Презентация по русскому языку «Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Человек и окружающие его люди»»

4
0
Материал опубликован 5 August 2017 в группе

Предварительный просмотр презентации

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ «СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ» «ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЕ ЕГО ЛЮДИ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧИТЬ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ

4. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ В Н И М А Н И Е !!! ТРИ ТИПА РЕЧИ: П- ПОВЕСТВОВАНИЕ О – ОПИСАНИЕ Р - РАССУЖДЕНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ РАССУЖДАТЬ - ЗНАЧИТ ДОКАЗЫВАТЬ I. ВСТУПЛЕНИЕ ТЕЗИС-ТО, ЧТО НАДО ДОКАЗАТЬ II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЫВОД, СЛЕДСТВИЕ

СЛОВАРНАЯ РАБОТА ДАЙТЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ: МОРАЛЬ НРАВСТВЕННОСТЬ ЭТИКА МАНЕРА

СЛОВАРНАЯ РАБОТА МОРАЛЬ- НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ, СВОД ПРАВИЛ НРАВСТВЕННОСТИ, ЭТИКИ. НРАВСТВЕННОСТЬ-СОВОКУПНОСТЬ НОРМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ ЭТИКА- СОВОКУПНОСТЬ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ МАНЕРА –СПОСОБ ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В ОБЩЕСТВЕ

РАБОТА ПО ТЕКСТУ ТАТЬЯНА ТЭСС (НАСТОЯЩИЕ ИМЯ И ФАМИЛИЯ - ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА СОСЮРА; 1906 − 1983) — РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ЖУРНАЛИСТ И ПУБЛИЦИСТ, МНОГОЛЕТНЯЯ СОТРУДНИЦА ГАЗЕТЫ «ИЗВЕСТИЯ».

ОЧЕРК «ПАМЯТНИК ПОДЛЕЦУ» МНЕ РАССКАЗАЛИ НЕДАВНО ИСТОРИЮ О ЕЛКЕ, ПОСАЖЕННОЙ В ОДНОМ МОСКОВСКОМ ДВОРЕ. ЭТО БЫЛА ГОЛУБАЯ СЕРЕБРИСТАЯ ЕЛЬ. ГОЛУБОЕ ДЕРЕВО ИЗ СКАЗКИ. ЖИЛЬЦЫ, ВЪЕХАВШИЕ В НОВЫЙ ДОМ, ПОСАДИЛИ ЕЛКУ САМИ. ДЛЯ НЕЕ ВЫРЫЛИ ГЛУБОКУЮ ЯМУ, ПОДГОТОВИЛИ ЕЙ ХОРОШУЮ РЫХЛУЮ ЗЕМЛЮ, ОБЛОЖИЛИ ДНО ЯМЫ ЛЕСНЫМ ДЕРНОМ. ПРИВЕЗЛИ ДАЖЕ НЕМНОГО ХВОИ ИЗ ЛЕСА И ПОСЫПАЛИ ВОКРУГ ЕЛКИ, ЧТОБЫ ОНА ЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ КАК ДОМА. ДЕРЕВО ПРИНЯЛОСЬ. НА ВЕТКАХ ПОЯВИЛИСЬ СВЕЖИЕ, ПУШИСТЫЕ ПОБЕГИ. ГОЛУБАЯ ЕЛЬ СТАЛА ГОРДОСТЬЮ ВСЕГО ДОМА, ЕГО УКРАШЕНИЕМ. ОНА ПЫШНО РАЗРОСЛАСЬ, И ВЕЧЕРОМ, ЕСЛИ ВЫ ПРОХОДИЛИ МИМО, ВАС КАСАЛСЯ ЗАДУМЧИВЫЙ И ЩЕМЯЩИЙ ЗАПАХ ЛЕСНОЙ ХВОИ, ЗАПАХ ДЕТСТВА, ЗАПАХ ЧИСТОТЫ. И ВОТ ОДНАЖДЫ, ПЕРЕД НОВЫМ ГОДОМ, ЖИЛЬЦЫ, ВЫЙДЯ ИЗ ДОМА РАННИМ УТРОМ, УВИДЕЛИ, ЧТО ЕЛКУ КТО-ТО СРУБИЛ. СРУБИЛ НЕ У КОРНЯ, А ЗАБРАЛ ЮНУЮ ПУШИСТУЮ ВЕРХУШКУ. ИЗУРОДОВАННОЕ ДЕРЕВО СТОЯЛО ВО ДВОРЕ, БЕСПОМОЩНО РАСПЛАСТАВ ОСТАВШИЕСЯ НИЖНИЕ ВЕТВИ, СЛОВНО ЕМУ ОТРУБИЛ ГОЛОВУ ПАЛАЧ. ЛЮДИ ДОЛГО СМОТРЕЛИ НА ЕЛЬ, НЕ ВЕРЯ СВОИМ ГЛАЗАМ, — СМОТРЕЛИ С БОЛЬЮ, СОДРОГАНИЕМ, ГНЕВОМ... НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ЖИЛЬЦЫ ПРИКРЕПИЛИ К ДЕРЕВУ ТАБЛИЧКУ. ТАБЛИЧКА БЫЛА СДЕЛАНА ДОБРОТНО, СТАРАТЕЛЬНО, НА НЕЙ БЫЛО НАПИСАНО КРУПНЫМИ ОТЧЕТЛИВЫМИ БУКВАМИ: «ПАМЯТНИК ПОДЛЕЦУ, КОТОРЫЙ ПОД НОВЫЙ ГОД СРУБИЛ ЭТУ ЕЛКУ». ЕЛЬ ЗАСОХЛА И УМЕРЛА. ТАБЛИЧКА НА МЕРТВОМ ДЕРЕВЕ УКРЕПЛЕНА ДО СИХ ПОР. ЧЕЛОВЕК, УБИВШИЙ ДЕРЕВО, ПРОХОДИТ, МОЖЕТ БЫТЬ, МИМО НЕГО КАЖДЫЙ ДЕНЬ. И КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЕРТВАЯ ЕЛЬ, КАК МОЛЧАЛИВЫЙ УКОР СОВЕСТИ, НАПОМИНАЕТ ЕМУ О СОДЕЯННОМ.

