Конспект урока по природоведению в 5 классе «Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и другие); зеленые культуры»

1
0
Материал опубликован 21 February 2023

Конспект урока по природоведению

Класс 5

Четверть 3

Тема урока: Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и другие); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и другие).

Цель: ознакомление учащихся с группами растений огорода.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширить и уточнить знания и представления учащихся о растениях огорода.

Коррекционно-развивающие: расширять и обогащать словарный запас, развивать связную речь учащихся; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение;

Коррекционно-воспитательные: вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о растениях огорода.

Оборудование:

Презентация «Растения огорода».

Муляжи овощей.

Натуральные овощи.

Индивидуальные карточки для составления таблицы.

Индивидуальные карточки для составления рассказа об овощах.

Учебник.

Тетрадь.

Ручка.

Карандаш.

Ход урока.


слайда

Содержание урока

Организационный момент.



Слайд 1

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Девиз урока:

Мы пришли сюда учиться!

Не лениться, а трудиться!

Только тот, кто много знает,

В жизни что-то достигает!

Все что знаем – обобщим!

На уроке не молчим!

Руку чаще поднимаем,

На вопросы отвечаем!


II. Работа с календарем природы.






Слайд 2



- Какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

- Какой по счету месяц в году?

- Какой по счету весенний месяц?

- Дайте описание погоде на сегодня, используя вспомогательные слова.

- Как в народе называют март?

Вывод.


II. Актуализация знаний учащихся.























Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5








Слайд 6

- Прежде, чем я назову тему сегодняшнего урока, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках. Для этого поиграем:

1. Игра «Отгадай загадки». Вам необходимо отгадать предметы и назвать, к каким группам они относятся.

У занесённых снегом кочек, 
Под белой шапкой снеговой, 
Нашли мы маленький цветочек, 
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)


Белым шариком пушистым 
я красуюсь в поле чистом. 
Дунул лёгкий ветерок — 
И остался стебелёк. (Одуванчик)


Стоит в саду кудряшка — 
Белая рубашка, 
Сердечко золотое. 
Что это такое? (Ромашка)


Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук) – (репчатый и зеленый)


- Какой предмет «лишний»? Почему? (Цветы-овощ)


2. Продолжаем играть в игру «Лишний предмет». Вам необходимо назвать лишний предмет и объяснить свой выбор (береза, сосна, огурец, груша). (Деревья – овощ.)


2. Игра «Узнай предмет по вкусу». Вам необходимо попробовать предмет на вкус и назвать его (мандарин, яблоко, груша, помидор). (Фрукты – овощ).


- Итак, еще раз прочитайте слова-обобщения и скажите, на какие группы делятся растения?

- К какой группе растений относятся цветы, овощи?

- Как вы думаете, какому предмету будет посвящен наш урок?

- Где растут овощи?



III. Сообщение темы урока и постановка задачи урока перед учащимися.

Слайд 7






Итак, тема урока «Растения огорода».

Задача урока: определить, на какие группы делятся растения огорода; какое значение они имеют для человека.

- Какую задачу для себя вы поставите на уроке?


- Работа в тетради.

- Словарная работа: Растения, огород.

- Записать тему урока в тетрадь.


IV. Физминутка.

Слайд 8


Раз, два, три, четыре,     (Ходьба на месте)
Дети в огород идут,        (Прыжки на месте)

А там овощи растут:

Наверху созрел томат, (Потянуться наверх)

Снизу картофель поспевает, (Присесть)

Слева – свекла, справа – тыква,  (Наклоны в сторону)

Слева – лук, справа – укроп.

Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают. (Наклоны вперед)


- Вы немного отдохнули, а теперь тихо сели за парты и продолжаем работать.


V. Изучение нового учебного материала.




Слайд 9




















Слайд 10









1. Дифференциация овощей на две группы.

Работа в группах.


Игра «Назови растения огорода».

Первый этап игры (для слабых учащихся):

- Я буду показывать картинки с растениями огорода, отвечать будет тот, у кого название этого растения на карточке. Нужно молча поднять карточку с названием, определить к какой группе овощей он относится. (Карточки вывешиваются на доску.)


Второй этап игры (для сильных учащихся):

- Вытащить муляж овоща, написанный на карточке, из мешочка, на ощупь. Определить к какой группе овощей он относится. (Карточки вывешиваются на доску.)


Картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох, перец, лук, чеснок, укроп, петрушка, салат.


Вывод: Итак, все предметы разделили на две группы – это овощи и зеленые…

- Вам необходимо дополнить название второй группы.

- К какой группе растений относятся все предметы: культурные или дикорастущие?

2. Работа над названием второй подруппы «Растения огорода».

- К какой части речи относится слово «культурные»? На какой вопрос отвечает прилагательное «культурные»?

- А как это слово будет звучать, если подставить вопрос «что?»


Итак, растения огорода делятся на две группы: овощи и зеленые культуры.

Вывод: учитель называет результат выполнения задания учащимися.







Слайд 11






3. Работа над понятием «Овощи».

- Какие растения называются овощами?


Работа по учебнику О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов стр. 156.

- Найдите определение и прочитайте «овощи».

- Словарная работа: Овощи это травянистые растения, сочные части которых употребляют в пищу.

- Спишите его в тетрадь.


- Как вы думаете, относятся ли зеленые культуры к овощам? Почему?

Итак, зеленые культуры – это овощи.


Слайд 12


4. Значение растений огорода в жизни человека.

- Работа по учебнику стр. 157.

- Прочитать 1 абзац текста в учебнике на стр. 157 и назвать, какое значение имеют овощи в жизни человека?


- В каком виде употребляют овощи в пищу?


Вывод: Растения огорода – ценный продукт для человека. В них содержатся питательные вещества и витамины полезные для организма человека.


VI. Закрепление.


- У меня в посуде нарезанные овощи. Назовите их.

- Как вы думаете, что сейчас мы будем делать с ними?

- Дайте название приготовленному салату.

Вывод: учитель называет результат выполнения задания учащимися.

Приготовленный салат вы съедите в столовой во время обеда.


VII. Итог урока.




Слайд 13









Слайд 14

- Над какой темой работали на уроке?

- Что нового и интересного узнали на уроке?

Итак, сегодня на уроке мы узнали:

Растения огорода – это культурные растения.

Овощи – это травянистые растения, сочные части которых употребляют в пищу.

Растения огорода относятся к группе овощи, но делятся на две подгруппы: овощи и зеленые культуры.

Растения огорода – ценный продукт для человека. В них содержатся питательные вещества и полезные витамины для организма человека.


- Справились ли с задачей урока?

- Как справились с задачами, поставленными перед собой?

- Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке!

Выставляются отметки за урок с пояснением.

VIII. Домашнее задание.

Слайд 15

Составить рассказ об овоще по плану, который находится на карточке.

Составить рассказ о растении огорода.

1. Растение: ________________________

2. Культурное или дикорастущее: _________________

3. Среда обитания растения: ______________________

4. Подгруппа растения: ________________________

5. Форма плода: ________________________

6. Вкус плода: ________________________

7. Значение в жизни человека: ____________________

8. Зарисовать растение.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.