Урок русского языка в 3 классе на тему: «Безударные гласные, подбор проверочных слов»

13
0
Материал опубликован 4 October 2017

Пояснительная записка к презентации

Методическая разработка учебного занятия

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

Третий

Тип урока

Урок закрепления изученного материала

Технология построения учебного занятия

Технологии: ИКТ-технология, технология развивающего обучения, проблемного обучения, технология игровых методов, обучение в сотрудничестве.

Методы: частично - поисковый, продуктивно - практический, инструктивно - практический, наглядно - иллюстративный.

Тема

Безударные гласные, подбор проверочных слов.

Цель

Образовательная:
закрепление понятия «однокоренные слова»

Развивающая:

развитие умения выявлять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова

Воспитательная:

воспитание интереса к учебному предмету, навыка коллективного сотрудничества

Основные термины, понятия

Однокоренные слова, корень слова, проверяемая безударная гласная, проверочное слово


 

Планируемый результат

Предметный

Метапредметный

- применение понятия «однокоренные слова»;

- умение выявлять безударную гласную в корне слова;
- умение подбирать проверочные слова.

Личностные:

- формирование умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формирование умения находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к работе на результат.

Регулятивные УУД:

- овладение способностями следовать поставленным целям;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формирование умения проявлять самостоятельность и инициативу.

- формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

- использование различных способов сбора, обработки, анализа информации;

- формирование умения выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи;

- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;

- нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;

- нахождение в материалах учебника необходимой информации, использование её для решения практических задач.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- формирование умения вести диалог;

- совместно договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять контроль.


 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

- фронтальная;

- индивидуальная;

- парная;

- групповая

Книгопечатная продукция

Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 3 класса общеобразовательной школы. ч. I.- М., Просвещение

Технические средства обучения:

- интерактивный комплекс

- персональные ноутбуки с загруженным ЦОР

Оборудование

- конверты с карточками для составления алгоритма проверки слов с безударной гласной

 - карточки со смайликами


 


 

Дидактические задачи этапов урока

п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности получать знания, включение в учебный процесс.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Активизировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения материала.

3

Выявление места и причины затруднения

Создать проблемную ситуацию, способствующую определить тему и цель урока.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организовать поиск путей решения проблемной ситуации.

5

Реализация построенного проекта

Организовать выполнение обучающимися заданий на данное правило.

6

Физкультминутка

 

7

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Организовать закрепление обучающимися знаний в правописании безударных гласных в корне слова.

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на данное правило.

9

Включение в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного.

10

Домашнее задание

Объяснение выполнения домашнего задания.

11

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексивный анализ учебной деятельности.


 

 

Технология изучения


 

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД:

учатся самоорганизовываться.

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


(Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тип урока.)

- «Иди знакомой дорогой, но не ищи лёгких путей!» (Слайд 2)

- Как вы думаете, почему у нас сегодня такой девиз урока?

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

(Предполагают тип урока)

- Мы будем повторять ранее изученный материал.

Актуализация знаний и пробное учебное действие


 

Познавательные УУД:
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, решать вопросы проблемного характера.

Регулятивные УУД:
умение проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять мысли в устной и письменной форме.


(Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов)

- Мы в путь за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.
И решение проблем мы быстро найдем.

- В своих тетрадях запишите число, классная работа.

- Поиграем в игру «Хитрые буквы».

- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать гласные буквы, которые находятся в этих словах: карандаш, глоток, присел, повязка, доске (Слайд 3)

Первая буква находится в корне слова карандаш, вторая – в суффиксе слова глоток, третья – в приставке слова присел, следующая – в окончании слова доске, а последняя – в корне слова повязка.

А О И Е Я


(Работают с информацией, представленной в форме стихотворения.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.)

(Записывают буквы в соединении)

Выявление места и причины затруднения

Познавательные УУД:
умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:
умение аргументировано высказывать свои предположения.

(Включает обучающихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока)

Послушайте историю:

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». (Слайд 3)

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

(Обучающиеся участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя)

- Безударные гласные, подбор проверочных слов.

- Учиться писать слова с безударной гласной в корне, подбирать однокоренные проверочные слова.

Построение проекта выхода из затруднения

Познавательные УУД:
умение составлять алгоритм проверки слов с безударной гласной;

Регулятивные УУД:
умение проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные УУД:
умение договариваться при распределении ролей в совместной деятельности;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других
;

Личностные УУД:
мотивация к работе на результат.

Словарная работа

На доске слова: двор, избегать, грибник, грибной, дворик, беготня, грибница, дворня, бегство, дворник, беглый, дворняга, бегунок, дворовый, грибок, гриб.

(Слайд 4)

- Подумайте, по какому принципу можно разделить эти слова на три группы? Запишите слова в три столбика, выделите корень, поставьте ударение.

- Прочитайте слова первого столбика, записанные вами.

- Как называются эти слова?

- Назовите орфограмму.

