Конспект урока по природоведению в 6 классе «Птицы болот»

1
0
Материал опубликован 18 September 2019

Тема: Птицы болот

Цель: сформировать понятие «птицы болот» на примере сообщества болото.

Задачи

Образовательные:

- расширять и углублять знания учащихся о многообразии живой природы;

- расширять представление о природном сообществе болота;

Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся;

- учить владеть основными мыслительными операциями (анализ, синтез);

- расширять кругозор и словарный запас обучающихся;

- развивать наглядно – образное мышление и зрительную память.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе

- развивать интерес к изучению родной природы

Оборудование: презентация, карточки с названием птиц, раздаточный материал

Ход урока

I Организационный момент

-Ребята, садитесь, пожалуйста. 
- Какой урок сейчас? 
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? 
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. 

II Повторение изученного материала

- Какое природное сообщество мы изучаем?

- …, выбери картинку, на которой изображено болото.

(… выбирает из природных сообществ луг и лес картинку болота)

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

(растения болот)

- Сейчас проверим, какими вы были внимательными.

- Я буду читать описание растения, а вы по описанию должны его называть.

(… находит картинку, у остальных карточки с названиями растений)

1. Пушица

Листья у растения узкие и жесткие, как прутики. Цветет раньше других болотных растений, но цветки мало заметны. Когда они отцветают, то образуется белая кисточка собранных вместе пушинок.

3. Клюква

Полукустарник. Плод: тёмно-красная сочная ягода, на вкус - кислая. Созревают ягоды в конце сентября. Но можно собирать и зимой. Отличается высоким содержанием витаминов.

4. Мох сфагнум.

- Про какое растение я не рассказала?

- Кто хочет рассказать про сфагнум?

- Как растения болот приспособились к жизни на болоте?

(Низкорослые; корни короткие, ползучие; листья маленькие жесткие)

III Новый материал

-  Сегодня наш урок пройдёт необычно. Я приглашаю вас стать участниками научной экспедиции.

- А кто из вас знает, что такое экспедиция? (объяснение понятия) (Слайд 1)

-  Маршрут нашей экспедиции будет проходить по болоту.

- Сегодня мы познакомимся с птицами болот, и понаблюдаем за ними.

- Тема нашего урока «Птицы болот»

(на доске)

- Кто вспомнит, чем птицы отличаются от других животных?

(варианты ответов детей , и дополнение учителя, что птицы - единственные животные, тело которых покрыто перьями)

- Ну, вот мы и пришли на болото (Слайд).

- Разнообразие животных на болоте невелико, но здесь обитают очень интересные животные, особенно птицы, которые чувствуют себя дома среди кочек, болотных трав, трясин, чахлых деревьев. Болото для них - надежное укрытие, и место, где можно выводить потомство.

- Обычно на болоте очень тихо, но весной оно наполняется звуками, различить которые сможет только опытный наблюдатель.

- Мы с вами сегодня познакомимся с некоторыми из птиц, которые прилетают на болота весной для того чтобы найти себе пару и вывести потомство.

- Ну, вот мы и встретили первую птицу. (СЛАЙД) и на доску

- Может кто-нибудь скажет, как она называется?

- Тетерев птица крупная, размерами как домашняя курица. Самцы имеют чёрное оперение, хвост загнут, брови ярко-красные. Оперение самки окрашено в буровато рыжий цвет с чёрной рябью. С началом весны у тетеревов начинается токование.

Токование — особое поведение птиц в начале брачного периода, способствующее привлечению самки или самца.

На просторном месте собираются самцы и начинают демонстрировать свою храбрость и удальство. Они издают громкие звуки, похожие одновременно на шипение змеи и кваканье лягушек, гоняются друг за другом или же устраивают бои, совсем как деревенские петухи. А скромные самки тетерева в рыжевато-коричневых одеяниях наблюдают за битвами самцов и присматривают себе жениха.

(видео)

- ..., покажи картинку с изображением тетерева.

- ... нам приготовила интересное сообщение еще об одной очень интересной болотной птице. (СЛАЙД)

Живет на болоте интересная птица – выпь. (иллюстрацию на доску) Рыжевато - коричневая. Окраска у нее полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если эта птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и... становится невидимой. Охотится она ночью: долго стоит у воды и наблюдает, не проплывет ли мимо добыча. Вечерами и по утрам над болотом иногда несутся жуткие звуки – гулкие, протяжные, похожие на вой, наводящие страх. Это кричит выпь.

