Конспект урока по русскому языку «Обобщение знаний по теме «Глагол» (4 класс)

4
0
Материал опубликован 16 August 2018

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: обобщение знаний о глаголе

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- обобщить и систематизировать знания о глаголе;

- вывести обобщённое правило правописания личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

- научить правильному употреблению глаголов в речи.
 

Метапредметные:

- развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

- развивать память;

- развивать внимание.


 

Личностные:

- воспитывать наблюдательность;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Основные понятия, изучаемые на уроке: глагол, спряжение, инфинитив, личные окончания глаголов.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Длительность : 2 мин.

- Доброе утро!

Слайд 2.

- Послушайте и отгадайте загадку:

Чем, из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?

- Правильно. Улыбка, хорошее настроение всегда помогают в работе.

- Улыбкой.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Длительность: 4 мин.

- Сегодня на уроке русского языка мы будем с вами редакторами газеты, название которой нужно отгадать.

-Сейчас мы проведем словарную работу с опорой на этимологический анализ.

-Что изучает этимология?

На доске кроссворд.

Слайд 3.

- Слово произошло от др.-русск. гадати в значении «думать».

Происхождение слова связано с др.-русск. лепити , что означало « клеить».

В др.- русск. языке было слово опрятати и означало «укрыть». Как сейчас звучит это слово?

- Происхождение этого слова связано со словом прут, первоначально оно означало «обвивать прутьями».

- Слово произошло от слав. галда, что означало приветствовать.

- Происхождение слова связано с др.- русск. бороти, что означало «воевать».

- Слово пришло в русск. язык от ст. – слав. блистати и означало блеск.

- Как называется наша газета?

Слайд 4.

- происхождение слов.

Ученики отгадывают слова и заполняют кроссворд на доске.

- гадать.

- лепить.

- прятать.

- галдеть.

- бороться.

- блистать.

- глагол.

Актуализация знаний

Длительность: 4 мин.

- Какой частью речи являются слова в этом кроссворде?

- Докажите.

Слайд 5.

- В каком значении используется слово глагол в этих строках Пушкина: «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел»?

Слайд 6.

-Что обозначало слово «глаголить»?

-Глаголица?

- Глаголь?

- В наше время часто можно услышать

слово «разглагольствовать». Что оно обозначает?

- глаголами.

- Глагол – часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы: «Что делаю?», «Что сделаю?», «Что делаем?», «Что сделаем?», «Что делаешь?», «Что сделаешь?», «Что делаете?», «Что сделаете?», «Что делает?», «Что сделает?», «Что делают?», «Что сделают?».

- В Древней Руси слово глагол означал

речь.

- Говорить.

- Древнейшая славянская азбука.

- Старинное название буквы Г.

- говорить многословно и бессодержательно.

Обобщение и систематизация знаний

Длительность: 12 мин.

- В редакцию нашей газеты поступило сообщение. Расшифруем его.

Слайд 7.

- На что указывают эти сочетания букв?

-Допишите недостающие окончания.

Слайд 8.

- Глаголу нравится прятать

Лепить, галдеть, гадать

И бороться и блистать.

- В какой форме находятся глаголы в кроссворде?

- По каким признакам можно понять , что глагол находится в н. ф.?

- Почему эту форму глагола так называют?

- В древнерусском языке глаголы в н.ф. оканчивались на –ти (ходити, лежати). Потом «И» исчезло, но мягкость осталась.

- Для чего необходимо знать н.ф. глагола?

- Что такое спряжение?

Слайд 9.

На доске написаны местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они.

- Какая связь существует между местоимениями и глаголами?

- Как называются такие местоимения?

-Проспрягайте глаголы по группам: говорить, писать, думать.

Выборочная проверка в виде вопросов: назови глагол … в … лице, в … числе.

- Как определить лицо и число глагола?

- окончания глаголов н.ф., 1 спр.,

2 спр.

Каждый ученик записывает глагол с данным окончанием и подбирает родственное слово. Определяет лицо и число глагола. Затем составляется таблица (презентация).

- неопределенная форма = инфинитив = начальная форма

- ?, -ть, -ти, -чь. Это формообразующие суффиксы. Они не входят в основу.

- нельзя определить время, лицо, число.

- чтобы узнать спряжение.

- Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

- глаголы изменяются по лицам, местоимения указывают на 1, 2, 3 лицо.

- личные.

Ученики записывают в тетрадь.

- Подобрать личное местоимение или по окончанию.

Физминутка

Длительность: 1 мин.

Слайд 10.

 

Применение знаний и умений в новой ситуации

Длительность:

-Заседание редакционного совета продолжается. Мы должны составить алгоритм написания безударных окончаний глаголов для выполнения следующего задания.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

Поставить глагол в неопределенную форму.

Определить , какая гласная стоит перед – ть.

Если глагол оканчивается на – ить,то он относится ко …..спряжению и может иметь окончания………

Если глагол оканчивается на на – еть, - ать, - оть,-уть, то он относится к ….. спряжению и может иметь окончания……….

Слайд 11.

- Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мертвой царевне…»?

-Сейчас на нашем волшебном зеркале должны появиться особенные слова. Это глаголы - исключения.

Слайд 12.

- Какие слова исключения мы еще не назвали?

- Вспоминаем стихотворение и дописываем остальные слова в н. ф.

- К какому спряжению относятся глаголы брить, стелить?

Ученики устно заполняют алгоритм.

- зеркальце.

- дышать, обидеть, ненавидеть, гнать, зависеть.

- к 1 спр.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Длительность:

Проверка с помощью вопросов:

1. - Что означает слово пава?

- О ком идет речь в этом отрывке?

- Какие глаголы выписали?

2. - Какие глаголы выписали?

- На какой глагол нужно обратить особое внимание?

- Что это за большой холм встретил Руслан?

Выполнение заданий по карточкам.

Самопроверка:

- самка павлина, т.е. плавно и величественно, с достоинством;

- о царевне;

- выступать, говорить, журчать.

- померкнуть, ехать, видеть, чернеть;

- видеть (исключение);

- голова.

 

в) Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице подлетел

И к царю на темя сел. (« Сказка о Золотом петушке)

( Раздаться, спорхнуть, подлететь, сесть)

- Какой из глаголов является возвратным?

-Какую особенность имеют суффиксы -ся, -сь? ( стоят после окончания)

3. В газете появляется статья о неопределенной форме глагола.

5. 4. Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

 

Каждой группе раздается алгоритм , в котором необходимо заполнить пропуски.

 

Задание:

Вставить пропущенные гласные в окончаниях глаголов и объяснить их написание. Изменить форму 1 глагола , поставив его в прош. вр., выделить формообразующий суффикс и родовое окончание.

А) За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скач…т.

Нет как нет! Он горько плач…т,

И кого не спрос..т он ,

Всем вопрос его мудрен.

( скакал, плакал, спросил)

- Что необходимо помнить при написании суффиксов глагола в прош. вр.?

( Перед суффиксом – л пишется та же гласная, что перед – ть в инфинитиве.)

(« Сказка о мертвой царевне»)

- Какое лицо и число у данных глаголов? ( 3 л, ед.ч.)

Б) Плещ…шь ты , куда захоч…шь,

Ты морские камни точ..шь,

Топ…шь берег ты земли,

Подыма…шь корабли.

- Закончите обращение царицы к волне.

( плескал, захотел, точил, топил, подымал)

Не губи ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу.

( « Сказка о царе Салтане…»)

-Какое лицо и число у данных глаголов? ( 2 л, ед.ч.)

В) Но вот Людмила вновь одна.

Не зная, что начать, она

К окну решетчату подход…т

И взор ее печально брод…т

В пространстве пасмурной дали.

( «Руслан и Людмила»)

( подходил, бродил)

- Какое лицо и число? ( 3 лицо, ед. ч.)

6. Статья – алгоритм написания безударных окончаний глагола.

5. 5. Глаголы - исключения.

 

На доске - изображение зеркала . Учитель читает отрывки, ученики записывают слово- исключение в нужной форме.

1) К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

1л.,мн.ч. ( слышим)

2) Смотрит- видит дело лихо

Бьется лебедь средь зыбей.

- От какого слова образовалось слово зыбь?( «зыбати» в славянском языке- качать, а в др.- русск. зыбка- люлька.)

2л, ед.ч. (смотришь, видишь)

3) Их он кормит и поит

И ответ держать велит

3л., мн.ч.( держат)

4) Крепко связаны ей локти,

Попадется зверю в когти.

Меньше будет ей терпеть,

Легче будет умереть.

3л, ед.ч.,( терпит)

5) И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

3 л, ед.ч. ( вертится)

 

- К какому спряжению относятся оставшиеся 2 глагола?

Брить, стелить.-1 спр.

7. Глаголы- исключения.

6. Итог урока.

- В отдел писем пришло письмо с высказыванием А. Н. Толстого: « Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе»

- Это высказывание послужит эпиграфом для нашей газеты.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

В ответе можно использовать только глаголы ( думали, учились. трудились…..)

- Хвалю, благодарю. отдыхайте…

В подарок ученикам вручается газета « Глагол» с дом. заданием и орешки от белочки из сказки « О царе Салтане »

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.