Конспект урока по русскому языку «Обобщение знаний по теме «Глагол» (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: обобщение знаний о глаголе
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- обобщить и систематизировать знания о глаголе;
- вывести обобщённое правило правописания личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
- научить правильному употреблению глаголов в речи.
Метапредметные:
- развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
- развивать память;
- развивать внимание.
Личностные:
- воспитывать наблюдательность;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Основные понятия, изучаемые на уроке: глагол, спряжение, инфинитив, личные окончания глаголов.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация.
Структура урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
|
Длительность : 2 мин. |
|
- Доброе утро! Слайд 2. - Послушайте и отгадайте загадку: Чем, из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого? - Правильно. Улыбка, хорошее настроение всегда помогают в работе. |
- Улыбкой. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
|
Длительность: 4 мин. |
|
- Сегодня на уроке русского языка мы будем с вами редакторами газеты, название которой нужно отгадать. -Сейчас мы проведем словарную работу с опорой на этимологический анализ. -Что изучает этимология? На доске кроссворд. Слайд 3. - Слово произошло от др.-русск. гадати в значении «думать». Происхождение слова связано с др.-русск. лепити , что означало « клеить». В др.- русск. языке было слово опрятати и означало «укрыть». Как сейчас звучит это слово? - Происхождение этого слова связано со словом прут, первоначально оно означало «обвивать прутьями». - Слово произошло от слав. галда, что означало приветствовать. - Происхождение слова связано с др.- русск. бороти, что означало «воевать». - Слово пришло в русск. язык от ст. – слав. блистати и означало блеск. - Как называется наша газета? Слайд 4. |
- происхождение слов. Ученики отгадывают слова и заполняют кроссворд на доске. - гадать. - лепить. - прятать. - галдеть. - бороться. - блистать. - глагол. |
Актуализация знаний |
|
Длительность: 4 мин. |
|
- Какой частью речи являются слова в этом кроссворде? - Докажите. Слайд 5. - В каком значении используется слово глагол в этих строках Пушкина: «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел»? Слайд 6. -Что обозначало слово «глаголить»? -Глаголица? - Глаголь? - В наше время часто можно услышать слово «разглагольствовать». Что оно обозначает? |
- глаголами. - Глагол – часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы: «Что делаю?», «Что сделаю?», «Что делаем?», «Что сделаем?», «Что делаешь?», «Что сделаешь?», «Что делаете?», «Что сделаете?», «Что делает?», «Что сделает?», «Что делают?», «Что сделают?». - В Древней Руси слово глагол означал речь. - Говорить. - Древнейшая славянская азбука. - Старинное название буквы Г. - говорить многословно и бессодержательно. |
Обобщение и систематизация знаний |
|
Длительность: 12 мин. |
|
- В редакцию нашей газеты поступило сообщение. Расшифруем его. Слайд 7. - На что указывают эти сочетания букв? -Допишите недостающие окончания. Слайд 8. - Глаголу нравится прятать Лепить, галдеть, гадать И бороться и блистать. - В какой форме находятся глаголы в кроссворде? - По каким признакам можно понять , что глагол находится в н. ф.? - Почему эту форму глагола так называют? - В древнерусском языке глаголы в н.ф. оканчивались на –ти (ходити, лежати). Потом «И» исчезло, но мягкость осталась. - Для чего необходимо знать н.ф. глагола? - Что такое спряжение? Слайд 9. На доске написаны местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они. - Какая связь существует между местоимениями и глаголами? - Как называются такие местоимения? -Проспрягайте глаголы по группам: говорить, писать, думать. Выборочная проверка в виде вопросов: назови глагол … в … лице, в … числе. - Как определить лицо и число глагола? |
- окончания глаголов н.ф., 1 спр., 2 спр. Каждый ученик записывает глагол с данным окончанием и подбирает родственное слово. Определяет лицо и число глагола. Затем составляется таблица (презентация). - неопределенная форма = инфинитив = начальная форма - ?, -ть, -ти, -чь. Это формообразующие суффиксы. Они не входят в основу. - нельзя определить время, лицо, число. - чтобы узнать спряжение. - Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. - глаголы изменяются по лицам, местоимения указывают на 1, 2, 3 лицо. - личные. Ученики записывают в тетрадь. - Подобрать личное местоимение или по окончанию. |
