Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Род и число прилагательных»
Русский яз 4 кл.
Тема: «Род и число имён прилагательных»
Тип урока обобщение и систематизация знаний изучение и первичное закрепление знаний.
Цели
Обучающие: сформировать умение изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам
Развивающие: развивать навык образовывать однокоренные прилагательные от существительных
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку через открытие нового знания
Планируемые предметные результаты
Предметные:
Познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными;
Метапредметные УУД
регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
коммуникативные: читать вслух и про себя, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета
Личностные результаты
Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи, пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс. 2часть» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Ход урока
I Организационный момент.
II Актуализация знаний.
- А о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Какова наша была тема? (Роль имен прилагательных в языке? Что обозначают и как образуются имена прилагательные?)
Рассказывают правило.
- Придумайте имя прилагательное, (роза, чашка, цыпленок, книга, мяч )
- А сейчас я буду называть имя существительное, а вы превратите его в имя прилагательное ( солнце – солнечный, ум – умный, стекло – стеклянный)
III Минутка чистописания
СОВАЛЯГУШКУШАЛА
- найти слова, записать предложение.
-Как звали сову? (Валя).
- Подчеркните основу предложения. Что такое основа предложения?
- Какой это вид предложения по цели высказывания? (повествовательное)
-А какие бывают предложения по цели высказывания? (побудительные, вопросительные, повествовательные).
IV.Введение в тему урока.
Что вы знаете об имени существительном?
Определите род и число имен существительных.
Ландыш – м.р., ед.ч.
Трава –,ж.р.,ед.ч.
Солнце – с.р.; ед.ч.
Ветерок – м.р.; ед.ч.
Птицы – мн.ч.
-Как изменяются имена существительные?(по родам и числам)
V. Постановка проблемной ситуации.
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое.
- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?
Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи). Какой частью речи является наше слово ТЁПЛЫЙ? (прилагательное)
- Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)
-А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?
- Назовите тему и цель нашего урока? (Научиться определять род, число прилагательных).
VI .Открытие нового знания
-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.
- В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
-Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа (у доски).
тёплый… день (м.р., ед.ч.) тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)
тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.) тёплые …лучи (мн.ч.)
- У прилагательных множественного числа род не определяем.
-У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?
- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч .
- Как определяется род имени прилагательного?(по существительному)
V I. Первичное закрепление знаний
Работа по учебнику (упражнение 8 с.7). Устно.
– На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены?
–Приведите примеры имен прилагательных
в этом числе. Запишите.
–Имена прилагательные, имеющие окончания
-ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе.
Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.
Какие? Умн красив чист бел точн нов рыж син
VII.Физкультминутка
VIII.Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
1.Работа в парах. Работа в карточках.
Прочитайте. Спишите. Найдите имена прилагательные. Определите число и род имен прилагательных.
Вечер зимний в небе синем
Звёзды синие зажёг.
Ветви сыплют синий иней
На подсиненный снежок.
- Сформулируйте вывод по следующему плану
Как изменяются имена прилагательные?
Как определяется род имени прилагательного?
На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?
- А если имя прилагательное стоит во множественном числе, мы можем определить род?
IX. Итог урока. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке.
• Я узнал… Я повторил… Я запомнил…
– Какая задача перед нами стояла? Что нового узнали на уроке?
X. Домашнее задание: