Конспект урока по природоведению в 5 классе «Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и другие); зеленые культуры»
Конспект урока по природоведению
Класс 5
Четверть 3
Тема урока: Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и другие); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и другие).
Цель: ознакомление учащихся с группами растений огорода.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширить и уточнить знания и представления учащихся о растениях огорода.
Коррекционно-развивающие: расширять и обогащать словарный запас, развивать связную речь учащихся; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение;
Коррекционно-воспитательные: вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о растениях огорода.
Оборудование:
Презентация «Растения огорода».
Муляжи овощей.
Натуральные овощи.
Индивидуальные карточки для составления таблицы.
Индивидуальные карточки для составления рассказа об овощах.
Учебник.
Тетрадь.
Ручка.
Карандаш.
Ход урока.
№ слайда | Содержание урока |
Организационный момент. | |
Слайд 1 | 1. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Девиз урока: Мы пришли сюда учиться! Не лениться, а трудиться! Только тот, кто много знает, В жизни что-то достигает! Все что знаем – обобщим! На уроке не молчим! Руку чаще поднимаем, На вопросы отвечаем! |
II. Работа с календарем природы. | |
Слайд 2 | - Какое сейчас время года? - Назовите весенние месяцы. - Какой сейчас месяц? - Какой по счету месяц в году? - Какой по счету весенний месяц? - Дайте описание погоде на сегодня, используя вспомогательные слова. - Как в народе называют март? Вывод. |
II. Актуализация знаний учащихся. | |
Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | - Прежде, чем я назову тему сегодняшнего урока, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках. Для этого поиграем: 1. Игра «Отгадай загадки». Вам необходимо отгадать предметы и назвать, к каким группам они относятся. У занесённых снегом кочек, Белым шариком пушистым Стоит в саду кудряшка — Прежде чем его мы съели, - Какой предмет «лишний»? Почему? (Цветы-овощ) 2. Продолжаем играть в игру «Лишний предмет». Вам необходимо назвать лишний предмет и объяснить свой выбор (береза, сосна, огурец, груша). (Деревья – овощ.) 2. Игра «Узнай предмет по вкусу». Вам необходимо попробовать предмет на вкус и назвать его (мандарин, яблоко, груша, помидор). (Фрукты – овощ). - Итак, еще раз прочитайте слова-обобщения и скажите, на какие группы делятся растения? - К какой группе растений относятся цветы, овощи? - Как вы думаете, какому предмету будет посвящен наш урок? - Где растут овощи? |
III. Сообщение темы урока и постановка задачи урока перед учащимися. | ||
Слайд 7 | Итак, тема урока «Растения огорода». Задача урока: определить, на какие группы делятся растения огорода; какое значение они имеют для человека. - Какую задачу для себя вы поставите на уроке? - Работа в тетради. - Словарная работа: Растения, огород. - Записать тему урока в тетрадь. | |
IV. Физминутка. | ||
Слайд 8 | Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте) А там овощи растут: Наверху созрел томат, (Потянуться наверх) Снизу картофель поспевает, (Присесть) Слева – свекла, справа – тыква, (Наклоны в сторону) Слева – лук, справа – укроп. Дети спинки наклоняют, - Вы немного отдохнули, а теперь тихо сели за парты и продолжаем работать. | |
V. Изучение нового учебного материала. | ||
Слайд 9 Слайд 10 | 1. Дифференциация овощей на две группы. Работа в группах. Игра «Назови растения огорода». Первый этап игры (для слабых учащихся): - Я буду показывать картинки с растениями огорода, отвечать будет тот, у кого название этого растения на карточке. Нужно молча поднять карточку с названием, определить к какой группе овощей он относится. (Карточки вывешиваются на доску.) Второй этап игры (для сильных учащихся): - Вытащить муляж овоща, написанный на карточке, из мешочка, на ощупь. Определить к какой группе овощей он относится. (Карточки вывешиваются на доску.) Картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох, перец, лук, чеснок, укроп, петрушка, салат. Вывод: Итак, все предметы разделили на две группы – это овощи и зеленые… - Вам необходимо дополнить название второй группы. - К какой группе растений относятся все предметы: культурные или дикорастущие? 2. Работа над названием второй подруппы «Растения огорода». - К какой части речи относится слово «культурные»? На какой вопрос отвечает прилагательное «культурные»? - А как это слово будет звучать, если подставить вопрос «что?» Итак, растения огорода делятся на две группы: овощи и зеленые культуры. Вывод: учитель называет результат выполнения задания учащимися. | |
Слайд 11 | 3. Работа над понятием «Овощи». - Какие растения называются овощами? Работа по учебнику О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов стр. 156. - Найдите определение и прочитайте «овощи». - Словарная работа: Овощи – это травянистые растения, сочные части которых употребляют в пищу. - Спишите его в тетрадь. - Как вы думаете, относятся ли зеленые культуры к овощам? Почему? Итак, зеленые культуры – это овощи. | |
Слайд 12 | 4. Значение растений огорода в жизни человека. - Работа по учебнику стр. 157. - Прочитать 1 абзац текста в учебнике на стр. 157 и назвать, какое значение имеют овощи в жизни человека? - В каком виде употребляют овощи в пищу? Вывод: Растения огорода – ценный продукт для человека. В них содержатся питательные вещества и витамины полезные для организма человека. | |
VI. Закрепление. | ||
| - У меня в посуде нарезанные овощи. Назовите их. - Как вы думаете, что сейчас мы будем делать с ними? - Дайте название приготовленному салату. Вывод: учитель называет результат выполнения задания учащимися. Приготовленный салат вы съедите в столовой во время обеда. | |
VII. Итог урока. | ||
Слайд 13 Слайд 14 | - Над какой темой работали на уроке? - Что нового и интересного узнали на уроке? Итак, сегодня на уроке мы узнали: Растения огорода – это культурные растения. Овощи – это травянистые растения, сочные части которых употребляют в пищу. Растения огорода относятся к группе овощи, но делятся на две подгруппы: овощи и зеленые культуры. Растения огорода – ценный продукт для человека. В них содержатся питательные вещества и полезные витамины для организма человека. - Справились ли с задачей урока? - Как справились с задачами, поставленными перед собой? - Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке! Выставляются отметки за урок с пояснением. | |
VIII. Домашнее задание. | ||
Слайд 15 | Составить рассказ об овоще по плану, который находится на карточке.
|