Физминутка |
|
Длительность: 1 мин. |
|
Слайд 10. |
|
Применение знаний и умений в новой ситуации |
|
Длительность: |
|
-Заседание редакционного совета продолжается. Мы должны составить алгоритм написания безударных окончаний глаголов для выполнения следующего задания. Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно: Поставить глагол в неопределенную форму. Определить , какая гласная стоит перед – ть. Если глагол оканчивается на – ить,то он относится ко …..спряжению и может иметь окончания……… Если глагол оканчивается на на – еть, - ать, - оть,-уть, то он относится к ….. спряжению и может иметь окончания………. Слайд 11. - Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мертвой царевне…»? -Сейчас на нашем волшебном зеркале должны появиться особенные слова. Это глаголы - исключения. Слайд 12. - Какие слова исключения мы еще не назвали? - Вспоминаем стихотворение и дописываем остальные слова в н. ф. - К какому спряжению относятся глаголы брить, стелить? |
Ученики устно заполняют алгоритм. - зеркальце. - дышать, обидеть, ненавидеть, гнать, зависеть. - к 1 спр. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
|
Длительность: |
|
Проверка с помощью вопросов: 1. - Что означает слово пава? - О ком идет речь в этом отрывке? - Какие глаголы выписали? 2. - Какие глаголы выписали? - На какой глагол нужно обратить особое внимание? - Что это за большой холм встретил Руслан? |
Выполнение заданий по карточкам. Самопроверка: - самка павлина, т.е. плавно и величественно, с достоинством; - о царевне; - выступать, говорить, журчать. - померкнуть, ехать, видеть, чернеть; - видеть (исключение); - голова. |
в) Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице подлетел
И к царю на темя сел. (« Сказка о Золотом петушке)
( Раздаться, спорхнуть, подлететь, сесть)
- Какой из глаголов является возвратным?
-Какую особенность имеют суффиксы -ся, -сь? ( стоят после окончания)
3. В газете появляется статья о неопределенной форме глагола.
5. 4. Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Каждой группе раздается алгоритм , в котором необходимо заполнить пропуски.
Задание:
Вставить пропущенные гласные в окончаниях глаголов и объяснить их написание. Изменить форму 1 глагола , поставив его в прош. вр., выделить формообразующий суффикс и родовое окончание.
А) За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скач…т.
Нет как нет! Он горько плач…т,
И кого не спрос..т он ,
Всем вопрос его мудрен.
( скакал, плакал, спросил)
- Что необходимо помнить при написании суффиксов глагола в прош. вр.?
( Перед суффиксом – л пишется та же гласная, что перед – ть в инфинитиве.)
(« Сказка о мертвой царевне»)
- Какое лицо и число у данных глаголов? ( 3 л, ед.ч.)
Б) Плещ…шь ты , куда захоч…шь,
Ты морские камни точ..шь,
Топ…шь берег ты земли,
Подыма…шь корабли.
- Закончите обращение царицы к волне.
( плескал, захотел, точил, топил, подымал)
Не губи ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу.
( « Сказка о царе Салтане…»)
-Какое лицо и число у данных глаголов? ( 2 л, ед.ч.)
В) Но вот Людмила вновь одна.
Не зная, что начать, она
К окну решетчату подход…т
И взор ее печально брод…т
В пространстве пасмурной дали.
( «Руслан и Людмила»)
( подходил, бродил)
- Какое лицо и число? ( 3 лицо, ед. ч.)
№6. Статья – алгоритм написания безударных окончаний глагола.
5. 5. Глаголы - исключения.
На доске - изображение зеркала . Учитель читает отрывки, ученики записывают слово- исключение в нужной форме.
1) К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
1л.,мн.ч. ( слышим)
2) Смотрит- видит дело лихо
Бьется лебедь средь зыбей.
- От какого слова образовалось слово зыбь?( «зыбати» в славянском языке- качать, а в др.- русск. зыбка- люлька.)
2л, ед.ч. (смотришь, видишь)
3) Их он кормит и поит
И ответ держать велит
3л., мн.ч.( держат)
4) Крепко связаны ей локти,
Попадется зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
3л, ед.ч.,( терпит)
5) И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
3 л, ед.ч. ( вертится)
- К какому спряжению относятся оставшиеся 2 глагола?
Брить, стелить.-1 спр.
№7. Глаголы- исключения.
6. Итог урока.
- В отдел писем пришло письмо с высказыванием А. Н. Толстого: « Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе»
- Это высказывание послужит эпиграфом для нашей газеты.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
В ответе можно использовать только глаголы ( думали, учились. трудились…..)
- Хвалю, благодарю. отдыхайте…
В подарок ученикам вручается газета « Глагол» с дом. заданием и орешки от белочки из сказки « О царе Салтане »