12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна56
3

Конспект урока по русскому языку по теме "Однокоренные слова. Корень слова"

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема: «Однокоренные слова. Корень слова»

Тип урока: усвоение нового материала

Цели: формировать понятия «родственные слова» и ввести понятия «корень слова», однокоренные слова; формировать знания о орфограммах: «Безударные гласные в корне слова», «Парные согласные в корне слова»; формировать умение применять способ проверки.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.

момент

Здравствуйте, ребята. Откройте тетради. Запишите число, классная работа.


2. Поста

новка цели уро

ка

С чего необходимо начать работу? (на доске лестница).

Сегодня поможет тема урока. Прочитайте. (тема записана на доске).

Наши родственники – кто это?


Тема урока будет с ними связана?

А какая связь этого слова с русским языком?

(слова записываются на доске, ученики в тетрадях)

Ответьте на вопросы: как в народе ласково называют зиму?

Новый год – летний праздник?

Провести зиму в каком-нибудь месте означает

Место или помещение, где живут зимой называется..

Как вы думаете, можно эти слова назвать родственниками?


(на доске группа слов:

Сахар, сахарница, конфета, посахарить, Сахара).

Прочитайте, что обозначают слова: сахарница, посахарить, Сахара?




Выделите группу родственных слов.

Объясните, почему? Какая общая часть?


Запишите их.

Почему слово конфета не является родственным словом? Сахара?

Делаем вывод: Что такое родственные слова:

(один ученик повторяет с каждого ряда).

Возвращаемся к группе слов: зима, зимушка, зимний, перезимовать, зимовье.

Что обозначают слова перезимовать, зимовье?




Можно ли назвать эту группу слов родственными? Почему?

Какая общая часть?

Общая часть родственных слов имеет своё название. Прочитайте карточки про себя. (Общая часть родственных слов называется корнем. Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.)

Так как называется общая часть родственных слов? (проговариваем вместе слово корень).

Почему дали такое название?

Могут ли слова быть без корня?

Пока мы не можем ответить на этот вопрос.

Как обозначается корень?

Какой корень в словах: зима, зимушка, зимний, перезимовать, зимовье?

Какой корень в словах: сахар, сахарница, посахарить?

Выделите.

Вывод: Родственные слова называются однокоренными. Почему?


Орфографическая работа.

Поставьте ударения, подчеркни опасные места. Какая в словах есть орфограмма? В каких словах есть орфограммы? В какой части слова находится эта орфограмма? В каких словах орфограммы нет? Почему?

(помни секрет корней: корни однокоренных слов пишутся одинаково: опасные и безопасные места обозначаются одними и теми же буквами). Так как теперь мы знаем секрет корней, то будем говорить правильно:

Безударная гласная в корне слова.




«Собираем родственников»


Мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сёстры.







Зимушка

Зимний


Перезимовать


Зимовье








Посуда для сахара; посыпать сахаром; крупнейшая пустыня, расположенная на севере Африканского континента.

Сахар, сахарница, посахарить

Эти слова близки по значению и есть общая часть. Сахар.




Слова, которые близки по значению и есть общая часть.





Проводить в каком-нибудь месте зиму; место или помещение, где живут зимою или производят какую-л. зимнюю работу.

Есть общее значение и общая часть.

Зим









Корень.








Дугой



Зим

Сахар





Потому что один общий корень.

3. Закре

пление

изучено

го

(слова записываются на доске в столбик со слова: рыба)

Задание: к слову рыба подберите однокоренные слова.

(маленькая рыба – рыбка).

Какая общая часть у этих слов?

Как она называется?

Так какой корень в этих словах? Как он выделяется?

Выделите корень простым карандашом.

Какая встречается орфограмма?


Как проверить орфограмму?



А что мы знаем о корнях? Как корни пишутся в однокоренных словах?

Какой мы можем сделать вывод?




Парные согласные в корне слова.

Подберите однокоренные слова к словам: ловить, окунь.



Объясните почему? Как называется общая часть однокоренных слов?

Как выделяется корень?

Выделите корень.

Будут являться однокоренными слова: окунул, ловкий?










Рыба, рыбка, рыбонька, рыбный, рыбак, порыбачить.


рыб

корень

рыб

дугой.



парные согласные в слове рыбка

поставить после согласной гласный звук или созвучный звук «Н»

корни в однокоренных словах пишутся одинаково.


Чтобы проверить написание парной согласной, которая находится в корне слова, можно подобрать однокоренные слова.



Улов (количество пойманной рыбы), выловить, ловец, наловил; окунёк.

Есть общее значение и общая часть.

Корень.

дугой.


Нет, так как окунул – погрузился в жидкость. Окунь, окунул – у них нет общего значения.

Ловкий – искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий – у этих слов нет общего значения.

4. Подве

дение тиогов.

Какова тема урока? Что нового узнали на уроке?

«Собираем родственников».

Что такое родственные слова – однокоренные слова; корень слова; орфограммы: безударные гласные в корне слова и парные согласные в корне слова; есть родственные слова – лжеродственные (конфета, Сахара, окунул, ловкий; корни однокоренных слов пишутся одинаково.

Дополни

тельное

задание

Текст: в солонку насыпали соль. Надо посолить суп. На тарелке лежит солёный огурец. Подчеркните однокоренные слова? Объясни почему?

Какая общая часть? Как она называется? Как выделяется? Выделите. Поставьте ударения. Какая у нас орфограмма в словах?

Как напишем?

Солонка, соль, посолить, солёный. Сол. Корень. Дугой. Безударные гласные в корне слова.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.