Урок русского языка «Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Сочетания -оро- -ра-, -оло- -ла-, -ере- - -ре-»

1
0
Материал опубликован 1 June 2020 в группе

Конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему

«Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- -ра-, -оло- -ла-, -ере- - -ре-»


Автор учебника: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (УМК «Гармония»)

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель: создать на уроке условия для организации деятельности учащихся по знакомству с сочетаниями -оро- -ра-, -оло- -ла-, -ере- - -ре-» в словах,

закреплению написания слов с двумя безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением; подбору проверочных слов для нескольких орфограмм в корне.

Задачи предметные:

содействовать применению на практике изученных орфографических правил, в том числе правила правописания слов с двумя безударными гласными в корне; воспитывать чувство уважительного отношения к родному языку.

Планируемые результаты.

Личностные УУД: понимание богатства русского языка, осознанного отношения к качеству своей речи; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры речи.

Способствовать формированию метапредметных УУД:

Регулятивных: ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения; планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий; осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, оценивать свои достижения и трудности.

Познавательных: применять общий способ действия для решения конкретных практических задач; проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативных: участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения; аргументировать свою точку зрения, объяснять, доказывать, рассуждать.

Оборудование урока: рабочая тетрадь, ручка, учебник по русскому языку (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко), доска, презентация к уроку; 3 набора слов: древо, блузка, праздник, дубки, полоса, чувство, злато, лестница, просьба, карандаш, борода, младой, здравие, сторона, голова, столб (работа в группах); лестница успеха (у каждого учащегося). 

Ход урока

Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1 мин.)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. (Слайд 1)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудится.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Ребята, с малой удачи начинается большой успех. Желаю вам успехов на уроке.

2. Актуализация знаний (5 мин.) (Слайд 2)

- Запишите слова в 2 столбика: в первый – с безударными гласными, проверяемыми ударением, а во второй – с непроверяемыми написаниями.

Даны слова: капуста, одежда, морковь, зверек, синеть, голова, лететь, молодой, карандаш, колосок, пенал, магазин, Россия, золотой.

- Проверим, как вы выполнили задание (Слайд 3)

- На какие две группы можно разделить слова, записанные в первый столбик? (слова с одной и двумя безударными гласными в корне, проверяемые ударением)

Какие слова из первого столбика имеют две безударных гласных в корне?

Молодой, колосок, золотой.

- Как мы решаем орфографическую задачу в корне слова? (Подбираем проверочные слова).

- Давайте подберем проверочные слова и проверим написание безударных гласных в корне.

3. Постановка учебной задачи, целеполагание (3 мин.) (Слайд 4)

- Как же действовать, если в слове в корне несколько орфограмм? (Нужно решать каждую орфограмму отдельно.)

- Откройте учебник на стр. 45-46, внимательно рассмотрите. Подумайте, какие цели нашего урока.

Цели: научиться решать несколько орфографических задач в корне слова; познакомиться с короткими сочетаниями в словах: -ра-, -ла-, -ре-, -ле- и сравнить их с более длинными: -оро-, -оло-, -ере-.

4. Открытие нового знания (6 мин.)

- Откройте ТПО (тетрадь на печатной основе) на стр. 20, найдите упр. 44. Вставьте пропущенные буквы в слова, рядом напишите проверочные. (Работа в парах. Далее идет проверка).

Сравните пары слов первого и второго столбиков. Какие сочетания букв заменяют друг друга в парах? (-оло- - -ла-, -оро- - -ра-, -ере- - -ре-)

Давайте прочитаем, как же появились слова с короткими сочетаниями? (стр.18 упр. 45)

5. Физкультминутка (3 мин.)

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели. Вновь за дело!

6. Первичное закрепление новых знаний (6 мин.)

- Допишите слова (стр. 18 упр. 45)

Младшие – молодые, злато – золото, врата – ворота.

- Сочетания -оро-, -оло-, -ере- называют полногласными сочетаниями, а сочетания –ра-, -ла-, -ре- - неполногласными. (Слайд 5)

- Вы познакомились с новыми научными словами. Слова с неполногласными сочетаниями встречаются в современном русском языке. Запишем некоторые из них:

златоглавая Москва, страница, млекопитающие.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (9 мин., работа в группах)

- Перед вами карточки со словами. (Слайд 6) Распределите их в 4 столбика:

в первый – слова с двумя безударными гласными в корне, проверяемыми ударением;

во второй – устаревшие, вышедшие из употребления слова;

в третий – слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова;

в четвертый – слова с непроверяемыми написаниями.

Даны слова: древо, блузка, праздник, дубки, полоса, чувство, злато, лестница, просьба, карандаш, борода, младой, здравие, сторона, голова, столб.

Проверка: (Слайд 7)

первый столбик: борода, полоса, сторона, голова;

второй столбик: древо, злато, младой, здравие;

третий столбик: блузка, дубки, просьба, столб;

четвертый столбик: праздник, чувство, лестница, карандаш.

8. Этап включения в систему знаний и повторения (5 мин.)

- Сегодня на уроке вы познакомились с сочетаниями -оро- - ра-, -оло- - ла-, -ере- - -ре-» в словах, учились подбирать проверочные слова для нескольких безударных гласных в корне. Давайте обобщим полученные знания и создадим кластер.


Сочетания -оро- - ра-, -оло- - ла-, -ере- - -ре-»

t1591036705aa.gift1591036705ab.gif

         Полногласные сочетания                                   Неполногласные сочетания

               -оро- -оло- -ере-                                                    -ра- -ла- -ре-

                Примеры слов:                                                     Примеры слов:

          борода, голова, берега.                                         врата, злато, брег.

8А Домашнее задание (3 мин.)

- Предлагаю домашнее задание по вашему выбору:

1) творческое: придумать и записать 4-5 предложений, в состав которых входят слова с сочетаниями -оро- - ра-, -оло- - ла-, -ере- - -ре-.

2) Работа по карточке (карточка прилагается).

Карточка

- Запиши слова парами: первое слово с неполногласным сочетанием, второе – с полногласным сочетанием. С одной парой слов составь и запиши предложения.

Образец: здравие – здоровье.

Здравие, голос, город, глас, здоровье, град, брег, злато, берег, глава, золото, голова.

3) Из учебника: стр. 19 упр.47

9. Рефлексия деятельности (4 мин.)

- Дополните одно из следующих предложений. (Слайд 8)

Сегодня я узнал(а)…

У меня получилось…

Было интересно…

Теперь я умею…

- А теперь поместите себя на лестнице успеха.

Лестница успеха

                          Отлично понял

                                                             Хорошо понял

                                                      Понял

                                      Немного понял

                            Не понял

- Наш урок подошел к концу. Благодарю всех вас за отличную работу на уроке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации