтесь ей.

- Каким цветом обозначается зона степей?

- Кто покажет мне зону степей у доски?

Отвечают на вопросы (она большая, широкая)




- ищут зону степей на карте

- светло-желтым

Коммуникативные: Принимать активное участие в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать.


Работа с учебником.

Работа с картой

Закрепление новых знаний

-Ребята, давайте представим, мы все входим в научную экспедицию и сегодня нам необходимо, разделится на пять научных групп: эксперты, ботаники, зоологи, экологи и ученые – экологи.

- Нашей экспедиции сегодня предстоит узнать много нового.

Экспертам предстоит оценивать работу других групп.

Группе ботаников предстоит узнать: (слайд 11)

- какие растения встречаются в этой зоне?

- почему они могут переносить засуху.

Группе зоологов: (слайд 15)

- какие животные населяют зону степей?

- чем они питаются?

Группе экологов: (слайд 19)

- почему растения и животные оказались в опасности?

- Что должны сделать люди, чтобы сберечь зону степей вместе с ее растительным и животным миром?

Группе ученых – экологов: (слайд 21)

- Вам нужно будет рассказать о растениях и животных зоны степей занесенных в красную книгу.

- А помогут вам в этом ваши учебники и раздаточные материалы.

(Каждая группа получает раздаточный материал. Время для работы 5 минут.)

- Первыми будут отвечать ботаники.

Эксперты слушаем внимательно, после вы будите давать оценку группе.

- Дополнительный вопрос «Каким цветом на карте обозначается зона степей»

- Теперь пришла очередь ученых-экологов.

- Дополнительный вопрос «Какие растения есть в зоне степей?»

- Теперь отвечают экологи.

- Дополнительный вопрос «Какие насекомые встречаются в зоне степей?»

- Завершают рассказ зоологи.

- Дополнительный вопрос «Какие экологические проблемы существуют в зоне степей?»

- Хорошо, молодцы, теперь я предлагаю вам составить две цепи питания. Работаем в паре, у вас на столах лежат картинки из них вам нужно составить цепи питания. Можете приступать.

- Давайте проверим. (Слайд 23)

- делятся на пять научных групп



































- составляют цепи питания


- проверяют задания

Регулятивные:

Формирование умения слушать


Личностные: Осваивание новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе


Коммуникативные: Принимать активное участие в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать.

Личностные: участие в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: Определение последовательности этапов урока с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Работа по подгруппам

Работа с учебником

Работа в парах

Рефлексия

Вы отлично поработали сегодня. Я очень довольна вами.

А вам понравился урок?

- Что нового и интересного вы узнали?

- Как вы считаете, справились ли вы со всеми предложенными вами заданиями?

- Как вы оцениваете свое сегодняшнее настроение на уроке Окружающего мира?

Спасибо за урок, до свидания.

Отвечают на вопросы

Личностные: Самостоятельная оценка и анализ своей работы.

Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов.

Беседа


Предварительный просмотр презентации

Проверяем знания

2.Какое дерево не относится к хвойным? А) кедр В) лиственница С) ольха D) пихта 1. Характерный признак погоды зоны лесов – это … А) теплая зима В) теплое лето С) мало влаги D) солнце низко поднимается над горизонтом.

3. Какое дерево относится к широколиственным? А) береза В) осина С) дуб D) сосна 4. Какое дерево относится к мелколиственным? А) клен В) береза С) липа D) ясень

6. Какое животное «лишнее»? А) лемминг В) соболь С) рысь D) бурундук 5. Как меняется характер лесов с севера на юг? А) хвойные - широколиственные В) смешанные- хвойные – широколиственные С) широколиственные – хвойные - смешанные D) хвойные – смешанные – широколиственные

7. О какой птице идет речь? Эта лесная птица из семейства куриных, ростом почти с индюка. Походка быстрая, в поисках пищи нередко бегает по земле. Самец крупнее самки и отличается по окраске оперения. Весной самцы собираются на тока. Во время токового «пения» они теряют слух, отчего эти птицы и получили свое название. А) глухарь В) рябчик С) кедровка D) ястреб

8. Какая характеристика относится к зоне лесов? А) зона, где растительность из деревьев, кустарников, трав. В) зона, где растительный покров из мхов, лишайников. С) зона, где растительный покров стелется по земле. D) зона – царство вечной мерзлоты.

ОТВЕТЫ 1- В 2- C 3- C 4- B 5- D 6- B 7- A 8- A

Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

Степи России

Группе ботаников: Какие растения встречаются в этой зоне? Почему они могут переносить засуху?

Растения степи Ирис Шалфей Тюльпан Мак

Растения степи Очиток Типчак Сон-трава Полынь

Растения степи Ковыль Качим Молодило Синяк

Группе зоологов: чем они питаются? какие животные населяют зону степей?

Пустельга степная Лунь степной Журавль Красавка Стрепет Дрофа Орёл степной

Крапчатый суслик Серый хомяк Степная мышовка Сурок степной Степная пищуха Тушканчик

Ёж Тур Степная лиса Сайгак Степной волк Тарпан

Группе экологов: Почему растения и животные оказались в опасности? Что должны сделать люди, чтобы сберечь зону степей вместе с ее растительным и животным миром?

Группе ученых – экологов: Вам нужно будет рассказать о растениях и животных зоны степей занесенных в красную книгу.

Пустельга степная Дрофа Тур Тарпан

Бабочки Жуки-скакуны Божья коровка Комары Кузнечик Муравьи Саранча Оводы, слепни Стрекозы Мухи

Цепь питания

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.