Д.С. ЛИХАЧЁВ В 1947 защитил докторскую диссертацию "Очерки по истории литературных форм летописания XI - XVI вв.". 1946-1953 - профессор ЛГУ. 1953 - член-корреспондент АН СССР, 1970 - академик АН СССР, 1991 - академик РАН. Иностранный член Академий наук: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973). Почетный доктор университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970). 1986 - 1991 - председатель правления Советского фонда культуры, 1991 - 1993 - председатель правления Российского международного фонда культуры. Государственная премия СССР (1952, 1969). 1986 - Герой Социалистического Труда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Первый кавалер возрожденного ордена Святого Андрея Первозванного (1998).

ПИСЬМО ТРИНАДЦАТОЕ «О ВОСПИТАННОСТИ» (1)ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ РУКОВОДСТВА ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ХОРОШИХ МАНЕР? (2) ПРОСТОЕ ЛИ ЭТО СОБРАНИЕ ПРАВИЛ, «РЕЦЕПТОВ» ПОВЕДЕНИЯ, НАСТАВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ТРУДНО ЗАПОМНИТЬ ВСЕ? (3) В ОСНОВЕ ВСЕХ ХОРОШИХ МАНЕР ЛЕЖИТ ОДНА ЗАБОТА — ЗАБОТА О ТОМ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК НЕ МЕШАЛ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ВСЕ ВМЕСТЕ ЧУВСТВОВАЛИ БЫ СЕБЯ ХОРОШО... (4) МАНЕРЫ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА — ВСЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СДЕРЖАННЫМ И... КРАСИВЫМ. (5) ИБО ЛЮБАЯ КРАСОТА НЕ УТОМЛЯЕТ. (6) ОНА «СОЦИАЛЬНА». (7) И В ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ХОРОШИХ МАНЕРАХ ЕСТЬ ВСЕГДА ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ. (8) НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО ХОРОШИЕ МАНЕРЫ — ЭТО ТОЛЬКО МАНЕРЫ, ТО ЕСТЬ НЕЧТО ПОВЕРХНОСТНОЕ. (9) СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ ВЫ ВЫЯВЛЯЕТЕ СВОЮ СУТЬ. (10) ВОСПИТЫВАТЬ В СЕБЕ НУЖНО НЕ СТОЛЬКО МАНЕРЫ, СКОЛЬКО ТО, ЧТО ВЫРАЖАЕТСЯ В МАНЕРАХ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ: К ОБЩЕСТВУ, К ПРИРОДЕ, ДАЖЕ К ЖИВОТНЫМ И ПТИЦАМ, К РАСТЕНИЯМ, К КРАСОТЕ МЕСТНОСТИ, К ПРОШЛОМУ ТЕХ МЕСТ, ГДЕ ЖИВЕШЬ, И Т.Д. (11) НАДО НЕ ЗАПОМИНАТЬ СОТНИ ПРАВИЛ, А ЗАПОМНИТЬ ОДНО — НЕОБХОДИМОСТЬ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГИМ. (12) А ЕСЛИ У ВАС БУДЕТ ЭТО И ЕЩЕ НЕМНОГО НАХОДЧИВОСТИ, ТО МАНЕРЫ САМИ ПРИДУТ К ВАМ ИЛИ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, ПРИДЕТ ПАМЯТЬ НА ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ, ЖЕЛАНИЕ И УМЕНИЕ ИХ ПРИМЕНЯТЬ. (ПО ЛИХАЧЕВУ).

