Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Назывные предложения»
Конспект урока по русскому языку: «НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель урока: дать понятие назывного предложения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, к художественному слову; к отечественной литературе;
- стремление к речевому самосовершенствованию; к усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях простого предложения; о роли односоставных предложений в текстах художественной литературы;
- проведение различных видов анализа слова ( морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический).
ХОД УРОКА
Организация начала урока.
Учитель: Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок.
-Вы сегодня не ленитесь!
Смело вы за ум беритесь!
Работайте уверенно, старательно, размеренно.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Откройте тетради с домашним заданием. (упр. № 172).
Актуализация имеющихся знаний.
Опрос.
-Какие бывают предложения по составу?
-Что такое односоставное предложение?
-Чем является главный член односоставного предложения?
Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип предложений.
В поселке строят новую школу.
Слезами горю не поможешь.
Цыплят по осени считают.
Подморозило.
Пришла осень.
Утро.
Учитель: Какие это предложения по составу? Чем выражен главный член? В чем особенность последнего предложения? Сегодня мы рассмотрим с вами предложения, в которых главный член выражен именем существительным.
Тема нашего урока: НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Учитель: Какие цели сегодня перед нами?
Изучение нового материала.
Учитель: Не указывая на действие, а лишь называя предметы, явления можно ли передать красоту мира? (конечно)
Утро. Чудесный день. Зима. Любовь.
Учитель: У А.А.Фета есть произведение, в котором нет ни единого глагола, нет действия. Но мы и так можем себе представить их и картину природы.
Шепот, робкое дыханье, трели соловья.
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск января,
И лобзания и слезы,
И заря, заря!
А.А.Фет
- О чём данное стихотворение? (О чувствах, настроении, переживаниях лирического героя).
- Какая картина рисуется в вашем воображении? (Ночь, ручей, луна, двое влюбленных, которые не могут расстаться, пение соловья, постепенно приближается рассвет, поэтому меняются краски).
- Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивляясь тому, как можно без глаголов передать красоту мира. Л.Н.Толстой восторженно отвечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».
- Особенности синтаксических конструкций в том, что это стихотворение состоит из одного предложения, включающего назывные предложения.
Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых главный член – подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. (Декабрь. Три часа ночи.) Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют.
Чтение теории стр. 101
- Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. (Вечер. Тихий зимний вечер.) Второе предложение распространено согласованным определением. Распространить назывные предложения могут только второстепенные предложения, относящиеся к группе подлежащего, т.е. все виды определений (согласованные и несогласованные). В таком предложении не может быть дополнения и обстоятельства, потому что они должны относиться к сказуемому.
Первичное закрепление нового материала.
Выполнение заданий на карточках. Определяем вид предложения.
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.
6. Закрепление полученных знаний.
Выполнение упражнений по учебнику.
Упр. № 174. –устно.
Упражнение 175-с комментированием
Упр.177-у доски.
Итог урока.
- Что такое назывные предложения?
- Чем обычно выражается главный член в назывном предложении?
- Что показывают назывные предложения?
- Где и с какой целью употребляются назывные предложения?
Задание ОГЭ № 7 «Вид подчинительной связи»
. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
1. «деревянный дом» - дом из дерева
2. «морской берег»-берег моря
3. «солнечный свет»-свет солнца
3. Замените словосочетания, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
1. «особенности кроликов» - кроличьи особенности
2. «царство под горой» - подгорное царство
3. «ответ с загадкой» - загадочный ответ
4. Замените словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
1. «отпраздновали весело»- отпраздновали с весельем
2. «смотрели подозрительно» - смотрели с подозрением
3. «безжалостно отчитал» - отчитал без жалости
8.Рефлексия.
– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Кому было сложно? В чем сомневались? Достигли ли мы целей урока?
Оцените свою работу.
Параграф 31, знать правило, примеры. Упр. № 180,181,стр.103