Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Род и число прилагательных»

2
0
Материал опубликован 3 December 2022 в группе

Русский яз 4 кл.

Тема: «Род и число имён прилагательных»

Тип урока обобщение и систематизация знаний изучение и первичное закрепление знаний.

Цели     

Обучающие: сформировать умение изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам

Развивающие: развивать навык образовывать однокоренные прилагательные от существительных

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку через открытие нового знания

Планируемые предметные результаты

Предметные:

Познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными;

Метапредметные УУД

регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,

коммуникативные: читать вслух и про себя, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные результаты

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи, пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс. 2часть» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий



Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

- А о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Какова наша была тема? (Роль имен прилагательных в языке? Что обозначают и как образуются имена прилагательные?)

Рассказывают правило.

- Придумайте имя прилагательное, (роза, чашка, цыпленок, книга, мяч )

- А сейчас я буду называть имя существительное, а вы превратите его в имя прилагательное ( солнце – солнечный, ум – умный, стекло – стеклянный)

III Минутка чистописания

СОВАЛЯГУШКУШАЛА

- найти слова, записать предложение.

-Как звали сову? (Валя).

- Подчеркните основу предложения. Что такое основа предложения?

- Какой это вид предложения по цели высказывания? (повествовательное)

-А какие бывают предложения по цели высказывания? (побудительные, вопросительные, повествовательные).

IV.Введение в тему урока.

Что вы знаете об имени существительном?                                  

Определите  род  и  число  имен  существительных.  

   Ландыш –  м.р., ед.ч.

   Трава –,ж.р.,ед.ч.

   Солнце – с.р.; ед.ч.

   Ветерок – м.р.; ед.ч.

   Птицы – мн.ч.

-Как изменяются имена существительные?(по родам и числам)

V. Постановка проблемной ситуации.

    -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово  тёплое.  

 - Скажите, а сможем ли мы определить род и  число этого  слова?

Почему возникло затруднение? ( Другая  часть  речи). Какой  частью  речи  является  наше  слово  ТЁПЛЫЙ? (прилагательное)  

-  Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

-А могут  ли  изменяться  по  родам  и  числам  прилагательные?

- Назовите тему и цель нашего урока? (Научиться определять род, число прилагательных).

VI .Открытие нового знания

-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

- В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

     -Подберите к нашему   слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа (у доски).

      тёплый… день (м.р., ед.ч.)   тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)

     тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.) тёплые …лучи (мн.ч.)

- У прилагательных множественного числа род не определяем.

-У прилагательных выделить окончание и основу. Что  заметили?

- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч .

- Как определяется род имени прилагательного?(по существительному)

V I. Первичное закрепление знаний

Работа по учебнику (упражнение 8 с.7). Устно.

На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые-ие? В каком числе они употреблены?

Приведите примеры имен прилагательных
в этом числе. Запишите.

Имена прилагательные, имеющие окончания
-ые
-ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе.

Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.

Какие? Умнt1670058849aa.png красивt1670058849aa.png чистt1670058849aa.png белt1670058849aa.png точнt1670058849aa.png новt1670058849aa.png рыжt1670058849ab.png синt1670058849ac.png

VII.Физкультминутка

VIII.Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

1.Работа в парах. Работа в карточках.

Прочитайте. Спишите. Найдите имена прилагательные. Определите число и род имен прилагательных.

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг.

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок.

- Сформулируйте вывод по следующему плану

Как изменяются имена прилагательные?

Как определяется род имени прилагательного?

На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

- А если имя прилагательное стоит во множественном числе, мы можем определить род?

IX. Итог урока. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Я узнал… Я повторил… Я запомнил…

Какая задача перед нами стояла? Что нового узнали на уроке?

X. Домашнее задание:



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации