Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему «Простые и составные числительные»
Конспект урока в ТДМ ( технологии деятельностного метода)
Тема урока: «Простые и составные числительные».
Класс: 6 класс.
Автор: Малева Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ" с.Деревянск Усть-Куломского района Республики Коми".
Тип урока: урок овладения учащимися новыми знаниями.
Метод: ТДМ ( технология деятельностного метода)
Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др,2008 г.
Цель урока:
Сформировать умение определять простые и составные имена числительные.
Задачи урока:
Образовательные:
уметь различать разряды числительных по значению;
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в группах, парах, коллективно и самостоятельно.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
Оборудование: урок проходит в компьютерном классе, листы самоконтроля, карточки с числительными, карточки со словосочетаниями.
Структура урока:
-
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта и выход из затруднения.
Реализация построенного продукта. Задание на пробное действие.
Первичное закрепление с проговариванием.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников
| Универсальные учебные действия | ||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности.
| Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.- Ребята, сегодня девизом нашего урока я хочу взять коми пословицу: "Грамотный человек – зрячий, Неграмотный – слепой". Как вы думаете почему?
| Приветствуют учителя Проверяют свою готовность к уроку, оформляют тетради. Ожидаемый ответ: - Человек необходимо учиться, получать знания.
| Личностные УУД: осознанное положительное отношение к учению.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| - Сегодня у нас не просто урок, а урок-путешествие. Мы с вами отправимся в путешествие по стране «Числительное». Готовы отправиться? - Молодцы. Мы отправляемся в наше путешествие. А на чём будем путешествовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька. - А на партах у вас лежат билеты, это не простые билеты - это листы самооценки. На каждой станции вы будете оценивать свою работу, выбрав в нужной строке знак «+». В конце нашего путешествия эти билеты помогут нам оценить вашу работу на уроке. Лист самоконтроля
- Наше путешествие начинается со станции "Удивляй-ка". А вы знаете? Самая длинная машина - это лимузин. Длина составляет 30 метров! У автомобиля 26 колес. Автомобиль в среднем состоит из 30000 деталей. В мире каждую секунду производится 2 автомобиля. Самый маленький автомобиль в мире весит 59 кг. Во время рассказа учитель вывешивает карточки с (прописью) на доске. - Мы записали с вами числительные , а теперь давайте попробуем разделить их на 2 столбика : простые и составные.
- Поднимите руки, кто не смог выполнить это задание?
- Поднимите руки, кто справился с заданием.
- Как вы можете объяснить, по какому признаку вы разделили эти числительные на два столбика.
- То есть это задание вызвало у вас затруднение и неуверенность. Как вы поступаете, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? | Ожидаемый ответ: да
Ожидаемый ответ: Автомобиль
Ребята записывают числительные в тетради и сверяют с записью на доске.
Учащиеся пробуют разделить слова на столбики.
Ожидаемый ответ: Я не знаю как можно разделить эти числительные. Учащиеся дают ответы.
Ожидаемый ответ: Можно разделить на два столика, но затрудняюсь ответить почему
Ожидаемый ответ: Нужно остановиться, подумать. | Познавательные УУД: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение давать определения понятиям Предметные УУД : знание теоретического материала по теме. Регулятивные УУД : определять цель деятельности, оценка своей деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения. | - Какое задание вы должны были выполнить?
- Почему у вас возникло затруднение?
| Ожидаемый ответ: Разделить слова на простые и составные числительные. Ожидаемый ответ: Мы не знаем по каким признакам разделить слова на столбики.
| Познавательные: | ||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Построение проекта выхода из затруднения.
| - И следующая наша станция " Размышляй-ка". - Сформулируйте цель своей деятельности?
- Сформулируйте тему урока .
Эту проблему нам надо решить, но сначала найти пути её решения- создать самим првило-инструкцию.
(Раздаётся материал для наблюдения)
Сравните два столбика, сравните слова в столбиках и попробуйте открыть самостоятельно правило. – Что у вас получилось?(ответы детей)
Просмотр ЦОР "Имя числительное": http://fcior.edu.ru/download/10057/prostye-i-sostavnye-chisla-p1.html - Сравните свой вывод с правилом. Всё ли верно мы сказали?
- Ребята, вы открыли новое знание? И теперь вместе создадим сами проект - инструкцию –правило.
1.Определть из скольких слов состоит имя числительное. 2. Если состоит из одного слова - это простое числительное. 3. Если состоит из нескольких слов - это составное числительное. 4. Сделать вывод. - Итак, инструкция создана. Теперь – в путь!
| Ожидаемый ответ: Научиться определять простое и составное числительное.
Ожидаемый ответ: Простые и составные имена числительные . Учащиеся во время беседы делают записи в тетради.
Работа в парах.
Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.
| Познавательные УУД : извлечение информации из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения. Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы, оценка своей деятельности. Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Реализация построенного проекта. Задание на пробное действие.
| - Справились с затруднением. Какой следующий шаг.
