Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»
Учебный предмет: русский язык
УМК: «Школа России»
Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели: познакомить обучающихся с терминами «подлежащее и сказуемое»; находить подлежащее и сказуемое в предложении.
Задачи урока:
Обучающие:
1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;
Развивающие:
1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,осуществлять ее решение под руководством учителя;
2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества
Планируемые результаты:
Личностные:
1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2)развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности
на уроке
Предметные: обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое; научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;
Метапредметные:
Познавательные: обучающийся научится выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя, работать с информацией в учебнике, работать с моделями; осуществлять сравнение, анализ, обобщать, выдвигать гипотезы, рассуждать.
Регулятивные: обучающийся научится удерживать учебную задачу, составлять план действий, осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, допускать возможность существования разных точек зрения.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки.
Ход урока
1. Мотивация.
- Доброе утро! Присаживайтесь. Начинаем урок русского языка.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Значит, грамотно писать
Должен научиться!
Откройте тетрадь, запишите число, Классная работа.
Сели правильно, положили тетрадь с наклоном. Проверить посадку и наклон тетради.
2. Чистописание.
- Назовите времена года (зима, весна, лето, осень).
- В тетради прописываем буквосочетания: ос, ес, нь.
- Какое сейчас время года?
- Запишите слово ОСЕНЬ
- Поставьте ударение. Составим звуковую схему. Сигнальные карточки.
3. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня Кот Леопольд пришёл не с пустыми руками, а с заданиями для вас.
На доске записаны предложения:
Дети купаются.
Птицы улетают.
Снег идёт.
Появляются листья.
- Какое предложение подходит к этому времени года?
- Почему птицы улетают? (в поисках корма).
Карточки на доске.
- Являются ли слова, из которых состоит предложение, главными? Почему? (Задаем вопросы. Кто? Птицы. Что делают? Улетают. Улетают кто? Птицы.)
- У каждого главного члена предложения есть своё название. (Подлежащее, сказуемое)
- Запомните, ребята, подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.
5. Работа по теме урока.
- Откройте учебник на с. 34.
Проверим, правильно ли вы определили тему урока? (тему читает ученик(ца).
- Выполним с. 34. Упр. 41
УСТНО.
- Какие предложения подходят к первой схеме? (Птицы летят.)
- Почему?
- Какое предложение подходит ко второй схеме? (Дождь льёт.)
- Эти слова – основа предложения? (да, так как они являются подлежащим и сказуемым).
ПИСЬМЕННО
- Запишите эти предложения.
- Как подчеркнём?
УСТНО.
- Прочитайте правило на с. 34 (читает 1 ученик/ученица). Скажите, что такое подлежащее?
- Прочитайте правило на с. 35 (читает другой ученик/ученица). Скажите, что такое сказуемое?
6. Физкультминутка
Игровой приём «Говорящие руки». Проговаривание правил с использованием движений рук.
7. Закрепление изученного материала.
Детям раздаются карточки с текстом.
Задание: найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.
Наступила золотая осень. Деревья оделись в праздничный наряд. Дует холодный ветер. В воздухе кружатся листья. |
Проверка задания (4 ученика читают предложения и называют подлежащее и сказуемое).
8. Рефлексия.
- Самооценка (оцени себя с помощью сигнальных карточек):
- Синий цвет – я ещё не совсем понял, как находить подлежащее и сказуемое.
- Зелёный цвет – я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое
9. Подведение итогов урока.
- Что нового вы сегодня узнали о предложении? (Главные члены предложения называются подлежащим и сказуемым).
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- Итак, за работу на уроке оценки получают следующие: …
- А теперь откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок.
Домашнее задание на доске: с. 36 упр. 44. Выучить правило с. 34-35.
Список использованной литературы:
1. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2021. - 128 с.
2. Соловейчик, М.С., Кузьменко, Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Методическое пособие. 2 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. - 112 с.
3. Агаркова, Н.Ф. Русский язык. Поурочные разработки к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 2 класс. - Москва: ВАКО, 2014. - 224 с.
4. Иванова, В.А. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. - Москва: Эксмо, 2018. - 256 с.