Конспект урока по природоведению в 6 классе «Птицы болот»
Тема: Птицы болот
Цель: сформировать понятие «птицы болот» на примере сообщества болото.
Задачи
Образовательные:
- расширять и углублять знания учащихся о многообразии живой природы;
- расширять представление о природном сообществе болота;
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся;
- учить владеть основными мыслительными операциями (анализ, синтез);
- расширять кругозор и словарный запас обучающихся;
- развивать наглядно – образное мышление и зрительную память.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе
- развивать интерес к изучению родной природы
Оборудование: презентация, карточки с названием птиц, раздаточный материал
Ход урока
I Организационный момент
-Ребята, садитесь, пожалуйста.
- Какой урок сейчас?
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
II Повторение изученного материала
- Какое природное сообщество мы изучаем?
- …, выбери картинку, на которой изображено болото.
(… выбирает из природных сообществ луг и лес картинку болота)
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
(растения болот)
- Сейчас проверим, какими вы были внимательными.
- Я буду читать описание растения, а вы по описанию должны его называть.
(… находит картинку, у остальных карточки с названиями растений)
1. Пушица
Листья у растения узкие и жесткие, как прутики. Цветет раньше других болотных растений, но цветки мало заметны. Когда они отцветают, то образуется белая кисточка собранных вместе пушинок.
3. Клюква
Полукустарник. Плод: тёмно-красная сочная ягода, на вкус - кислая. Созревают ягоды в конце сентября. Но можно собирать и зимой. Отличается высоким содержанием витаминов.
4. Мох сфагнум.
- Про какое растение я не рассказала?
- Кто хочет рассказать про сфагнум?
- Как растения болот приспособились к жизни на болоте?
(Низкорослые; корни короткие, ползучие; листья маленькие жесткие)
III Новый материал
- Сегодня наш урок пройдёт необычно. Я приглашаю вас стать участниками научной экспедиции.
- А кто из вас знает, что такое экспедиция? (объяснение понятия) (Слайд 1)
- Маршрут нашей экспедиции будет проходить по болоту.
- Сегодня мы познакомимся с птицами болот, и понаблюдаем за ними.
- Тема нашего урока «Птицы болот»
(на доске)
- Кто вспомнит, чем птицы отличаются от других животных?
(варианты ответов детей , и дополнение учителя, что птицы - единственные животные, тело которых покрыто перьями)
- Ну, вот мы и пришли на болото (Слайд).
- Разнообразие животных на болоте невелико, но здесь обитают очень интересные животные, особенно птицы, которые чувствуют себя дома среди кочек, болотных трав, трясин, чахлых деревьев. Болото для них - надежное укрытие, и место, где можно выводить потомство.
- Обычно на болоте очень тихо, но весной оно наполняется звуками, различить которые сможет только опытный наблюдатель.
- Мы с вами сегодня познакомимся с некоторыми из птиц, которые прилетают на болота весной для того чтобы найти себе пару и вывести потомство.
- Может кто-нибудь скажет, как она называется?
- Тетерев птица крупная, размерами как домашняя курица. Самцы имеют чёрное оперение, хвост загнут, брови ярко-красные. Оперение самки окрашено в буровато рыжий цвет с чёрной рябью. С началом весны у тетеревов начинается токование.
Токование — особое поведение птиц в начале брачного периода, способствующее привлечению самки или самца.
На просторном месте собираются самцы и начинают демонстрировать свою храбрость и удальство. Они издают громкие звуки, похожие одновременно на шипение змеи и кваканье лягушек, гоняются друг за другом или же устраивают бои, совсем как деревенские петухи. А скромные самки тетерева в рыжевато-коричневых одеяниях наблюдают за битвами самцов и присматривают себе жениха.
(видео)
- ..., покажи картинку с изображением тетерева.
- ... нам приготовила интересное сообщение еще об одной очень интересной болотной птице. (СЛАЙД)
Живет на болоте интересная птица – выпь. (иллюстрацию на доску) Рыжевато - коричневая. Окраска у нее полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если эта птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и... становится невидимой. Охотится она ночью: долго стоит у воды и наблюдает, не проплывет ли мимо добыча. Вечерами и по утрам над болотом иногда несутся жуткие звуки – гулкие, протяжные, похожие на вой, наводящие страх. Это кричит выпь.
- Давайте послушаем, как кричит выпь.
(аудиозапись)
- Лиза, выбери на своих картинках выпь.
- Молодец!
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
- Самые разные звуки издают на болоте многочисленные кулики (иллюстрацию на доску). Например, кулик бекас (Слайд и на доску)
- Послушайте, какой голос подает бекас.
(Слайд и звук)
- На голос какого животного похож голос бекаса? (блеет как барашек)
- Бекаса не зря еще называют «лесной барашек»
- Особенного хорошо токование бекаса слышно в тихую погоду. Свой блеющий звук он издает с помощью небольших перьев на крыле, когда пикирует вниз с высоты.
- А вот маленький куличек гаршнеп, внешне очень похожий на бекаса, (и на доску) издает звук, похожий на топот скачущей лошади (аудио и слайд).
- А вот еще одна птица, которая тоже относится к семейству куликов.
(Слайд) и на доску
- Турухтаны - самые смешные кулики. Весной они устраивают брачные турниры. Самец в брачном наряде отличается удлиненными украшающими перьями на шее и голове. Во время токования самцы турухтанов, ярко и разнообразно окрашенные, принимают горделивые позы и показывают самкам, какие они красивые.
(видео)
- …, покажи турухтана, выбери нужную картинку.
- Так же на болотах можно встретить уже знакомых вам птиц: журавлей, гусей, цапель (Слайд) которые тоже прилетают на болота весной с целью создания пары и выведения птенцов.
IV Физкультминутка для глаз
Закрепление
- А теперь я хочу проверить, какими вы были внимательными и каких птиц запомнили.
- Вам по звуку надо определить, какой птице принадлежит голос
(выпь, бекас, гаршнеп) №1 выпь, №2 бекас
- Еще одно задание. Соедините слоги, чтобы получились названия птиц.
Те-те-рев ту-рух-тан (с картинками)
(… собирает пазлы)
Птенцы
- Птенцы у всех болотных птиц рождаются опушенными. (Слайд)
- Что значит «опушенные»?
- Окраска птенцов похожа на окраску болотной растительности. Почему?
- Да, в случае опасности птенцы затаиваются, и их очень трудно обнаружить.
- Сразу же после вылупления они могут следовать за родителями и питаться самостоятельно.
Опасности
- А какие опасности могут подстерегать птиц и их птенцов на болоте?
- Поохотиться за болотными птицами приходят разные хищники, поэтому большинство птиц устраивают свои гнезда в самых глухих местах.
(СЛАЙД)
- Птицы внимательно наблюдают, не приближается ли к гнезду хищник или человек. Когда самка сидит на гнезде, самец стоит неподалеку на страже и охраняет ее. Если к гнезду например подбирается лисица, птицы, рискуя своей жизнью бросаются на защиту гнезда.
- Но перед крупными хищниками они бессильны.
- Большой вред может принести им человек, случайно или преднамеренно спугнувший птиц с гнезда. Тогда хищники узнают, где оно расположено, и обязательно разорят его.
V Обобщение, закрепление.
– Сегодня на уроке мы с вами познакомились с птицами, живущими на болотах.
- Проверим, какими вы были внимательными!
1. Задание:
- Какие слова лишние? Почему? (… - картинки)
Кулик, тетерев, голубь, выпь.
2. Задание:
Соотнесите изображение птиц с их названием птиц (карточки)
- Проверим!
- А какую птицу называют «лесным барашком»? (бекас)
Подведение итога
- Ну вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо поработали.
- Что нового, интересного вы сегодня узнали?
Рефлексия
- Возьмите «человечка» и прикрепите его на ту ступеньку, которая больше всего соответствует вашим успехам на уроке
нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у меня были проблемы, но я справился;
верхняя ступенька - мне всё удалось;
Оценивание
Домашнее задание.
1. В учебнике прочитать рубрику «Оказывается…»
2. Разгадать кроссворд
- Лизе: правильно раскрасить птицу. (тетерев)
- Ребята, посмотрите, какую птицу будет раскрашивать Лиза?
- Спасибо за урок! Можете идти на перемену.