Конспект урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» (4 класс)
Тема: Неопределённая форма глагола (4 класс) Школа России
Цель: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола; развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним, стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
Расширять представление об особенностях неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации; анализировать объекты с целью выделения их признаков; подведение под понятие.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.
I. Психологическая установка на работу
(Учитель)
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
(Дети)
-Видеть Вас мы очень рады!
(Учитель)
-Улыбнитесь друг другу, дети!
Пожелайте успехов!
(Дети)
-Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать старательно,
И слушать внимательно.
II. Актуализация опорных знаний.
-Урок начну с загадки. Внимательно послушайте.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет и поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам ….(Глагол).
-Что такое глагол?
-……….
-О какой части речи будем говорить на уроке?
-…….
Записываем:27марта, классная работа
1. Минутка чистописания (на доске)
ть ти чь
решать нести беречь
- Можно ли определить, когда происходит действие?
-В каком числе стоят эти глаголы?
- Как называются глаголы, у которых нельзя определить число, время?
-Выделите отличительные особенности этих глаголов.
-О каких глаголах мы будем говорить на уроке?
-Что такое неопределённая форма глагола?
III. Самоопределение к деятельности.
1.Словарная работа
Приплыть на корабле
провести экскурсию
работать шофером
пройти по вагону
беречь багаж
(Самостоятельная работа) (взаимопроверка)
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Надпишите падеж имён
существительных.
-Какие глаголы вам встретились?
-Определите тему урока.
-Какова цель урока?
-Как мы её будем достигать?
-Зачем нам эти знания?
IV. Коррегирующая гимнастика для глаз
-Зажмурить глаза, широко открыть, посмотреть глазками, влево,
вправо, вверх, вниз, поморгать 5 раз, закрыть глаза.
-Вспомните, какие глаголы в неопределённой форме прозвучали во время
физминутки?
V. Работа по теме урока
На доске:
1.Рассказать, ползти, печь, подсказать, идти, постричь, придумывать,
войти, увлечь.
-Посмотрите на слова, записанные на доске, по какому признаку их можно
объединить?
-Докажите, что это глаголы в неопределённой форме.
-На какие группы можно разделить эти глаголы?
-(Отвечающие 1 гр.- на вопрос что делать? и 2 гр.- на вопрос что сделать?
-Запишите их в 2 столбика (Взаимопроверка)
-Ребята, а какое слово может относиться к другой части речи?
2. Я буду диктовать фразы. Вы должны записать каждую из них коротко -1
словом – глаголом в неопределённой форме.
Например,
Зарубить на носу - запомнить.
-Как называются такие выражения?
Клевать носом – дремать.
Пропустить мимо ушей – прослушать.
Вставлять палки в колеса – мешать.
Обвести вокруг пальца – обмануть
Пускать пыль в глаза – врать.
VI. Физ.минутка
- Я буду читать стихотворение, если услышите глаголы в неопределённой форме, выполните такие упражнения, какие вам покажет Денис, но столько раз, сколько они встретятся в каждой строке.
Глазками могу моргать, стрелять
Носиком дышать, сопеть,
Ушками могу я слушать,
Ротиком – зевать, и кушать.
Язычком весь день болтать.
Бегать, прыгать и играть,
Маму с папой обнимать!
Петь могу и танцевать,
VII. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа по учебнику (Упр.154.)(Коллективное выполнение по цепочке)
-Обратите внимание на правописание глаголов!
2. Проверь себя (тестовая работа)
1) На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
□ что □ делала? что сделала?
□ что делает? что сделает?
□ что делать? что сделать?
2) Укажите глагол, который отвечает на вопрос что делать?
□ гулять
□ прочитать
□ подумать
3) Укажите глагол, который отвечает на вопрос что сделать?
□ смотреть
□ вышивать
□ решить
4) Укажите глагол, который стоит в неопределённой форме?
□ беречь
□ перевозит
□ играл
VIII. Рефлексия
-А теперь - творческая работа в группах.
-Создайте группы по 5 человек.
-Вспомните правила работы в группе.
-Я думаю, что вы все - мамины помощники, вам нужно составить рецепты
приготовления различных блюд. Используйте максимальное количество
глаголов в неопределённой форме.
(Карточки для каждой группы)
Рецепт приготовления пиццы.
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
6)_________________________________________________________________
7)_________________________________________________________________
8)_________________________________________________________________
******************************************************************
Рецепт приготовления яичницы.
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
6)_________________________________________________________________
7)_________________________________________________________________
8)_________________________________________________________________
Рецепт приготовления овощного салата.
1)__________________________________________ _______________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
6)_________________________________________________________________
7)_________________________________________________________________
8)_________________________________________________________________
******************************************************************
Рецепт приготовления супа с вермишелью.
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
6)_________________________________________________________________
7)_________________________________________________________________
8)_________________________________________________________________
Рецепт приготовления салата «Оливье».
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
6)_________________________________________________________________
7)_________________________________________________________________
8)_________________________________________________________________
******************************************************************
После работы в группах дети зачитывают свои рецепты.
-Оцените свою работу на уроке
-…..было интересно…
- ….теперь я могу…
-мне больше всего понравилось на уроке…
IX. Подведение итогов
-Какую цель ставили на уроке?
-Добились её?
-Как добивались??
-Это понадобится вам в дальнейшем?
-Что такое н.ф.глагола?
-Как вы будете отличать глаголы в неопределенной форме от других
глаголов?
Игра «Путаница».
-Я буду читать слова. Вам нужно на строке ставить знаки +, если встретился
глагол в неопределенной форме и -, если это другое слово.
Скорость, замолчать, молодость, гость, двенадцать, радовать, глупость,
чернеть, повеселить, трость, отдохнуть, верность, писать, двести
-Сверьте свои ответы с образцом:
(Самопроверка)
(Образец у каждого ученика)
- + - - - + - + + - +-
______________________________________________________________
-Кто может себя похвалить?
Подошёл к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок,
Вам девчонки и мальчишки –
Всем спасибо за урок.
Всем спасибо за внимание,
А гостям мы говорим « До свидания!»