- Как проверить безударную гласную? Какое слово будет проверочным?

- А что такое корень?

(Организует групповую работу)

- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем. У каждой группы на столе лежит конверт с этапами проверки безударной гласной в слове. Расположите карточки в нужном порядке.

АЛГОРИТМ

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Определи безударную гласную.
5. Подбери проверочное слово
(Слайд 5)

5. Подбери проверочное слово. (Слайд 5)

(Участвуют в диалоге)

- Однокоренные слова

- Безударная гласная в корне слова

- Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

(Составляют алгоритм проверки слов с безударной гласной в корне)

Реализация построенного проекта

Познавательные УУД:
умение осуществлять по учебнику поиск необходимой информации;
дополнение и расширение знаний;

Регулятивные УУД:

умение проявлять самостоятельность и инициативу;

Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

(Организует работу по учебнику)

- Выполним упражнение 46 на с. 34 учебника.

- Пользуясь составленным алгоритмом, выполним это упражнение.

(Обучающиеся выполняют задание на доске, «цепочкой»)

Физкультминутка

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни

(Организует проведение физкультминутки)

- А сейчас мы отдохнем,
Физминутку проведем!

https://youtu.be/kWzlpZmwqCc

(Обучающиеся выполняют физические упражнения с героем видеоролика)

Первичное закрепление
(с комментированием во внешней речи)

Познавательные УУД:
уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, решать вопросы проблемного характера;

Коммуникативные УУД:

учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД:

учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

(Организует фронтальную работу)

- К словам ,которые звучат одинаково, подобрать проверочные слова и сделать вывод о том, какую букву нужно вставить в том или ином случае.

У Толи братишка
Пломбир весь сл…зал,

Пока тот с друзьями

С забора сл…зал. (Слайд 6)

К старости наш дедушка

Очень пос…дел,

Он в саду на брёвнышко

Сел и пос…дел. (Слайд 7)

(Обучающиеся находят слова, звучащие одинаково, подбирают к ним проверочные)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Познавательные УУД:

уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, решать вопросы проблемного характера;

Регулятивные УУД:
учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

(Организует работу с текстом, в котором допущены ошибки на изучаемое правило. )

- Прочитайте текст и найдите ошибки в словах.

- Исправьте их, подобрав проверочные слова.

- Спишите текст без ошибок.

- Проверьте с образцом (самопроверка)

На лисной палянке стоит маленький дамишко. Он весь утопает в зелини. В окнах светятся оганьки. Трапинка ведёт к крыльцу. Висёлые сороки стрекочут друг с другом. (Слайды 8-9)

(Обучающиеся списывают текст, исправляя ошибки. Затем проверяют по образцу.)

Включение в систему знаний и повторение

Познавательные УУД:

умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:

учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД:

навыки сотрудничества.

(Организует работу с ноутбуками в паре. Проводит инструктаж по выполнению задания Электронного учебного модуля практического типа)

(Обучающиеся выслушивают инструктаж по выполнению задания, выполняют задания)

Домашнее задание

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других.

(Направляет обучающихся на составление плана действий по выполнению домашнего задания)

Стр. 35, упр. 48

(Обучающиеся слушают домашнее задание, составляют план действий по его выполнению, задают уточняющие вопросы)

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Регулятивные УУД:

умение оценивать свои достижения и возможности, делать выбор в ситуации поставленной задачи.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других.

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью соответствующего смайлика.

- Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я умею…

Я хотел бы узнать. (Слайд10 )

(Обучающиеся оценивают результативность своей деятельности на уроке, выбирая смайлик соответствующего настроения и отвечая на вопросы учителя)


Безударные гласные, подбор проверочных слов.
PPTX / 1.31 Мб

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Безударные гласные, подбор проверочных слов.» Автор презентации: Косякова Марина Николаевна, учитель начальных классов

«Иди знакомой дорогой, «Иди знакомой дорогой, но не ищи лёгких путей!»

карандаш, глоток, присел, повязка, доске

Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем.

Двор, избегать, грибник, грибной, дворик, беготня, грибница, дворня, бегство, дворник, беглый, дворняга, бегунок, дворовый, грибок, гриб.

АЛГОРИТМ 1. Прочитай слово. 2. Поставь ударение. 3. Выдели корень. 4. Определи безударную гласную. 5. Подбери проверочное слово.

У Толи братишка Пломбир весь сл…зал, Пока тот с друзьями С забора сл…зал.

К старости наш дедушка Очень пос…дел, Он в саду на брёвнышко Сел и пос…дел.

На лисной палянке стоит маленький дамишко. Он весь утопает в зелини. В окнах светятся оганьки. Трапинка ведёт к крыльцу. Висёлые сороки стрекочут друг с другом.

На лесной полянке стоит маленький домишко. Он весь утопает в зелени. В окнах светятся огоньки. Тропинка ведёт к крыльцу. Весёлые сороки стрекочут друг с другом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации