Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Это "корни жизни": -раст-, -ращ-, -рос-!»

1
0
Материал опубликован 25 December 2018 в группе

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема: Это «корни жизни»: -раст-, -ращ-, -рос-!

Урок проводится по учебнику для 5-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала с использованием ИКТ.

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Цели урока:

Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2008.)

Ход урока.

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

 

- Ребята, дома у вас было сплошное «пиршество» из глаголов! А какие глаголы сочетаются с существительными венок, помощь, путь, взыскание, образуя с ними устойчивые сочетания – фразеологизмы? Проверим ваше языковое чутьё!
 

Ученик пишет на доске:
 

Венок возложить, помощь предложить, путь проложить, взыскание наложить.


 

- Каким правилом в написании корней –лаг- -лож- вы руководствовались?


 

Сообщение темы и цели урока.


 

- Вы обратили внимание, что одновременно в корнях могут чередоваться как гласные, так и согласные? Например, -лаг- -лож-.

- Сегодня вас ждут корни, близкие по значению, но различные по звуковому составу. Они связаны с жизнью. Я сейчас произнесу три предложения. Догадайтесь, что это за корни!

«Выросла моя девочка!» - ласково сказала мама.

Из доброго семечка вырастает добрая яблонька.

Выращенные с любовью, дети отдадут и свою любовь людям.

(Дети назовут эти корни: -раст-, -ращ-, -рос-.)

- Я знаю, как мы назовем наш урок.

(объявляю тему и записываю без знаков препинания. Дети поставят сами и объяснят. Знакомлю с целями урока.)

- От чего же зависит правописание этих корней?

Понаблюдаем вместе: произрастает выросла

выращивать заросли

растение водоросли

(Выслушать предположение детей)

- Познакомимся с правилом их написания в учебнике ( чтение правила).

Слайд:

- Когда в «корнях жизни, роста» пишутся о или а?

- А теперь прочитаем и про исключения. Исключений больше, и мы освоим их с помощью руки.

Закрепление

- Давайте запишем гнездо родственных слов с «корнями жизни», разделим их на группы по способу написания.

(Слова предлагают дети, учитель помогает своими вопросами.)

- Что растет под водой?

- Как называется побег? И т.д.

ГНЕЗДО РОДСТВЕННЫХ СЛОВ

-раст- -ращ- -рос-

Растение выращивание водоросли

Разрастаться выращенный поросль

Отрастил росли

Работа с толковым словарем (толкование слов сопровождается слайдами)

Запись.

Ростовщик – человек. Который дает деньги под проценты, то есть в «рост».

Отрасль – это отдельная область науки, производства.

Ростислав – мужское имя.

Росток – стебель растения в самом начале развития из семени.

Ростов – город (городское поселение) в Российской Федерации, районный центр Ярославской области, административный центр Ростовского района.


 

Грамматические задачи.

Вставить буквы и расставить пунктуационные знаки.

Пос..дили бер..жные руки р..сточ..к в землю, и начала из него р..сти вишенка: р..сла, подр..стала и выр..сла в пышное дер..вце.


 

Проверка написанного.


 

Задача 2. Запишите три формы глагола подрастать: настоящего, будущего и прошедшего времени.


 

Развитие устной речи.

Сочините устно «бином фантазии», связав по смыслу два слова: солнце и Снегурочка.

Запишем «биномы фантазии», придуманные поэтом.


 

- Зачем возрастаю?-

Снегурка спросила меня.

- Я знаю, что скоро растаю.

Лишь только увижу весёлую стаю,

Растаю, по камням звеня.

(Ф.Сологуб)


 

- Каким правилом вы воспользуетесь при написании глаголов возрастаю – растаю? Объясните знаки препинания при прямой речи.


 

Самостоятельная работа.


 

Задание в рамках ЕГЭ

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

В…махнуть, ра…щелина

Во…хищение, ра…мах

И…париться, …бежать

Ни…падать, бе…болезненный

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Зар…сли, прил…гать

Предпол…жение, водор…сли

Подр…стать, изл…жение

Отр…щивать, ул…жить

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Расч…ска, ш…рох

Ж…рнов, ж…кей

Поч…тный, ж…лтый

Капюш…н, пч…лы

Подведение итогов урока.

- Какую орфограмму изучили?

- От чего зависит выбор гласных в корне –раст- - рос- -ращ-?

- Какие есть слова-исключения?

- В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-


 

Домашнее задание: выучить правило, подготовиться к диктанту по домашнему упражнению.


 

Федорова Юлия Нуруллаевна, учитель русского языка и литературы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации