Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Это "корни жизни": -раст-, -ращ-, -рос-!»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема: Это «корни жизни»: -раст-, -ращ-, -рос-!
Урок проводится по учебнику для 5-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала с использованием ИКТ.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная.
Цели урока:
Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;
Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2008.)
Ход урока.
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
- Ребята, дома у вас было сплошное «пиршество» из глаголов! А какие глаголы сочетаются с существительными венок, помощь, путь, взыскание, образуя с ними устойчивые сочетания – фразеологизмы? Проверим ваше языковое чутьё!
Ученик пишет на доске:
Венок возложить, помощь предложить, путь проложить, взыскание наложить.
- Каким правилом в написании корней –лаг- -лож- вы руководствовались?
Сообщение темы и цели урока.
- Вы обратили внимание, что одновременно в корнях могут чередоваться как гласные, так и согласные? Например, -лаг- -лож-.
- Сегодня вас ждут корни, близкие по значению, но различные по звуковому составу. Они связаны с жизнью. Я сейчас произнесу три предложения. Догадайтесь, что это за корни!
«Выросла моя девочка!» - ласково сказала мама.
Из доброго семечка вырастает добрая яблонька.
Выращенные с любовью, дети отдадут и свою любовь людям.
(Дети назовут эти корни: -раст-, -ращ-, -рос-.)
- Я знаю, как мы назовем наш урок.
(объявляю тему и записываю без знаков препинания. Дети поставят сами и объяснят. Знакомлю с целями урока.)
- От чего же зависит правописание этих корней?
Понаблюдаем вместе: произрастает выросла
выращивать заросли
растение водоросли
(Выслушать предположение детей)
- Познакомимся с правилом их написания в учебнике ( чтение правила).
Слайд:
- Когда в «корнях жизни, роста» пишутся о или а?
- А теперь прочитаем и про исключения. Исключений больше, и мы освоим их с помощью руки.
Закрепление
- Давайте запишем гнездо родственных слов с «корнями жизни», разделим их на группы по способу написания.
(Слова предлагают дети, учитель помогает своими вопросами.)
- Что растет под водой?
- Как называется побег? И т.д.
ГНЕЗДО РОДСТВЕННЫХ СЛОВ
-раст- -ращ- -рос-
Растение выращивание водоросли
Разрастаться выращенный поросль
Отрастил росли
Работа с толковым словарем (толкование слов сопровождается слайдами)
Запись.
Ростовщик – человек. Который дает деньги под проценты, то есть в «рост».
Отрасль – это отдельная область науки, производства.
Ростислав – мужское имя.
Росток – стебель растения в самом начале развития из семени.
Ростов – город (городское поселение) в Российской Федерации, районный центр Ярославской области, административный центр Ростовского района.
Грамматические задачи.
Вставить буквы и расставить пунктуационные знаки.
Пос..дили бер..жные руки р..сточ..к в землю, и начала из него р..сти вишенка: р..сла, подр..стала и выр..сла в пышное дер..вце.
Проверка написанного.
Задача 2. Запишите три формы глагола подрастать: настоящего, будущего и прошедшего времени.
Развитие устной речи.
Сочините устно «бином фантазии», связав по смыслу два слова: солнце и Снегурочка.
Запишем «биномы фантазии», придуманные поэтом.
- Зачем возрастаю?-
Снегурка спросила меня.
- Я знаю, что скоро растаю.
Лишь только увижу весёлую стаю,
Растаю, по камням звеня.
(Ф.Сологуб)
- Каким правилом вы воспользуетесь при написании глаголов возрастаю – растаю? Объясните знаки препинания при прямой речи.
Самостоятельная работа.
Задание в рамках ЕГЭ
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
В…махнуть, ра…щелина
Во…хищение, ра…мах
И…париться, …бежать
Ни…падать, бе…болезненный
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
Зар…сли, прил…гать
Предпол…жение, водор…сли
Подр…стать, изл…жение
Отр…щивать, ул…жить
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
Расч…ска, ш…рох
Ж…рнов, ж…кей
Поч…тный, ж…лтый
Капюш…н, пч…лы
Подведение итогов урока.
- Какую орфограмму изучили?
- От чего зависит выбор гласных в корне –раст- - рос- -ращ-?
- Какие есть слова-исключения?
- В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-
Домашнее задание: выучить правило, подготовиться к диктанту по домашнему упражнению.
Федорова Юлия Нуруллаевна, учитель русского языка и литературы