Конспект урока русского языка в 3 классе «Падеж имён существительных»
Конспект урока русского языка в 3 классе
(УМК «Школа 21 века»)
Тема: «Падеж имён существительных»
Цель: создать условия для развития умений распознавать имена существительные в разных падежных формах.
Задачи урока:
Образовательная: закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже.
Развивающая: развивать умение ставить падежные вопросы, распознавание падежа по вопросу, окончанию, предлогам, развивать речь, мышление, внимание.
Воспитательная: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь.
Тип урока: урок совершенствования способов действий (урок закрепления).
Планируемые результаты (предметные): владение первоначальными навыками определения падежных форм имён существительных в словосочетаниях и предложениях, умением различать внешне сходные падежные формы, обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных.
Личностные результаты: владение первоначальными навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т.ч. в информационной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь анализировать объекты, выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты, обобщать, работать со словарём.
Регулятивные: уметь определять учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | |
Орг. момент и эмоциональный настрой. Актуализация знаний. Локализация индивидуальных затруднений.
Целеполагание и построение плана работы.
Реализация плана. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Подведение итогов. Рефлексия. | - Сегодня замечательный зимний день. Желаю вам хорошего настроения, удачи и творческой работы на уроке. Наш урок хочу начать со стихотворных строк, которые я выбрала неслучайно. Послушайте и догадайтесь, почему? Не печалься, не грусти, - На камазе, на мопеде, Прыть свою оно не сбавит, - Верно, на уроках русского языка мы изучаем имя существительное, часть речи, которая называет множество различных предметов. - Ребята, сейчас у вас есть хорошая возможность показать свои знания об имени существительном, как части речи. Продолжите предложения: - Имя существительное отвечает на вопросы… - Существительное обозначает… - В предложении существительные является чаще всего… - Имена существительные могут быть женского… - Имена существительные изменяются по… - В русском языке 6…. - Вопросы кем? чем?-вопросы….падежа. - Вопросы кому? чему? – вопросы…падежа. - Эти знания об имени существительном нам сегодня ох как пригодятся. - Сейчас внимание на экран. Прочтите отрывок из стихотворения С. Есенина Белая берёза На пушистых (ветка) - Что вы заметили? - Попробуйте сформулировать тему урока. - Верно тема нашего урока «Падеж имён существительных». - Тема для вас новая? - Умеете определять падеж существительных - Подумайте, какое задание по этому стихотворению можно выполнить? - Выполните это задание. - Как вы действовали при определении падежей существительных? - Подумайте и скажите, на каком этапе действия по алгоритму вы испытываете затруднения. Попробуйте оценить своё умение определять падеж существительных. На шкале у себя на листочках укажите, на каком уровне вы умете это делать. Зафиксируйте своё затруднение. - Какова цель нашего урока? - Сформулируйте учебные задачи. - Давайте спланируем работу, чтобы прийти к цели урока. - Какие учебные действия приведут к цели? С чего начнём? - Как будем продвигаться дальше? Какие умения надо отработать, чтобы научиться писать без. окон. глаголов? План работы: Падеж Оцениваем Делаем вывод Контролируем Отрабатываем Повторяем - План готов. Приступаем к работе. - Давайте ещё раз повторим все шаги алгоритма при определении падежа существительного. - Что еще поможет правильно определить падеж? - Предлагаю поработать в паре. На парте карточки, на которых записаны пословицы, в которых пропущены слова. Вставьте пропущенные слова, определите падеж этих слов, работая по алгоритму. …за деньги не купишь. Не имей сто рублей, а имей сто … - Проверяем работу. - Что будете доказывать? - Следующую пословицу запишите самостоятельно в тетрадь и вставьте пропущенные слова, определите падеж. - Какие действия вы выполняли, чтобы правильно определить падеж? - Выполнив данное задание, какие умения отрабатываем? - Работа по учебнику на стр. 27 упр. 2. Самостоятельно найдите и выпишите сочетания слов с именами существительными в творительном падеже. - Взаимопроверка. Что будем сейчас проверять? - Что помогло верно выполнить это задание? - На классном панно карточки с предлогами. Вынесите на доску предлоги 1 ряд: дательного падежа, 2 ряд: предложного падежа, 3 ряд: винительного падежа. - Для чего нужно знать предлоги, с которыми могут употребляться существительные? - Существительные, в форме какого падежа употребляются без предлогов? - Ребята, выполнив следующее задание, вы сможете проверить, на сколько правильно вы научились определять падеж существительных. На слайде 3 задания с разным уровнем сложности. Прочтите все задания и выберите то, с которым сможете справиться. 1. Спиши предложение, определи падеж имён существительных. Поезд отъезжал от перрона. 2. Поставь слова в скобках в нужную форму. Летит над (село), вышел из (дом), растёт под (окно). 3. Выпиши существительные в форме предложного падежа. Мы с сестрой гостили в деревне у бабушки и любили купаться в реке. - Кто выбрал первое задание? Второе? Третье задание? - Рада, что все три задания были вами выбраны. - Самопроверку выполните по образцу. - Кто справился без ошибок? Как считаете, что вам помогло справиться без ошибок? - Кто допустил ошибку? Как считаете, почему? - В чём было затруднение? Сделайте вывод, изменение по падежам - это изменение… - Наш план работы выполнен. Пришло время подвести итог урока. - Над какой темой работали? - Как считаете, урок цели достиг? - Все учебные задачи были вами решены? - Что помогло вам прийти к цели? - Чему учились? - Что вам удавалось легко? - На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас в конце урока обладаете умением определять падеж существительных. - Удалось ли каждому из вас ликвидировать своё затруднение? - Считаю, что урок цели достиг. Вы показали хорошие знания об имени существительном. Почти все научились безошибочно определять падеж. Работали плодотворно, сплочённо. Благодарю за работу на уроке. | - В этом четверостишии много имён существительных, а мы изучаем на уроках русского языка имя существительное. - Тема урока «Падеж имён существительных».
- Да, умеем.
- Сочетания слов с существительными в творительном падеже. -Предлоги помогут определить падеж существительного. - Существительные в форме Именительного падежа. (Самостоятельно выполняют) - формы слова. |
Белавина Виталина Николаевна