Конспект урока по русскому языку для 3 класса «Буквы о, ë после шипящих в корне слова»
Тема урока: Учимся писать буквы о, ë после шипящих в корне слова
Цель: Создание условий для усвоения правописания букв о, ë после шипящих в корне слова
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
научить писать буквы о, ë после шипящих в корне слова; закрепить представление о шипящих звуках; закрепить умение находить проверочные (однокоренные) слова для выбора написания о/е. | организовать деятельность по написанию буквы о, ë после шипящих в корне слова; сформулировать правило написания буквы о, ë после шипящих в корне слова; развивать умения применять правило написания буквы о, ë после шипящих в корне слова; развивать навыки орфографической зоркости; развивать связную речь и мышление. | способствовать повышению уровня мотивации; высказывать собственное мнение и аргументировать его; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. |
Планируемые результаты:
Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | |
формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; на основе наблюдения высказывать предположение о правиле написания буквы о, ë после шипящих в корне слова; выбирать способ проверки в зависимости от задания. | Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). | контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия; |
Тип урока: получение новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Оборудование: интерактивная доска, презентация, таблица «Верю - не верю», карточки со словами, карточки для групповой работы,доска, учебник, тетрадь, тетрадь «Правила».
Источники информации:
Для обучающихся | |
Методические рекомендации программы, Раздаточный и мультимедийный материал собственного изготовления | Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях; Ч I; С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; М., «Вентана – Граф», 2013; |
Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||||||||||||||
I. Организационный | Приветствие Здравствуйте, ребята! Быть должны всегда в порядке Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: Все, что нужно – под рукой! Если все у нас в порядке, значит, «пять» почти в тетрадке! | -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку; -рассаживаются на рабочие места. - проверяют наличие необходимых учебных предметов на столе. | Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | |||||||||||||||
II. Мотивация учебной деятельности (стадия вызова) | Игра «Верите ли вы, что…"
Верите ли вы, что шипящих звуков всего четыре? Верите ли вы, что после шипящих в корне пишется только буква о? Верите ли вы, что после шипящих в корне иногда пишется ë? Верите ли вы, что существует правило написания букв о, ë после шипящих в корне слова? | Индивидуальная работа. Отвечают на вопросы, воспринимают на слух задания, анализируют, дают ответы в таблице. (Учащиеся внимательно слушают высказывание, анализируют его, в первую колонку ставят «+» в знак согласия с утверждением или «-» в знак несогласия. Второй столбик остается пустым). | Личностные: построение логических рассуждений, выявление пробелов и мотивирование к успеху Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем, работать индивидуально. | |||||||||||||||
III. Актуализация новых знаний | (слайд 1) Назовите буквы, обозначающие шипящие звуки. Назовите слова, в которых есть шипящий звук (слайд 2) жук, шило, пчела, щука [ш], [ж], [ч,] [щ] – шипящие звуки. Сколько всего шипящих звуков? (слайд 3) Давайте понаблюдаем, порассуждаем, почему в одних словах после шипящего пишется о, а в других словах – ë. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Мы должны знать способ выбора о, е после шипящих; Мы должны уметь обосновывать свой выбор. Работа в тетрадях. Давайте запишем число, вид работы и тему урока. Графическая работа. Желтый/….. Подберите однокоренные слова На доске набор слов. Распределите слова в два столбика по признаку гласная после шипящей: желтый, крыжовник, шов, шелк, щелкнуть, шорох, трущоба, пчелка. желтый крыжовник шелк шов щелкнуть шорох пчелка трущоба Мы видим, что ударный слог находится в корне, значит, правописание о/ë не зависит от ударения. Давайте попробуем подобрать проверочные слова, в которых после шипящих пишется е. Желтый – желтеть Шелк – шелка Щелкнуть – щелчок Пчелка – пчела Крыжовник -… Шорох - … Шов - … Трущоба - … Для первого столбика мы смогли найти проверочные слова, а для второго нет. Какой можно сделать вывод? Работа с тетрадью «Правила» Орфограмма о/ë после шипящих в корне Ë – если к данному слову можно подобрать проверочное с буквой е. Пчелы – пчела, желтый – желтеть. В остальных случаях пишем О. Шорты, шорох. | Анализируют представленную информацию на слайде, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя. Читают слова на слайде, анализируют наглядную информацию, произносят, слушают звучание звуков, делают предположения. Буквы о, е после шипящих в корне слова. Работа у доски. Совершенствуют навык письма, закрепляют морфемный разбор. Производят классификацию по заданному признаку. Подбирают проверочные слова. Анализируют группы слов, делают выводы. Формулируют правило. Фиксируют в тетради новое правило. | Личностные: построение логических рассуждений, анализ информации Регулятивные: умение применять полученные знания на практике, обосновывать свой выбор, делать выводы Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. | |||||||||||||||
IV. Физминутка | Звучит аудиофон | Выполняют простые физические упражнения, направленные на снятие напряжения в мышцах, вызванного длительным статическим положением. | Личностные: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность | |||||||||||||||
V. Закрепление новых знаний (стадия осмысления) | Работа с учебником. Давайте выполним упражнение 2 (с. 113) Найдите лишнее слово в каждой группе. Запишите группы, исключая лишнее слово. Давайте проверим, что у вас получилось. [Если останется время, организовать работу в группах (карточки) на закрепление изученного материала.]
| Работа в парах. Строят логические рассуждения, выполняют работу сообща, определяются, кто из пары будет доказывать общий выбор. [Работа в группах] | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. | |||||||||||||||
VI. Итог | А теперь вернемся к нашей игре «Верю - не верю» 1. Верите ли вы, что шипящих звуков всего четыре? (+) 2. Верите ли вы, что после шипящих в корне пишется только буква о? (-) 3. Верите ли вы, что после шипящих в корне иногда пишется ë? (+) 4. Верите ли вы, что существует правило написания букв о, ë после шипящих в корне слова?(+) Дома вы выполните упражнение 1 (с. 113) | Проверяют свои знания, которыми оперировали в начале урока. Исправляют ошибки. Записывают домашнее задание. | Личностные: мотивация учебно-познавательной деятельности, ответственности, дисциплинированности | |||||||||||||||
VII. Рефлексия | Сегодня мы определенно достигли успеха и узнали много нового. Поднимайте руку, если ваш ответ «да!»: Я знаю, когда пишется ë после шипящих в корне слова; Я знаю, когда пишется о после шипящих в корне слова; Я знаю, сколько всего шипящих звуков. А теперь поделитесь своим мнением: Было интересно… Было удивительно… Было трудно… Понравилось… | Оценивание своих знаний учащимися. | Личностные: углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей. |
Верю (+) | Не верю (-) | |||
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | |
Верю (+) | Не верю (-) | |||
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | |
Верю (+) | Не верю (-) | |||
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | |
Верю (+) | Не верю (-) | |||
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | |
Верю (+) | Не верю (-) | |||
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | |
Верю (+) | Не верю (-) | |||
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | |
Верю (+) | Не верю (-) | |||
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | |
Верю (+) | Не верю (-) | |||
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | |
Верю (+) | Не верю (-) | |||
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | |
Верю (+) | Не верю (-) | |||
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | |
Верю (+) | Не верю (-) | |||
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | |
7