Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» (4 класс)
1. | ФИО (полностью) | Железнякова Ольга Александровна |
2. | Должность, категория | учитель начальных классов, высшая |
3. | Место работы | МОУ СОШ №1 п. Селижарово Тверской области |
4. | Регион, населённый пункт. | Тверская область, п. Селижарово |
5. | Предмет | русский язык |
6. | Класс | 4 |
7. | Тема и номер урока в теме | «Глагол. Обобщение» урок 35 |
8. | Базовый учебник | Русский язык : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2012 г. |
Цель урока: обобщить и закрепить знания о глаголе, как части речи
Задачи урока:
Предметные:
систематизировать знания о глаголе, как части речи;
формировать умение определять грамматические признаки глагола,
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)
Коммуникативные:
учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
развитие самостоятельности;
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Тип урока: обобщающий
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, дифференцированная
Используемые технологии, активные формы обучения:
проблемно-диалогическое обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность, информационные технологии, обучение в сотрудничестве. Создание кластера по обобщению темы.
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, приложения:
/data/files/m1605810120.ppt (презентация к уроку), /data/files/f1605810257.docx (кроссворд), /data/files/v1605810390.docx (работа в парах)/data/files/g1605810352.docx (работа в группах), /data/files/b1605810448.docx (диаграмма), /data/files/i1605810486.docx (тест), /data/files/y1605810625.docx (домашнее задание)/data/files/l1605810579.docx (рефлексия)/data/files/n1605810542.docx (кластер).
Технологическая карта урока: | ||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент (1-3 мин.) Цель: настроить детей на урок эмоционально и психологически). | Психологический настрой: Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал Так что время не теряем И работать начинаем. - Прочитайте, о чем вы должны помнить, работая на уроке.
Прочитайте девиз урока: | Эмоциональный настрой: (на доске) -Мы уже многое знаем. -Мы должны показать все наши знания. -У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить. -Мы имеем право на ошибку. «Учись, смекай, активным будь И к знаниям откроешь путь! |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности) (3 мин) Цель: включение уч – ся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Запишем число. (Слайд 2) - Ребята, чтобы узнать, какова тема сегодняшнего урока, отгадаем кроссворд. (Слайд 3). (Прил.1) Оценивать свою работу будите в листе самооценки по пятибалльной системе. (Прил.7) | Дети отгадывают кроссворд. Определяют тему урока. Тренируют свою память и творческое воображение. |
Актуализация знаний (3 мин) Цель: подготовить мышление уч–ся к последующим шагам учебной деятельности. | Кто из вас догадается, какова же тема сегодняшнего урока? Посмотрите внимательно ещё раз на слова. Найдите орфограммы в этих словах, объясните написание. Запишите эти слова по памяти, чтобы их запомнить давайте попробуем составить рассказ с этими словами. Проверьте себя, исправьте ошибки. Оцените работу . | Глагол. Наступил апрель. Солнышко светит всё ярче. Сугроб возле дома начал таять. Запела свою песенку капель. Прилетают грачи. Дети построили скворечники, все ждут прихода весны. |
Целеполагание (1 мин) Цель этап: учить уч-ся ставить перед собой цели и определять тему урока. | Дайте характеристику согласных, которые нужно исключить, и на доске появиться тема нашего урока. (Слайд 4) Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол) - Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе? Как вы определите тему нашего урока? Какие цели урока поставите? Цитата А. Югова «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи». (Слайд 5). - Сегодня нам предстоит систематизировать все наши знания о глаголе. Пользуйтесь приложениями для работы в паре и группе. (Прил.2,3) Итогом нашего урока станет заполненный нами кластер-ракета. Детали ракеты представляют собой основные понятия по теме «Глагол». | Дети вспоминают характеристику согласных звуков. Дети ставят цель и определяют тему уроку. Объясняют смысл цитаты. У каждого на парте рисунок ракеты. |
Систематизация понятий Цель: проверить знания правил о глаголе, умение применять знания на практике; формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов. | Проведём минутку чистописания. (Слайд 6). Вспомните правила на данные сочетания, придумайте и запишите свои примеры на эти правила. Оценка работы. А вот ракета, на которой мы отправимся в путешествие по просторам галактики Глагол. (Слайд 7). - Кто управляет ракетой? – За его здоровьем тщательно следят врачи. Представьте, что вы космонавты и вам необходимо медосмотр. Сейчас я буду снимать с вас кардиограмму. Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок – V, а если согласны – значок Λ. (Прил. 4) – А теперь проверим, кто из вас «здоров» и готов лететь в космос.(Слайд 8) Оцените свою кардиограмму. | Дети работают в тетради, пишут сочетания букв, придумывают на данное правило слова, записывают их к себе в тетрадь.
Составляют кардиограмму, используя свои знания по данной теме. Оценивают свою работу. Самопроверка. |
| Игра «Четвёртый лишний» (слайд 9) Проверка на экране. Оценка. Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов? – От чего зависит окончание глагола? Повторение правила написания личных окончаний глаголов. (Слайд 10) – Что вам известно о спряжении? Отобразим это на нашем кластере-ракете. – Следующее задание проверит ваше умение определять спряжение глагола. 2. Упражнение «График» На этой остановке нам надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График» (детям раздаются листочки с системой координат) Слова записаны на индивидуальных для каждой группы листах. Соедините точки по линейке. Если вы правильно определили спряжение, то график должен выглядеть так: (Слайд 11) - Если все ответы совпали, то в рейтинговой таблице 5 баллов. | Дети отвечают на вопросы, оценивают знания по теории. (Дети работают в группах) Ошибки в написании личных окончаний глаголов. От типа спряжения. Правило о спряжении глаголов. Вспомнить стихотворение о глаголах-исключениях. Работа в группах. Умение определять спряжение глаголов. |
Физкультминутка | Слайд 12 + «Делай наоборот». Повторяя правило «не с глаголом» выполняют упражнения по команде учителя. | Дети смотрят физминутку для глаз. Вспоминают правила поведения на уроке |
| 3. Упражнение в написании личных окончаний глаголов. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте ответ. (Слайд 13) Какое ещё задание можно дать к этому упражнению? Как можно назвать эти глаголы? (Обратится к страничкам газеты – «Лексика глаголов».) Для чего в речи используют фразеологизмы, синонимы, антонимы? 4. Разбор глаголов по составу. 1.Повторим правило разбора глаголов по составу. (Слайды 14, 15) 2.Разберите глаголы: прибежала вертишься Подберите слова к схемам: (Слайд 16) 5. Тест. (Приложение 5) Самопроверка по ключу. (Слайд17) | Это синонимы. Чтобы сделать нашу речь образной и яркой. Работа в парах. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор предложения. Составить схему. Разобрать один из глаголов как часть речи. Дети рассказывают правило по разбору глаголов по составу. Работают в парах, разбирают глаголы по составу и придумывают свои примеры к схемам. Взаимопроверка. Контроль по образцу на доске. |
Создания проекта Кластер «Ракета». | Я хочу вам предложить выполнить сейчас небольшой проект – памятку о глаголе. Причем так, чтоб мы могли его предложить не только в своем классе. А в любом, где идет изучение материала о глаголе. Согласны? Наш проект состоит из отдельных ячеек, которые мы постарались представить в виде кластеров, рисунков, страничек книги о глаголе. Проект вы выполняли в процессе работы. Представим его группами. Чем вы пользовались при выполнении работы? Учитель, учебник, справочник, друг по команде! Помните! Сваливай мысли в гору большую Из сотни простых – найдем золотую! (Приложение 6) | Представление проекта членами групп. |
Итог урока | Подведение итогов работы по группам, оцениваете себя и контролируете свои ответы и ребят с других групп с помощью таблиц и на экране. Указали ли вы постоянные признаки глагола: спряжение и вид, чем является в предложении. Не забыли ли вы о 4 непостоянных признаках: время, число, лицо, род. | Проверяют и оценивают свои работы. |
Итоговая рефлексия | Вам осталось заполнить последнюю графу таблицы. Если у вас все плюсы, то вы не зря прожили этот урок, в будущем вы можете создавать проекты, которые вас обеспечат материально. В тех группах, где не все плюсы, не расстраивайтесь, у вас ещё есть время – школьные годы, научиться выполнять разнообразные проекты. Вы отлично поработали на уроке, и в память о нем я дарю вам звёздочки, и если у вас всё получилось сегодня на уроке, вы можете прикрепить свою звёздочку на доску, оставить свой след в галактике «Глагола». | |
Домашнее задание | (Прил.8) | На выбор, индивидуально. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Аутотренинг | текст | Текстовый документ | Нестандартное начало урока http://1september.ru/articles/623472 |
2 | Кроссворд | составленный кроссворд | Демонстрация к этапу «Орфографическая минутка» | |
3 | Шаблон PowerPoint Урок письма | Презентация | Демонстрация к уроку | http://go.mail.ru/search_images |
Физкультминутка для глаз | Презентация | Анимированный ролик со звуком | http://planetarium-kharkov.org/files/pictures/05_moon_meteorit_alh-81005.jpg http://s1702.zouo.ru/assets/files/V_pomoch_ychitelu/fizminutki_glaza2.ppt | |
4 | Картинки для рефлексии | Презентация | Рисунок, чертёж к этапу рефлексии | master_klass_refleksiya(1).ppt |
5. | Таблица | Презентация | Таблица оценивания | http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/urok_.glagol.rar |
11