Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание слов с ь» (3 класс)
Презентация к уроку
PPT / 7.02 Мб
Конспект урока
DOC / 64 Кб
Тема: Правописание слов с ь.
Класс: 3
Тип урока: закрепление изученного материала
Задачи:
образовательные: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; формировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, орфографическую зоркость, коммуникативные способности;
воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку, доброжелательность; создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка,
социальные: формировать умение работать в группах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.
Технологии: игровые технологии, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.
Ожидаемый результат:
-высказывать собственные суждения;
- формирование навыков правописания слов с ь – показателем мягкости согласных, разделительным мягким знаком;
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
познавательные действия
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- участвовать в групповом обсуждении.
Ход урока
1. Оргмомент (1 мин)
- Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Я надеюсь на вас
Вы хороший дружный класс
Всё получится у нас.
2. Актуализация знаний учащихся (2 мин)
- Ребята, вы сегодня сказали нашим гостям: «Здравствуйте!». Каждый день мы так приветствуем друг друга.
- А кто-нибудь из вас знает, что обозначает это слово. Давайте раскроем эго тайну.
- Это очень старое слово. Это не только приветствие, но и пожелание - пожелание здравия, т.е. здоровья.
- А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин)
- Сегодня на уроке нас ждет много интересных заданий, игр и неожиданных встреч. Тему урока вам подскажет загадка.
Эту букву каждый знает;
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласные читать.
- Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?
- Каким вы хотите увидеть наш урок?
- Ребята, а вы хотите быть здоровыми?
- Хорошо. Я сегодня принесла много разных лекарств, будем с вами принимать эти лекарства и расти здоровыми. Согласны со мной? (Нет)
- А что нам нужно делать, чтобы быть здоровыми?
4. Актуализация знаний (5 мин)
- Сегодня мы отправимся в гости к Витаминке. Кто смотрит передачи с её участием? Как она называется? О чем эта передача?
- Эта передача учит заботится о своём здоровье.
Словарная работа.
- Витаминка приготовила для вас загадки
От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода.
(Молоко)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
(Картофель)
На гряде она царица
И никто с ней не сравнится,
Кобальт, йод и каротины,
Очень много витаминов.
Не нужна сноровка
Чтобы съесть … (морковку)
От простуды и ангины
Помогают… (апельсины).
Вырастают чубы густо,
Если на столе… (капуста).
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидор)
- Как вы думаете, можно ли эти слова по какому-либо признаку объединить в одну группу?
- Почему Витаминка приготовила для нас именно эти загадки?
- Все эти продукты богаты витаминами и очень полезны для здоровья. Витамины особенно нужны детям зимой и весной, когда мало зелени.
- На какие две группы можно разделить эти слова?
картофель молоко
морковь помидор
апельсин капуста
- Какое слово можно назвать лишним? (Апельсин – мягкий знак в середине)
- Как называется этот мягкий знак?
- Давайте наполним копилку умных правил.
Работа в парах:
- Обсудите в парах, что вы знаете о смягчающем ь?
Игра «Кто быстрее считает?».
(Работа в парах постоянного состава).
- Я буду называть слова, а вы должны быстро сосчитать, сколько в слове звуков слышится и сколько букв потребуется для его написания. Если количество звуков и букв совпадёт, то вы записываете знак равно, а если не совпадёт – знак неравенства.
Дом, конь, сыр, рис, рысь, угол, письмо, стол, мост, соль, пальто.
- Давайте проверим, насколько вы были внимательны (Взаимопроверка).
Итог:
- Как вы определяли, в каких случаях ставить знак неравенства?
Физкультминутка для глаз. (1 мин)
Солнечные зайчики
Играют на стене. Круговые движения глазами
Поманю их пальчиком – Указательный палец на расстоянии вытянутой руки
Пусть бегут ко мне! Пальчик сводится на кончик носа.
Ну, лови, лови скорей –
Вот, вот, вот, - левей, левей! Переводить взгляд налево, направо,
Прыг – скок, прыг – скок – вверх, вниз.
Убежал на потолок!
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (25 мин)
- Мы говорим о здоровье, а что означает это слово?
Работа в группах:
1 группа
- Найти значение этого слова в Интернет.
2 группа
- Найти значение этого слова в толковом словаре.
3 группа
- Объяснить, используя пословицы и текст о здоровье.
- Посмотрите, как написали это слово Витаминка и её друг Робин.
Здоровье здорове
- Кто прав? Докажите.
- Давайте дополним нашу копилку нашими знаниями.
- Что вы знаете о разделительном ь?
- Мы наполнили нашу копилку знаниями, а теперь давайте проверим, как мы умеем применять эти знания
- Витаминка предлагает вам выбрать задание себе по силам. Определитесь на каком уровне вам бы хотелось попробовать свои силы.
Самостоятельная работа
Осен(?), осен(?)ю, ден(?)ки, зелене(?)ет, мал(?)чик, Кол(?)я, стул(?)я, Ил(?)я, ноч(?)ка.
Первый уровень: спишите слова, вставляя буквы.
Второй уровень (для тех, кто уверен в своих знаниях): разделите слова на три группы и запишите в столбики:
1) с ь - показателем мягкости согласного
2) с разделительным ь
3) без мягкого знака
Третий уровень: разделите слова на три группы и запишите в столбики:
1) с ь - показателем мягкости согласного
2) с разделительным ь
3) без мягкого знака
придумайте ещё по одному слову к каждой из групп.
(По одному ученику от каждого уровня работают у доски).
- Проверим. Какие вставили буквы?
Физкультминутка (1 мин)
- Сейчас мы проведём игру на внимание и вместе с тем сделаем зарядку для наших мышц.
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть Ь смягчающий – вы хлопаете, если Ь разделительный – подпрыгиваете, если нет ни того, ни другого – приседаете:
Вода, семья, жильё, ель, снегирь, ручьи, ружьё, спинка, крючки, листья, копьё.
Игра «Фотоохота»
- А еще для здоровья полезны прогулки по свежему воздуху. Витаминка предлагает нам совершить прогулку по зимнему лесу. С собой мы возьмём фоторужьё, чтобы сфотографировать всё, что увидим в лесу. Найдите предложения, в которых есть слова с разделительным мягким знаком и постарайтесь их запомнить.
Ребята ходили на прогулку в лес. На лесной поляне увидели заячьи следы. Они привели в густой осинник. Под высокой сосной была медвежья берлога. Из сугроба шёл парок. В дупле старого дуба заметили беличью кладовую. На тонких ветках висели грибы и ягоды рябины. Под деревом дятел устроил птичью столовую. Синицы собирали семена шишек.
Проявим плёнку, напечатаем фотографии. Посмотрите, что у нас получилось. На доске появляются иллюстрации (рисунки) фотографий. Запишите к каждой фотографии по одному предложению, чтобы получился связный рассказ о том, что увидели на прогулке.
- Попробуем проверить себя: стал ли сегодня разделительный мягкий знак нашим хорошим другом. Выполните тест.
Ь – показатель мягкости |
Ь – разделительный |
а) Пишется на конце и в середине слова.
б) Пишется в конце слова
в) Пишется в середине слова
|
а) Пишется на конце и в середине слова.
б) Пишется в конце слова
в) Пишется в середине слова
|
а) Пишется после согласного.
б) Пишется после гласного
|
а) Пишется после согласного.
б) Пишется после гласного
|
а) Перед согласным.
б) Перед гласными Я Ё Е Ю И. |
а) Перед согласным.
б) Перед гласными Я Ё Е Ю И.
|
а) коньки
б) ночью |
а) коньки
б) ночью |
Проверка:
- Сравните свои ответы с ответами Витаминки и Робина.
6. Рефлексия (3 мин)
- Составьте предложения о сегодняшнем уроке, используя эти слова.
Узнал
Удивился
Задумался
Запомнил
Повторил
Научился
- Каким советам Витаминки мы будем следовать, чтобы укреплять своё здоровье?
- Чтобы не болеть, нужно поддерживать своё здоровье. Для этого не так много нужно: правильно питаться, делать физические упражнения, много времени проводить на свежем воздухе.
- Давайте покажем Витаминке какое у нас настроение. Возьмите лучики:
Жёлтый – восторженное, радостное.
Розовый – приятное, спокойное.
Голубой – грустное.
- Давайте вернёмся к нашей копилке знаний. Сегодня мы наполнили ёе доверху, нашими знаниями о мягком знаке, но на следующих уроках мы продолжим наполнять эту копилочку новыми знаниями и правилами.
7. Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему «Моё здоровье в моих руках!»