Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Названия предметов, действий и признаков»
Открытый урок по предмету «Русский язык» 4 класс АООП вариант 1
Тема урока: «Название предметов, действий и признаков»
Цель: создание условий для повторения и закрепления умений различать по вопросам слава-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Задачи:
- Формировать умение задавать вопросы к словам, обозначающим предмет, действие и признак;
- Формировать умение различать по вопросам слова-предметы, слова-действия, слова-признаки;
- Обогащать словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное внимание;
- Развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, умение отвечать полным предложением;
- Развивать долговременную память, зрительную память и внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность;
- Воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
- Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Систематизируются знания: на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет, действие, признак.
Может сформироваться умения: различать слова, обозначающие предмет, действие, признак; классифицировать их.
Личностные:
-подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, взаимодействию с группой обучающихся;
-самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
-положительное отношение к окружающей действительности.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Психологический настрой
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Основная часть
Проверка домашнего задания
- Какое было домашнее задание? (нужно было найти в тексте слова, обозначающие признак предмета)
- (слайд) Прочитайте текст. О чем этот текст? (этот текст о зиме)
- Сколько в нем предложений? (в этом тексте 3 предложения)
- Прочитай первое предложение. О чем это предложение? (о дне)
- На какой вопрос отвечает это слово? (что?)
- Что оно обозначает? (предмет).
- Для того что бы найти признак предмета, какой вопрос надо поставить? (день какой?)
- День какой? (день ясный).
- Как нужно подчеркнуть? (волнистой линией)
- Прочитайте следующее предложение … (работа со всеми предложениями).
Работа в тетради.
- Кто мне скажет, какое сегодня время года?
- Какой месяц?
- Какой день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели наступить завтра?
- Какое число?
- Молодцы, ребята. Откройте тетради. Положите их правильно на парте.
- Вспомним правила посадки при письме (читаю)
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь!
(Слайд) Запишите дату. Классная работа. Обратите внимание на орфограммы в словах «КЛАССНАЯ РАБОТА». В слове «КЛАССНАЯ» пишется удвоенная согласная «СС». В слове «РАБОТА» безударная гласная «А».
- В сказочном царстве, снежном государстве жила была волшебница Зима (видео появления зимы). Пришло время, и она спустилась на землю. Зима рассыпала белые пушистые снежинки из волшебного мешка и укрывала леса, поля, луга, реки, озера, дома и деревья пушистым белым покрывалом. С ней были и ее маленькие помощники - снеговики. Пришло время Зиме возвращаться обратно, но случилась беда, она потеряла своих помощников. Они остались в нашем городе.
И сегодня она обращается к нам с просьбой помочь отправить снеговиков к ней обратно. Перевезти снеговиков мы можем только на волшебном поезде. Но поезд сломался, сошел с рельс. И чтобы починить его нам необходимо выполнить задания.
Минутка чистописания.
- Наша гостья Зима приготовила для вас минутку чистописания (на снежинке)
Послушайте загадку:
Палочка и палочка,
Между ними - галочка.
И понятно сразу всем –
Получилась буква…
- Правильно, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Мм.
- Что можно сказать об этой букве? (согласная, звонкая, непарная)
- Ребята, давайте подготовим руку к письму и проведем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки
Распускают лепестки – раскрыть пальцы
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет – пошевелить пальцами
Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки
Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук
- Посмотрите на доску и вспомните, как правильно нужно писать букву М (слайд)
- Проследите глазами за направлением стрелок!
- Пропишем строчку букву М большую и маленькую чередуя большая – маленькая.
- Далее пропишем строчку соединение МЕ и МЕТ
- Отложили снежинки в сторону.
Работа с учебником, знакомство с новым словарным словом.
- Ребята, сейчас откроем учебник на странице 38, упражнение 1.
- Рассмотри рисунок и прочитай слово МЕТРО.
- Кто знает, что такое метро? (слайд)
Метро – это близкий родственник железной дороги, только полностью электрифицированный. Это подземный транспорт. Первое метро появилось в Москве.
Вернемся к упражнению.
- Прочитай слово по слогам.
- Какую гласную в слове надо запомнить?