- В этом нам поможет следующая станция " Упражняйся-ка". (Работа за компьютерами)
Задание: распределите слова в два столбика : простые, составные. ЭОР "Простые и составные числительные" https://learningapps.org/watch?v=pvnkqjm5t19
- Поднимите руки, кто допустил ошибки? Кто выполнил верно? | Ожидаемые ответы: Научиться применять правило при определении простого и составного числительного. Учащиеся в парах выполняют задание с проговариванием инструкции.
Проводится автоматическая проверка (если всё правильно, все слова загорятся зелёным цветом, если ошибки, учащиеся могут ещё раз продумать ответ). | Регулятивные УУД : планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, анализ собственной работы в группе, оценка своей деятельности. Познавательные УУД : построение рассуждения, умение давать определение понятиям. Коммуникативные УУД: контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление с проговариванием. | Станции « Отдыхай-ка», какая прекрасная полянка. Предлагаю на ней отдохнуть и выполнить физминутку.
И наша следующая станция "Подумай-ка". Задание: Выпишите словосочетания с числительными, над числительными запишите их вид.
| Учащиеся выполняют физминутку.
Меняются парами и выполняют задание.
Коллективная проверка.
(Пятый ученик (п), шестьдесят книг (п), сто двадцать метров (с), пятьдесят первый номер (с).
| Предметные УУД: различать виды числительных по значению. Познавательные УУД : уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, доказательства. Коммуникативные УУД : выступление перед аудиторией. Регуляивные УУД: оценка своей деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Молодцы. Наше путешествие продолжается. Как мы сможем проверить, усвоил каждый правило или нет?
- Наша станция "Узнавай-ка". Посмотрите внимательно на класс, вокруг развешены карточки с числительными - это ответы на вопросы, которые я сейчас вам буду задавать . Я читаю вопрос , а вы ищите ответ и записываете его в тетрадку, распределяя в два столбика: первый столбик простые числительные. во второй составные. Назовите количество городов в Республике Коми? (10) Сколько цветов на флаге нашей Республики? (3) Сколько населенных пунктов в Усть-Куломском районе? ( 22) Сколько букв в коми алфавите? ( 35) В Республике Коми живут примерно ....национальностей. (70) Сколько видов птиц гнездится в Республике Коми (250) Сколько крупных рек протекает по территории Республики Коми? (8) Какого числа в селе Усть-Кулом проходит праздник Василей? (13) - Поднимите руки, кто допустил ошибки? - Поднимите руки, кто выполнил верно? | Ожидаемый ответ: нужно выполнить самостоятельную работу.
Ученики выполняют самостоятельную работу, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по образцу. | Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок, оценка своей деятельности. Личностные УУД : выражение осознанного отношения к учебной деятельности. Предметные УУД: знание видов числительных и их признаки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Включение в систему знаний и повторение. | -Ребята, скажите, где вы будете применять полученные знания?
-Какой шаг будет у нас следующим?
-Станция "Повторяй-ка". И встречает нас на этой станции белочка, а почему?
Диктант с буквенными обозначениями. -Я читаю текст, а вы внимательно слушаете, когда вы услышите числительное, вы записываете букву П, если это простое числительное, букву С, если это составное числительное.
Белка – мелкий, активный, красивый и ловкий зверёк . 200 видов белок встречается во всём мире. Длина тела белки составляет без хвоста примерно 28 сантиметров. Белка линяет 2 раза в год. В природе белка живёт в среднем 3 года. Она усиленно запасает корм на зиму. Чтобы насытиться, зверёк должен опустошить 380 сосновых шишек .В холодную погоду белка может спать 21 час.
- Поднимите руки, кто не допустил ошибку.
| Ожидаемый ответ: во время выполнения домашнего задания, на контрольной работе. Ожидаемый ответ: выполнить задание на повторение, включив в него материал сегодняшнего урока.
Ожидаемый ответ: символ Усть-Куломского района.
Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу. (Ответы скрыты на доске)
(П,С, П, П, С,С) | Регулятивные:
Познавательные:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| - Ребята, вот подошел к концу наш урок и наше путешествие. -Давайте вспомним, какую цель мы ставили? - Мы достигли её? - Выберите одну из фраз:
Сегодня на уроке Я узнал….. Я вспомнил…… Я постарался……… -Ребята , пожалуйста оцените свою работу в листах самооценки.
-Домашнее задание:
Задание на «5»: Составить рассказ о семье с именами числительными . Подчеркни числительные и укажи сверху простые и составные числительные. Задание на «4» Найти и записать 5 загадок, в состав которых входят числительные. Подчеркни числительные и укажи сверху простые и составные числительные.
| Учащиеся отвечают на вопросы, заканчивают предложения. | Регулятивные УУД: осуществление итогового и пошагового учебного контроля; анализ собственной работы. |
/data/files/y1555139377.docx (Урок в 6 классе "Простые и составные числительные".)
Наталья Алексеевна Яковлева
Малева Елена