АНАЛИЗ ТЕКСТА ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ ТЕКСТА КАКОВА ПРОБЛЕМАТИКА ТЕКСТА ОПРЕДЕЛИТЕ ИДЕЮ ТЕКСТА ОПРЕДЕЛИТЕ ПОЗИЦИЮ АВТОРА ТЕКСТА ОПРЕДЕЛИТЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА НРАВСТВЕННОСТЬ

РАБОТАЕМ НАД ВСТУПЛЕНИЕМ ТЕЗИС- ПРОБЛЕМА, ЗАЯВЛЕННАЯ В НАЗВАНИИ ТЕМЫ И ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ПРОСЛУШАННЫЙ И ПРОЧИТАННЫЙ ТЕКСТЫ. ПРОБЛЕМА МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНА: 1. В ВИДЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ТЕЗИСА, НУЖДАЮЩЕГОСЯ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ 2.КАК ОПИСАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ВЫЗВАННОГО ПРОЧИТАННЫМ И ПРОСЛУШАННЫМ ТЕКСТАМИ 3.ПРИ ПОМОЩИ РИТОРИЧЕСКОГО ВОПРОСА 4.С ПОМОЩЬЮ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, АФОРИЗМОВ И Т.Д.

ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ: 1. В НАШЕ ВРЕМЯ ОСОБЕННО ОСТРО СТОИТ НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА – ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. 2. ТЕКСТЫ О ХОРОШИХ МАНЕРАХ И О ГОЛУБОЙ ЕЛИ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫ И ПОУЧИТЕЛЬНЫ. В НИХ ПОДНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМА УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ: ЛЮДЯМ, ЖИВОТНЫМ, ПТИЦАМ, РАСТЕНИЯМ.

РАБОТАЕМ НАД ВСТУПЛЕНИЕМ 3. ВСЕГДА ЛИ МЫ УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИМСЯ ДРУГ К ДРУГУ? УМЕЕМ ЛИ МЫ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ И ТЕРПИМЫМИ? ЭТИ ВОПРОСЫ ЗАДАЮТ СЕБЕ МНОГИЕ; 4. ВСЕМ ИЗВЕСТНА ПОГОВОРКА «НЕ ЖЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ». В НЕЙ СКРЫВАЕТСЯ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ: НУЖНО УВАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ НАС ЛЮДЕЙ.

РАБОТАЕМ НАД ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ ЧТО ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОД БЕРЕЖНЫМ ОТНОШЕНИЕМ ? В ЧЕМ ОНО ДОЛЖНО ПРОЯВЛЯТЬСЯ И КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ? В ЧЕМ РАЗУМНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНО У ВАС? СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ Д.С. ЛИХАЧЁВА: «НАДО НЕ ЗАПОМИНАТЬ СОТНИ ПРАВИЛ, А ЗАПОМНИТЬ ОДНО – НЕОБХОДИМОСТЬ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГИМ» КАК ВЫ ЭТО ПОНИМАЕТЕ? ВОСПИТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ В СЕБЕ ЭТО ЧУВСТВО ? ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТИ ДВА ТЕКСТА ВЗЯТЫ ЗА ОСНОВУ УРОКА?

РАБОТА НАД ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ВЫВОД –ЭТО ДОКАЗАННЫЙ ТЕЗИС. ВЫВОД ДОЛЖЕН БЫТЬ СВЯЗАН С ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ И ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ТЕКСТА- ЗАВЕРШЁННОСТЬ. СООБЩЕНИЕ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ И ЕЁ ОЦЕНКЕ АВТОРАМИ ДВУХ ТЕКСТОВ.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ВСТУПЛЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ? ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ. ПРОБЛЕМА- «СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ ВЫ ВЫЯВЛЯЕТЕ СВОЮ СУТЬ»? КОММЕНТАРИЙ - КАКИЕ КАЧЕСТВА ДОЛЖЕН ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК? ПОЗИЦИЯ АВТОРА ТЕКСТА- НУЖНО УВАЖАТЬ ЛЮДЕЙ, УЧИТЬСЯ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В ЧЕМ АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ?

ИТОГ УРОКА О КАКОЙ ПРОБЛЕМЕ, ПОДНЯТОЙ АВТОРАМИ ТЕКСТОВ, МЫ СЕГОДНЯ ГОВОРИЛИ? АКТУАЛЬНА ЛИ ОНА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ? КАКОЙ ВЫВОД ВЫ СДЕЛАЛИ ДЛЯ СЕБЯ НА ЭТОМ УРОКЕ?

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.