12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Этника27965
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Начальный метод»

 Тема урока: Учимся писать буквы о, ë после шипящих в корне слова

Цель: Создание условий для усвоения правописания букв о, ë после шипящих в корне слова

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

научить писать буквы о, ë после шипящих в корне слова;

закрепить представление о шипящих звуках;

закрепить умение находить проверочные (однокоренные) слова для выбора написания о/е.


организовать деятельность по написанию буквы о, ë после шипящих в корне слова;

сформулировать правило написания буквы о, ë после шипящих в корне слова;

развивать умения применять правило написания буквы о, ë после шипящих в корне слова; развивать навыки орфографической зоркости;

развивать связную речь и мышление.

способствовать повышению уровня мотивации;

высказывать собственное мнение и аргументировать его; участвовать в обсуждении проблемных вопросов;

формировать умение   планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.


Планируемые результаты:

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;

применять алгоритм;

поиск и выделение необходимой информации; на основе наблюдения высказывать предположение о правиле написания буквы о, ë после шипящих в корне слова;

выбирать способ проверки в зависимости от задания.


Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения


развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах).


контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;


Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: интерактивная доска, презентация, таблица «Верю - не верю», карточки со словами, карточки для групповой работы,доска, учебник, тетрадь, тетрадь «Правила».

Источники информации:

Для учителя

Для  обучающихся

Методические рекомендации программы,

Раздаточный и мультимедийный материал собственного изготовления

Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях; Ч I; С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; М., «Вентана – Граф», 2013;





Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

I. Организационный

Приветствие

Здравствуйте, ребята!

Быть должны всегда в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

Все, что нужно – под рукой!

Если все у нас в порядке, значит, «пять» почти в тетрадке!

-приветствуют учителя,

-визуально контролируют свою готовность к уроку;

-рассаживаются на рабочие места.

- проверяют наличие необходимых учебных предметов на столе.

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

II. Мотивация учебной деятельности


(стадия вызова)

Игра «Верите ли вы, что…"

Верю – не верю

1



2



3



4



Верите ли вы, что шипящих звуков всего четыре?

Верите ли вы, что после шипящих в корне пишется только буква о?

Верите ли вы, что после шипящих в корне иногда пишется ë?

Верите ли вы, что существует правило написания букв о, ë после шипящих в корне слова?



Индивидуальная работа.

Отвечают на вопросы, воспринимают на слух задания, анализируют, дают ответы в таблице.

(Учащиеся внимательно слушают высказывание, анализируют его, в первую колонку ставят «+» в знак согласия с утверждением или «-» в знак несогласия. Второй столбик остается пустым).


Личностные:  построение логических рассуждений, выявление пробелов и мотивирование к успеху Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике 

Познавательные:  актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем, работать индивидуально.






III. Актуализация новых знаний

(слайд 1)

t1606222382aa.png

Назовите буквы, обозначающие шипящие звуки.

Назовите слова, в которых есть шипящий звук

(слайд 2)

t1606222382ab.png

жук, шило, пчела, щука

[ш], [ж], [ч,] [щ] – шипящие звуки.

Сколько всего шипящих звуков?


t1606222382ac.png

(слайд 3)

t1606222382ad.png

Давайте понаблюдаем, порассуждаем, почему в одних словах после шипящего пишется о, а в других словах – ë.





Сформулируйте тему сегодняшнего урока.


Мы должны знать способ выбора о, е после шипящих;

Мы должны уметь обосновывать свой выбор.

Работа в тетрадях.

Давайте запишем число, вид работы и тему урока.


Графическая работа.

Желтый/…..


Подберите однокоренные слова

На доске набор слов.

Распределите слова в два столбика по признаку гласная после шипящей: желтый, крыжовник, шов, шелк, щелкнуть, шорох, трущоба, пчелка.


желтый крыжовник

шелк шов

щелкнуть шорох

пчелка трущоба


Мы видим, что ударный слог находится в корне, значит, правописание о/ë не зависит от ударения.

Давайте попробуем подобрать проверочные слова, в которых после шипящих пишется е.

Желтый – желтеть

Шелк – шелка

Щелкнуть – щелчок

Пчелка – пчела


Крыжовник -…

Шорох - …

Шов - …

Трущоба - …


Для первого столбика мы смогли найти проверочные слова, а для второго нет.

Какой можно сделать вывод?



Работа с тетрадью «Правила»

Орфограмма о/ë после шипящих в корне

Ë – если к данному слову можно подобрать проверочное с буквой е.

Пчелы – пчела, желтый – желтеть.

В остальных случаях пишем О.

Шорты, шорох.

Анализируют представленную информацию на слайде, делают выводы.

Отвечают на вопросы учителя.





























Читают слова на слайде, анализируют наглядную информацию, произносят, слушают звучание звуков, делают предположения.


Буквы о, е после шипящих в корне слова.







Работа у доски.

Совершенствуют навык письма, закрепляют морфемный разбор.






Производят классификацию по заданному признаку.










Подбирают проверочные слова.

Анализируют группы слов, делают выводы.



















Формулируют правило.



Фиксируют в тетради новое правило.



Личностные:  построение логических рассуждений, анализ информации Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике, обосновывать свой выбор, делать выводы 

Познавательные:  актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.





IV. Физминутка

Звучит аудиофон

Выполняют простые физические упражнения, направленные на снятие напряжения в мышцах, вызванного длительным статическим положением.

Личностные: умение   планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

V. Закрепление новых знаний

(стадия осмысления)

Работа с учебником.

Давайте выполним упражнение 2 (с. 113)

Найдите лишнее слово в каждой группе. Запишите группы, исключая лишнее слово.


Давайте проверим, что у вас получилось.


[Если останется время, организовать работу в группах (карточки) на закрепление изученного материала.]

ш..рох


щ..лкать


обж..ра


пч..лка


щ..чка

щ..тка


реш..тка


капюш..н


ш..в


ж..лудь

ш..рты


ч..рный


ш..л


ж..лудь


крыж..вник


Работа в парах.

Строят логические рассуждения, выполняют работу сообща, определяются, кто из пары будет доказывать общий выбор.




[Работа в группах]





Личностные:  построение логических рассуждений Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике 

Познавательные:  актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем группой.

VI. Итог


А теперь вернемся к нашей игре «Верю - не верю»

1. Верите ли вы, что шипящих звуков всего четыре? (+)

2. Верите ли вы, что после шипящих в корне пишется только буква о? (-)

3. Верите ли вы, что после шипящих в корне иногда пишется ë? (+)

4. Верите ли вы, что существует правило написания букв о, ë после шипящих в корне слова?(+)

Дома вы выполните упражнение 1 (с. 113)



Проверяют свои знания, которыми оперировали в начале урока. Исправляют ошибки.

Записывают домашнее задание.



Личностные: мотивация учебно-познавательной деятельности, ответственности, дисциплинированности

VII. Рефлексия

Сегодня мы определенно достигли успеха и узнали много нового.

Поднимайте руку, если ваш ответ «да!»:

Я знаю, когда пишется ë после шипящих в корне слова;

Я знаю, когда пишется о после шипящих в корне слова;

Я знаю, сколько всего шипящих звуков.

А теперь поделитесь своим мнением:

Было интересно…

Было удивительно…

Было трудно…

Понравилось…

Оценивание своих знаний учащимися.





Личностные: углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные:  формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.








Верю (+)

Не верю (-)

1


1


2


2


3


3


4


4




Верю (+)

Не верю (-)

1


1


2


2


3


3


4


4




Верю (+)

Не верю (-)

1


1


2


2


3


3


4


4




Верю (+)

Не верю (-)

1


1


2


2


3


3


4


4




Верю (+)

Не верю (-)

1


1


2


2


3


3


4


4




Верю (+)

Не верю (-)

1


1


2


2


3


3


4


4




Верю (+)

Не верю (-)

1


1


2


2


3


3


4


4




Верю (+)

Не верю (-)

1


1


2


2


3


3


4


4




Верю (+)

Не верю (-)

1


1


2


2


3


3


4


4


Верю (+)

Не верю (-)

1


1


2


2


3


3


4


4




Верю (+)

Не верю (-)

1


1


2


2


3


3


4


4




Верю (+)

Не верю (-)

1


1


2


2


3


3


4


4






7


Опубликовано в группе «Начальный метод»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.