Конспект урока по русскому языку «Корень слова. Однокоренные слова» (2 класс)
Урок по русскому языку во 2 классе.
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Планета знаний
Разработал: Киселева Светлана Александровна, учитель высшей категории МБОО Старомайнской средней школы №2
Ход урока
I. Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно даётся учение.
II. Минутка чистописания.
Запись на доске.
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .
III. Фонетический разбор слово «Разум» .
Самопроверка по слайду презентации.
IV. Словарный диктант.
Задачи.
- Какое время года скоро наступит? (слайд 2)
- Верно красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников.
- Откроем орфографический словарь и выпишем из него слова по теме «Зима». ( слайд 3)
Проверка.
V. Основная часть. Новая тема.
1. Создание проблемной ситуации.
-Посмотрите на доску и прочитайте слова, которые здесь написаны. (слайд 4)
- - А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными.
Работа в парах
– Проверим, какие родственные слова вы нашли. (один ученик читает слова).
- А кто думает, что нужно выписать другие слова?
- Почему , ребята, задание одно , а вы выписываете разные слова?.
- Может у вас есть какие-то вопросы по заданию?
- Всё в задание вам понятно?-
- Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова. А какие слова вы называем родственными?
2. Определение темы и цели урока.
- Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Познакомиться с понятием родственные слова. А также узнать, что такое корень, однокоренные слова)
- Так давайте выясним, какие же слова являются родственными.
- Посмотрите, кого вы видите? ( семью)
- А как по другому можно их назвать? Кто они между собой? (родственники)
- Да, ребята, это родственники, люди произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.
В русском языке есть такое понятие родственные слова.
- На предыдущих уроках мы много времени уделяли вопросу лексического значения слова, вот с этой позиции если родственники похожи, то у родственных слов какие должны быть значения?
(близкие по смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы нашли близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что есть общего в записи некоторых слов из них ? (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (зим- ).
- Так какие родственные слова нужно выписать? Выписываем.
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).
- Вот такая общая часть слова, в которой заключён главный смысл его – называется корень.
Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей)
Родственными называют. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
- Мы говорим, что родственные слова – это слова близкие по значению. А теперь посмотрим на написание корня этих слов. Есть ли различия в его написании? ( Нет. Он пишется одинаково)
- Так давайте сформулируем правило « какие слова являются родственными»
(Слайд 5)
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации .
- А сейчас , ребята, я хочу познакомить вас с одной сказкой. Слушаем её внимательно т.к. по ходу моего рассказа будут задания по нашей теме.
Жил-был медовый пряник. Он был круглый, блестящий и ароматный. Решил он по белу свету побродить, родственников своих поискать. Ведь он знал, что слова на Земле живут семьями. Долго ли, коротко ли он шел и встретил медную монетку. Она тоже была кругленька и блестящая.
Медовый пряник улыбнулся монетке и сказал:
– Привет! Как мы с тобой похожи! Значит, мы родственники!
– Хоть мы с тобой и похожи, но родственниками не являемся! – отвечает медная монетка.
- Как вы думаете, медная монетка и медовый пряник родственники или нет?
- Предположим, что они ….(родственники, не родственники).
- Давайте проверим ваши предположения, гипотезу.
(На доске слова и рисунки: медный пряник, медная монетка) Доказательство гипотезы детьми.
- Общая часть и в первом, и во втором слове одинаковая. Значит, эти слова родственники. (Подбирают слова, от которых они образованы):
медная – медь (Медь – это металл. В древности в Хакасии научились добывать и обрабатывать металл – медь. Из неё делали наконечники для стрел и медную посуду и украшения. Фото изделий);
медовый – мед (сделан из мёда.)
- Чтобы найти родственные слова, какие надо выполнить действия? (схема на доске)
Найти общую часть родственных слов
Объяснить значение слова, найти общий смысл.
- Так какое же ещё условие должно выполняться, чтобы слова стали родственными? (Одинаковый корень и общий смысл слова)
- Давайте послушаем продолжение диалога наших героев.
– Почему мы не родственники?! Ведь у нас есть общая часть- корень!- возмутился пряник.
– Совершенно верно, если хочешь понять слово, – смотри в корень! Разберись со смыслом слова. Бывает так, что внешне слова похожи, а смысл у них совсем разный.
Так что никакие мы не родственники.
Мало ли кто на кого похож!!!
- Наши предположения подтвердились или нет? (МЕДНАЯ и МЕДОВАЯ – это разные слова)
- Сделаем вывод: на что ещё надо обращать внимание, когда мы образуем однокоренные слова? ( На общий смысл слов и одинаковый корень).
Работа по учебнику.
Упражнение 4.
Проверочное задание-тест.
- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами.
-Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.
Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова? Отвечайте тогда!
-Давайте проверим , какие же слова оказались лишними.
1) 1, 2, 3.
2) 1, 2, 3.
3) 1, 2, 3.
4) 1, 2, 3.
5) 1, 2, 3 .
Групповая работа.
- Как мы уже сказали приближается зима. С её холодными ветрами, голыми , серыми , безжизненными деревьями. Я предлагаю немного отодвинуть наступление зимы. И в последний раз полюбоваться красивыми осенними деревьями, которые мы создадим сами. Каждому ряду дается задание.
_ Надо верно распределить листочки по деревьям.
А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
1 группа - рыб -
Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
2 группа - ворон –
Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.
3 группа - вод –
Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.
Рефлексия.
Давайте вспомним….
1. Что для себя нового вы узнали?
2. Знали эти сведения раньше?
3. Какие задачи мы ставили перед собой?
5. Достигли мы их?
6. Что понравилось на уроке?
7. Что вызвало затруднение?
8. Где в жизни могут пригодиться эти знания и умения.