12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малева Елена988
Россия, Коми респ., Деревянск
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

Конспект урока в ТДМ ( технологии деятельностного метода)

 

Тема урока: «Простые и составные числительные».

Класс: 6 класс.

Автор: Малева Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ" с.Деревянск Усть-Куломского района Республики Коми".

Тип урока: урок овладения учащимися новыми знаниями.

Метод: ТДМ ( технология деятельностного метода)

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др,2008 г.

Цель урока:

Сформировать умение определять простые и составные имена числительные.

Задачи урока:

 

Образовательные:

уметь различать разряды числительных по значению;

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и умения.

 

Развивающие:

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения работы в группах, парах, коллективно и самостоятельно.

 

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.

 

Оборудование: урок проходит в компьютерном классе, листы самоконтроля, карточки с числительными, карточки со словосочетаниями.

Структура урока:

  • Мотивация к учебной деятельности.

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    Выявление места и причины затруднения.

    Построение проекта и выход из затруднения.

    Реализация построенного продукта. Задание на пробное действие.

    Первичное закрепление с проговариванием.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Включение в систему знаний и повторение.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

 

Универсальные учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.- Ребята, сегодня девизом нашего урока я хочу взять коми пословицу: "Грамотный человек – зрячий, Неграмотный – слепой". Как вы думаете почему?

 

 

 

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к уроку, оформляют тетради.

Ожидаемый ответ:

- Человек необходимо учиться, получать знания.

 

Личностные УУД: осознанное положительное отношение к учению.

 

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

- Сегодня у нас не просто урок, а урок-путешествие. Мы с вами отправимся в путешествие по стране «Числительное». Готовы отправиться?

- Молодцы. Мы отправляемся в наше путешествие. А на чём будем путешествовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька.

- А на партах у вас лежат билеты, это не простые билеты - это листы самооценки. На каждой станции вы будете оценивать свою работу, выбрав в нужной строке знак «+». В конце нашего путешествия эти билеты помогут нам оценить вашу работу на уроке.

Лист самоконтроля

 

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Станция

"Удивляй-ка"

 

 

 

Станция

" Размышляй-ка".

 

 

 

Станция

" Упражняйся-ка".

 

 

 

Станция

"Подумай-ка".

 

 

 

Станция

"Узнавай-ка".

 

 

 

Станция

"Повторяй-ка".

 

 

 

6 - 5 "+"- "5"

4 - 3 "+"- "4"

2 - 1 "+"- "3"

 

 

 

- Наше путешествие начинается со станции "Удивляй-ка". А вы знаете?

Самая длинная машина - это лимузин. Длина составляет 30 метров! У автомобиля 26 колес.

Автомобиль в среднем состоит из 30000 деталей.

В мире каждую секунду производится 2 автомобиля.

Самый маленький автомобиль в мире весит 59 кг.

Во время рассказа учитель вывешивает карточки с (прописью) на доске.

- Мы записали с вами числительные , а теперь давайте попробуем разделить их на 2 столбика : простые и составные.

 

- Поднимите руки, кто не смог выполнить это задание?

 

 

- Поднимите руки, кто справился с заданием.

 

- Как вы можете объяснить, по какому признаку вы разделили эти числительные на два столбика.

 

 

- То есть это задание вызвало у вас затруднение и неуверенность. Как вы поступаете, когда понимаете, что столкнулись с затруднением?

Ожидаемый ответ: да

 

 

Ожидаемый ответ: Автомобиль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята записывают числительные в тетради и сверяют с записью на доске.

 

Учащиеся пробуют разделить слова на столбики.

 

Ожидаемый ответ: Я не знаю как можно разделить эти числительные.

Учащиеся дают ответы.

 

Ожидаемый ответ: Можно разделить на два столика, но затрудняюсь ответить почему

 

Ожидаемый ответ: Нужно остановиться, подумать.