- Запиши слово по образцу, подчеркни трудную букву (это еще одно словарное слово, написание которого нам надо запомнить) Обведите слово в рамочку.
Физкультминутка
Мы становимся все выше.
Достаем до самой крыши.
Широко расставим ноги,
Словно в танце – руки в боки.
Наклонимся влево, вправо.
Получается на славу.
Мы немножко будем хлопать.
Мы немножко будем топать.
Повернемся – обернемся,
И к работе все вернемся.
- Ребята, посмотрите на экран, нам необходимо разгадать ребусы и узнать тему сегодняшнего урока. (слайд)
,
ЗИ Зима. На какой вопрос отвечает это слово? (Что?) Что обозначает? (предмет)
,
НА ИЛА Наступила. На какой вопрос отвечает слово? (Что сделала?) Что обозначает? (действие)
,
МО НАЯ Морозная. На какой вопрос отвечает слово? (Какая?) Что обозначает? (признак)
- Составим предложение с данными словами. Найдем в предложении главные слова: предмет и действие предмета, найдем признак предмета.
Наступила морозная зима. (слайд)
- Кто догадался, какая тема урока?
- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о словах, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета. Повторим, что мы уже знаем по этой теме и обязательно узнаем что-то новое.
Разминка для глаз (слайд)
3. Работа по теме урока
- Ребята, пришло время нам свами начать ремонт поезда. Но для этого, вы помните, нам надо выполнить задания.
1 задание (1 вагон)
- Ребята, у вас на партах лежат карточки с первым заданием.
- На карточке слова, вам необходимо подчеркнуть слова, которые обозначают предмет.
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет? (кто? что?) Как подчеркиваются в предложении? Подчеркните слова предметы одной чертой.
- Выполняем задание
- Взаимопроверка, обмениваемся карточками и проверяем друг друга. Проверка на слайде
- Молодцы, справились с заданием и поставили первый вагон поезда на рельсы.
2 задание (2 вагон)
Слова, обозначающие действие предметов (learningapps.org)
(если не получается открыть задание, то работаем по карточкам)
- На партах у вас лежат карточки со вторым заданием.
- Вам необходимо соединить стрелочками слова – предметы со словами – действиями.
Кошки зачирикали Птицы зажужжали Лошади крякают Мухи заржали Лягушата квакают Утята замурлыкали Поросята хрюкают |
- Проверяем по слайду
- Молодцы, справились с заданием и поставили на рельсы второй вагон.
3 задание (3 вагон)
Работа с предметной картинкой.
- Посмотрите на слайд. Что изображено на картинке - ЯБЛОКО. Запишем слово ЯБЛОКО к себе в тетрадь. На какой вопрос отвечает это слово? Что обозначает?
Вам надо подобрать признак к данному слову.
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?
Гордеев Антон – признак по форме
Заварухин Михаил – признак по цвету
Бобренев Данила – признак по вкусу
Киселев Георгий – по величине
Проверка: называй предмет, задавай вопросы к признакам.
Повторим, на какие вопросы отвечает предмет и признак предмета?
- Молодцы, поставили на рельсы третий вагон.
4. Обобщение
- Ребята, вы хорошо выполнили все задания, поставили вагоны на рельсы. Далее нам необходимо правильно рассадить снеговиков по вагонам и отправить поезд обратно в сказочное царство.
(на снеговиках написаны слова. Читаем слово, написанное на снеговике, задаем вопрос и определяем нужный вагон.)
На слайде первый вагон слова – предметы
второй вагон слова – действия
третий вагон слова - признаки
- Проговорить как подчеркиваются в предложении.
Все пассажиры рассажены правильно по своим вагонам можно отправлять поезд. (звук поезда, поезд уехал) Волшебница зима и ее помощники – снеговики говорят вам спасибо и до новых встреч!
5. Домашнее задание
Стр. 39 упр. 4 Объяснить, что надо сделать дома.
Кошки зачирикали Птицы зажужжали Лошади крякают Мухи заржали Лягушата квакают Утята замурлыкали Поросята хрюкают |
Кошки зачирикали Птицы зажужжали Лошади крякают Мухи заржали Лягушата квакают Утята замурлыкали Поросята хрюкают |