- Давайте послушаем, как кричит выпь.

(аудиозапись)

- Лиза, выбери на своих картинках выпь.

- Молодец!

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка. 

- Самые разные звуки издают на болоте многочисленные кулики (иллюстрацию на доску). Например, кулик бекас (Слайд и на доску)

- Послушайте, какой голос подает бекас.

(Слайд и звук)

- На голос какого животного похож голос бекаса? (блеет как барашек)

- Бекаса не зря еще называют «лесной барашек»

- Особенного хорошо токование бекаса слышно в тихую погоду. Свой блеющий звук он издает с помощью небольших перьев на крыле, когда пикирует вниз с высоты.

- А вот маленький куличек гаршнеп, внешне очень похожий на бекаса, (и на доску) издает звук, похожий на топот скачущей лошади (аудио и слайд).

- А вот еще одна птица, которая тоже относится к семейству куликов.

(Слайд) и на доску

- Турухтаны - самые смешные кулики. Весной они устраивают брачные турниры. Самец в брачном наряде отличается удлиненными украшающими перьями на шее и голове. Во время токования самцы турухтанов, ярко и разнообразно окрашенные, принимают горделивые позы и показывают самкам, какие они красивые.

(видео)

- …, покажи турухтана, выбери нужную картинку.

- Так же на болотах можно встретить уже знакомых вам птиц: журавлей, гусей, цапель (Слайд) которые тоже прилетают на болота весной с целью создания пары и выведения птенцов.

IV Физкультминутка для глаз

Закрепление

- А теперь я хочу проверить, какими вы были внимательными и каких птиц запомнили.

- Вам по звуку надо определить, какой птице принадлежит голос

(выпь, бекас, гаршнеп) №1 выпь, №2 бекас

- Еще одно задание. Соедините слоги, чтобы получились названия птиц.

Те-те-рев ту-рух-тан (с картинками)

(… собирает пазлы)

Птенцы

- Птенцы у всех болотных птиц рождаются опушенными. (Слайд)

- Что значит «опушенные»?

- Окраска птенцов похожа на окраску болотной растительности. Почему?

- Да, в случае опасности птенцы затаиваются, и их очень трудно обнаружить.

- Сразу же после вылупления они могут следовать за родителями и питаться самостоятельно.

Опасности

- А какие опасности могут подстерегать птиц и их птенцов на болоте?

- Поохотиться за болотными птицами приходят разные хищники, поэтому большинство птиц устраивают свои гнезда в самых глухих местах.

(СЛАЙД)

- Птицы внимательно наблюдают, не приближается ли к гнезду хищник или человек. Когда самка сидит на гнезде, самец стоит неподалеку на страже и охраняет ее. Если к гнезду например подбирается лисица, птицы, рискуя своей жизнью бросаются на защиту гнезда.

- Но перед крупными хищниками они бессильны.

- Большой вред может принести им человек, случайно или преднамеренно спугнувший птиц с гнезда. Тогда хищники узнают, где оно расположено, и обязательно разорят его.

V Обобщение, закрепление.

– Сегодня на уроке мы с вами познакомились с птицами, живущими на болотах.

- Проверим, какими вы были внимательными!

1. Задание:

- Какие слова лишние? Почему? (… - картинки)

Кулик, тетерев, голубь, выпь.

2. Задание:

Соотнесите изображение птиц с их названием птиц (карточки)

- Проверим!

- А какую птицу называют «лесным барашком»? (бекас)

Подведение итога

- Ну вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо поработали.  

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

Рефлексия

- Возьмите «человечка» и прикрепите его на ту ступеньку, которая больше всего соответствует вашим успехам на уроке

нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;

средняя ступенька - у меня были проблемы, но я справился;

верхняя ступенька - мне всё удалось;

Оценивание 

Домашнее задание.

1. В учебнике прочитать рубрику «Оказывается…»

2. Разгадать кроссворд

- Лизе: правильно раскрасить птицу. (тетерев)

- Ребята, посмотрите, какую птицу будет раскрашивать Лиза?

- Спасибо за урок! Можете идти на перемену.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.