Познавательные УУД: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение давать определения понятиям

Предметные УУД :

знание теоретического материала по теме.

Регулятивные УУД :

определять цель деятельности, оценка своей деятельности.

III. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить?

 

- Почему у вас возникло затруднение?

 

Ожидаемый ответ: Разделить слова на простые и составные числительные.

Ожидаемый ответ: Мы не знаем по каким признакам разделить слова на столбики.

 

Познавательные:
- формулирование проблемы.

VI. Построение проекта выхода из затруднения.


 

- И следующая наша станция " Размышляй-ка".

- Сформулируйте цель своей деятельности?

 

 

 

 

 

 

 

- Сформулируйте тему урока .

 

Эту проблему нам надо решить, но сначала найти пути её решения- создать самим првило-инструкцию.

 

(Раздаётся материал для наблюдения)

Простые

Составные

Три

Сто пять

Одиннадцать

Шестьдесят два

Восемьсот

Четыреста тридцать первый

Сорок

Тысяча девятьсот восемьдесят восемь

 

 Сравните два столбика, сравните слова в столбиках и попробуйте открыть самостоятельно правило.

– Что у вас получилось?(ответы детей)

 

Просмотр ЦОР "Имя числительное": http://fcior.edu.ru/download/10057/prostye-i-sostavnye-chisla-p1.html

- Сравните свой вывод с правилом. Всё ли верно мы сказали?

 

- Ребята, вы открыли новое знание? И теперь вместе создадим сами проект - инструкцию –правило.

 

1.Определть из скольких слов состоит имя числительное.

2. Если состоит из одного слова - это простое числительное.

3. Если состоит из нескольких слов - это составное числительное.

4. Сделать вывод.

- Итак, инструкция создана. Теперь – в путь!

 

Ожидаемый ответ: Научиться определять простое и составное числительное.

 

Ожидаемый ответ: Простые и составные имена числительные .

Учащиеся во время беседы делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.

 

 

 

 

Познавательные УУД :

извлечение информации из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.

Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы, оценка своей деятельности.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться.

V. Реализация построенного проекта. Задание на пробное действие.

 

- Справились с затруднением. Какой следующий шаг.

 

 

 

- В этом нам поможет следующая станция " Упражняйся-ка". (Работа за компьютерами)

 

Задание: распределите слова в два столбика : простые, составные.

ЭОР "Простые и составные числительные"

https://learningapps.org/watch?v=pvnkqjm5t19

 

- Поднимите руки, кто допустил ошибки? Кто выполнил верно?

Ожидаемые ответы: Научиться применять правило при определении простого и составного числительного.

Учащиеся в парах выполняют задание с проговариванием инструкции.

 

 

Проводится автоматическая проверка (если всё правильно, все слова загорятся зелёным цветом, если ошибки, учащиеся могут ещё раз продумать ответ).

Регулятивные УУД :

планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, анализ собственной работы в группе, оценка своей деятельности.

Познавательные УУД :

построение рассуждения, умение давать определение понятиям.

Коммуникативные УУД:

контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.

VI. Первичное закрепление с проговариванием.

Станции « Отдыхай-ка», какая прекрасная полянка. Предлагаю на ней отдохнуть и выполнить физминутку.

 

И наша следующая станция "Подумай-ка".

Задание: Выпишите словосочетания с числительными, над числительными запишите их вид.

Пятый ученик

Весёлое утро

Высоко прыгнул

Шестьдесят книг

Серое небо

Мой дом

Сто двадцать метров

Думает о нас

Пятьдесят первый номер

Варенье из черники

 

Учащиеся выполняют физминутку.

 

 

Меняются парами и выполняют задание.

 

Коллективная проверка.

 

(Пятый ученик (п), шестьдесят книг (п), сто двадцать метров (с), пятьдесят первый номер (с).

 

Предметные УУД:

различать виды числительных по значению.

Познавательные УУД :

уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, доказательства.

Коммуникативные УУД :

выступление перед аудиторией.

Регуляивные УУД: оценка своей деятельности.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Молодцы. Наше путешествие продолжается. Как мы сможем проверить, усвоил каждый правило или нет?

 

- Наша станция "Узнавай-ка". Посмотрите внимательно на класс, вокруг развешены карточки с числительными - это ответы на вопросы, которые я сейчас вам буду задавать . Я читаю вопрос , а вы ищите ответ и записываете его в тетрадку, распределяя в два столбика: первый столбик простые числительные. во второй составные.

Назовите количество городов в Республике Коми? (10)

Сколько цветов на флаге нашей Республики? (3)

Сколько населенных пунктов в Усть-Куломском районе? ( 22)

Сколько букв в коми алфавите? ( 35)

В Республике Коми живут примерно ....национальностей. (70)

Сколько видов птиц гнездится в Республике Коми (250)

Сколько крупных рек протекает по территории Республики Коми? (8)

Какого числа в селе Усть-Кулом проходит праздник Василей? (13)

- Поднимите руки, кто допустил ошибки?

- Поднимите руки, кто выполнил верно?

Ожидаемый ответ: нужно выполнить самостоятельную работу.

 

 

 

Ученики выполняют самостоятельную работу, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по образцу.

Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок, оценка своей деятельности.

Личностные УУД :

выражение осознанного отношения к учебной деятельности.

Предметные УУД:

знание видов числительных и их признаки.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, скажите, где вы будете применять полученные знания?

 

-Какой шаг будет у нас следующим?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Станция "Повторяй-ка". И встречает нас на этой станции белочка, а почему?

 

Диктант с буквенными обозначениями.

-Я читаю текст, а вы внимательно слушаете, когда вы услышите числительное, вы записываете букву П, если это простое числительное, букву С, если это составное числительное.

 

Белка – мелкий, активный, красивый и ловкий зверёк . 200 видов белок встречается во всём мире. Длина тела белки составляет без хвоста примерно 28 сантиметров. Белка линяет 2 раза в год. В природе белка живёт в среднем 3 года. Она усиленно запасает корм на зиму. Чтобы насытиться, зверёк должен опустошить 380 сосновых шишек .В холодную погоду белка может спать 21 час.

 

- Поднимите руки, кто не допустил ошибку.

 

Ожидаемый ответ: во время выполнения домашнего задания, на контрольной работе.

Ожидаемый ответ: выполнить задание на повторение, включив в него материал сегодняшнего урока.

 

 

Ожидаемый ответ: символ Усть-Куломского района.

 

 

 

Самостоятельная работа.

Самопроверка по образцу. (Ответы скрыты на доске)

 

(П,С, П, П, С,С)

Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи,


выполнение учебных действий,оценка своей деятельности.

Познавательные:
-структурирование знаний.

 


IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Ребята, вот подошел к концу наш урок и наше путешествие.

-Давайте вспомним, какую цель мы ставили?

- Мы достигли её?

- Выберите одну из фраз:

 

Сегодня на уроке

Я узнал…..

Я вспомнил……

Я постарался………

-Ребята , пожалуйста оцените свою работу в листах самооценки.

 

-Домашнее задание:

 

Задание на «5»:

Составить рассказ о семье с именами числительными . Подчеркни числительные и укажи сверху простые и составные числительные.

Задание на «4»

Найти и записать 5 загадок, в состав которых входят числительные. Подчеркни числительные и укажи сверху простые и составные числительные.

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы, заканчивают предложения.

Регулятивные УУД: осуществление итогового и пошагового учебного контроля; анализ собственной работы.


/data/files/y1555139377.docx (Урок в 6 классе "Простые и составные числительные".)

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (2)

Наталья Алексеевна Яковлева, 18.12.20 в 17:11 0Ответить Пожаловаться
Очень четко построенный урок. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.