Конспект урока по русскому языку в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему (задание 9.3 формата ОГЭ)»

3
0
Материал опубликован 19 October 2020



Урок русского языка в 9 классе

Учитель: Кулькова Алена Владимировна

Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему (задание 9.3 формата ОГЭ)»

Цели:

-продолжать работу по развитию языковой компетенции,

-учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению;

- обучать основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, доказательство);

- формировать навыки написания сочинения-рассуждения, комплексного анализа текста;

- развивать аналитические и творческие способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;

- формирование нравственных качеств учащихся.

Задачи:

образовательные: развитие навыков написания сочинения (актуализация структуры сочинения формата ОГЭ и критериев оценивания), расширение и углубление знаний по культуре речи;

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

воспитывающие: формирование и воспитание нравственных качеств учащихся.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.


Ход урока

1. Орг. момент.

Приветствие класса.

2. Введение в тему, формирование мотивации.

- Вы уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких частей она состоит?

- Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему?

-Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания?

- И второе важное условие – умение проникать в смысл

читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приёмами анализа текста.

Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.

- На основе текста А. Алексина нам и предстоит написать своё сочинение (слово о писателе, чтение текста)

А. Алексин – русский писатель, драматург, автор книг для детей и юношества. А. Алексин посвятил свою жизнь детям, он написал такие незабываемые рассказы, как «Саша и Шура», «Звоните и приезжайте», «В стране вечных каникул», «Самый счастливый день», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «Десятиклассники», «Поздний ребёнок».

В 2014 году автору этих удивительных книг исполнилось 90 лет. В душе он, наверное, так и остался ребёнком.

(Текст читает ученик)

(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной, которая появилась в их доме после смерти мамы.

(2)К этому дню её дочь Неля выучила новую музыкальную пьесу — бравурную и торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений. (3)А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком.

(4)Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула блестящую крышку пианино — и грянул марш. (5)Но она не сумела доиграть до конца...

(6)— Где моя Чёрная Спинка? — вскрикнул Колька, заглушая пианино. (7)Чёрной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашёл прошлым летом на озере, возле лагеря, прикормил, приручил и всю зиму лечил.

(8)—Она... была на кухне, — привстав, ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростёртыми объятиями. (9)— Здравствуй!..

(10)Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. (11)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.

(12) В кухне на окне стояла пустая клетка... (13) Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. (14) Внутри клетки в горшочке с землёй рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. (15)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.

(16)Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. (17)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен...

(18)— Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька.

(19)— Нет... у нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (20)А вот зёрна...

(21)Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его…


(22)— Но ведь тут, на кухне, темно и жарко... и пахнет газом. (23)Зачем же вы её сюда?..

(24)— Ты знаешь, Николай, ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (25)Ну, в общем, мешала ей...

(26)— Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — всё так же тихо, избегая ещё главного вопроса, спросил Колька у Нели.

(27)— Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка.

(28)— Недаром тебя в школе называют Писклёй!

(29)— Ещё бы… (30)Ведь я твоя сестра!

(31)— А ты мне не сестра… — выпалил Колька.

(32)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (33)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и, конечно, должна была внимательнее следить за больной птицей. (34)Она даже готова была вслух признать свою вину. (35)Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.

(36)— Как ты можешь так, Коля? (37)Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду, и эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься.

(38)— Где же она сейчас? — тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы. (39)Елена Станиславовна опустила голову.

(40) Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец. (41) Колька качнулся... (42 ) Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.

(43) Она умерла... а не сдохла. (44) Умерла из-за вас! — крикнул Колька, сам еле сдерживая слёзы. (45) Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча её впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор...

(46) Ничего не понимаю, — медленно произнесла Елена Станиславовна. — (47) Мы его так встретили... (48) Неля марш приготовила. (49) Подумаешь, птица!..

(По А. Алексину)

Учитель: Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?»

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.   

Учитель: Откуда возникло понятие «жизненные ценности»? Что это такое? Давайте разберёмся вместе.

- Подберите однокоренное слово к слову «ценности» - ценить, цена

- Объясните значение этого слова:

Ценить что-то – значит считать это важным - А что такое «ценности

Следовательно, «жизненные ценности» - (слайд)

Словарная работа: приоритет, контекст (выписаны на доске заранее)

Ценить что-то — значит считать это важным;

ценности – это то, что важно для человека в определенном контексте;

все, что дорого человеку, может быть названо ценностью.

Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Жизненные ценности - это то, что является приоритетом для той или иной личности.

Учитель: Жизненные ценности человека формируются с самого детства. Они

оказывают непосредственное воздействие на формирование мировоззрения. Какие жизненные ценности заложили в вас самих родители, учителя, книги? (ответы учащихся)

Среди основных жизненных ценностей человека можно выделить следующие:

счастливая семейная жизнь;

наличие хороших друзей;

материально обеспеченная жизнь;

любовь;

свобода;

здоровье;

интересная работа;

активная деятельная жизнь;

красота природы и искусства;

творчество;

познание;

уверенность в себе.

- Почему важно знать свои жизненные ценности? (Ответ учащихся:«Они помогают…»)

Учитель: Итак, мы рассмотрели первую часть вашего сочинения. С чего обязательно должно начинаться сочинение? А далее? Вернёмся к содержанию текста. Что представляет из себя семья, в которой жил Коля? А как сложилась жизнь в этой семье? Перечислите героев данного текста. Сколько их всего?Назовите жизненные ценности этих героев. После ответов

Коли:

взаимопонимание в семье;

уважение к чувствам окружающих;

доброта;

милосердие;

забота о слабых;

взаимопомощь.

Отца, Елены Станиславовны, Нели:

( на основании содержания текста назовите 2-3 их приоритета)

- Как вы думаете, на чьей стороне оказался автор? Почему? (Ответы)

Какими примерами из текста вы можете подтвердить сказанное?

- Это был пример из прочитанного текста.

- Второй аргумент – это пример из жизненного опыта. Лучшим опытом являются прочитанные книги.

Назовите жизненные ценности героев литературных произведений.

Учитель: А сейчас вы должны будете написать свою часть сочинения. Тезис дан в готовом виде на слайде.

1 группа пишет комментарий к данному тезису;

2 группа приводит первый аргумент;

3 группа приводит второй аргумент;

4 группа пишет вывод.

Чтение получившихся работ.

Рефлексия.

- Какие навыки вы приобрели сегодня на уроке?

- Какие из этапов работы над сочинением остались за рамками нашего разговора, что вам предстоит сделать дома?

- Назовите самую непреодолимую преграду на пути к пятерке, получению максимального балла на экзамене.

10. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на предложенную тему; индивидуальное задание: проверить работу, выставить баллы по критериям.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации