Конспект урока по технологии «Итоговая контрольная работа» (7 класс)
Конспект урока по технологии. 7 класс
Тема урока: «Итоговая контрольная работа»
Цель урока: Выявить уровень усвоения и понимания учащимися материала по окончанию изучения предмета в 7 классе.
Задачи урока:
1. Образовательные: Активизация знаний и умений учащихся, сформированных на уроках. Определение уровня овладения знаниями учащимися и совместная работа над ошибками в контрольной работе.
2. Развивающие: Формирование у учащихся умений самостоятельно работать, анализировать изученный материал, строить связи между разными темами уроков, развитие внимательности, коммуникативных качеств, умений взаимодействовать в группе, отстаивать свое мнение.
3. Воспитательные: Воспитание самостоятельности, ответственности за результат своей работы, практического отношения к полученным знаниям, взаимопомощи и сотрудничества.
Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и умений.
Вид урока: контрольная работа.
Оборудование урока: бланки контрольных тестов и листы для написания ответов (по числу учащихся), бланки для ответов для групп, жетоны для групп.
План:
Этапы урока |
Приемы и методы |
Время |
I. Организационный момент |
Беседа |
3 |
II. Основная часть: 1. Актуализация знаний и умений |
Беседа, активизирующие вопросы |
5 |
2. Выполнение контрольной работы |
Письменная контрольная работа, работа с тестом |
20 |
3. Самопроверка и самооценивание |
Работа в мини-группах, проверка ответов |
14 |
III. Рефлексия (подведение итогов) |
Стимулирующий вывод |
3 |
Ход урока. Этапы.
I. Организационный момент
Цель: создать мотивацию и благоприятный психологический настрой учащихся к учебной деятельности.
Действия учителя: проверка готовности к уроку, сообщение темы и целей урока, создание рабочей атмосферы.
Действия учащихся: участие в диалоге.
II. Основная часть:
1. Актуализация знаний и умений
Цель: оценить освоение материала, оживить усвоенные знания и развитые умения за весь год.
Действия учителя: организация через активизирующие вопросы учебной беседы по уточнению основных понятий, умений, которые необходимо усвоить по предмету, создание ситуации уверенности в своих знаниях и умениях.
Действия учащихся: участие в беседе, выяснение границ своих знаний с опорой на записи в тетрадях: что изучали, чему научились, какую работу выполняли, самооценка своих возможностей до начала контрольной, самоконтроль.
2. Выполнение контрольной работы
Цель: организовать выполнение контрольной работы
Действия учителя: создание условий для самостоятельной индивидуальной работы учащихся, раздача проверочного материала, отслеживание времени, ответы на общие вопросы.
Действия учащихся: самостоятельная деятельность по выполнению контрольной работы. Заполнение листов ответов.
Учащимся раздается текст контрольной работы и листы, на которых они пишут ответы. Время на выполнение работы ограничено – 20 минут, о чем сообщается школьникам. На вопросы можно отвечать в любой последовательности.
Задания контрольной работы даны в форме теста (см. Приложение 1).
После выполнения контрольной работы все материалы сдаются.
3. Самопроверка и самооценивание
Цель: обсудить выполненную контрольную работу, проверить правильность ответов, развить умения самоанализа и самооценки, умения работать в группе, выслушивать чужое мнение и отстаивать свое.
Действия учителя: деление учащихся на группы, организация работы групп, действий учащихся по самопроверке, выявление ошибок и их причин, разбор сложных вопросов.
Действия учащихся: работа в группах, заполнение бланка ответов, самопроверка своих ответов в ходе групповой проверки контрольной работы, выяснение своих трудностей и пробелов в знаниях и умениях.
а) Самостоятельная групповая работа. Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек (объединяются соседние парты). Каждая группа получает бланк контрольной работы (которую только что выполняли), обсуждает варианты ответов и вписывает их в бланк. На работу дается 5 минут.
б) Проверка ответов. Каждой группе даются карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З. Учитель зачитывает вопрос группы поднимают буквы с выбранными ими ответами. Если есть ошибки, дополнительно разъясняет вопрос. При этом каждый ученик сравнивает правильный ответ со своим. За правильный ответ группа получает жетон. Группа (или две), набравшая больше всего баллов, получает дополнительные 0,5 балла к итоговой отметке по контрольной работе в спорной ситуации.
III. Рефлексия (подведение итогов)
Цель: подвести итоги занятия, осуществить его рефлексивный анализ, выявить неразрешенные трудности для будущей работы. Подвести учащихся к осознанию, что у них получилось хорошо, а над чем надо еще работать.
Действия учителя: провести рефлексию с учащимися, помочь понять свои возможности, осознать пробелы в материале и необходимость их заполнения, поддержать учащихся, поблагодарить за занятия, выделить положительные моменты и достижения школьников.
Действия ученика: провести рефлексию своей работы на уроках, проанализировать, что он должен был знать и уметь по окончанию изучения предмета в 7 классе, чтобы успешно справиться с контрольной работой.
Литература и источники
1. Арефьев И. П. Технология: технический и обслуживающий труд. Девочки 5-9 классы. Компакт-диск. - М.: Дистанционные технологии и обучение, 2010.
2. Технология. 5-8 класс. Программа. ФГОС / Сасова И.А. – М.: Вентана-Граф, 2014.
3. Технология. Технология ведения дома. 7 класс. Учебник. ФГОС / Сасова И.А., Павлова М.Б., Шарутина А.Ю., Гуревич М.И. – М.: Вентана-Граф, 2014.
4. Технология. 7 класс. Учебник. ФГОС / Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Яковенко О.В. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Приложение 1
Итоговая контрольная работа по технологии. 7 класс
Цель: определить уровень технологической подготовки учащихся по образовательной программе по технологии за 7 класс.
Контрольный материал выполнен в форме теста и содержит 14 заданий.
Контрольная работа содержит следующие типы заданий:
- вопросы закрытого типа с выбором одного правильного ответа (7 заданий);
- вопросы закрытого типа с выбором нескольких правильных ответов (2 задания);
- вопросы на выбор правильной последовательности (1 задание);
- вопросы на соотнесение формулировок и понятий (3 задания);
- вопросы открытого с необходимостью дать краткий ответ (1 задание).
В тесте на вопросы можно отвечать в любой последовательности.
Задания
1. Отметьте способы предупреждения кишечных инфекций? (Отметьте несколько вариантов)
а) перед едой мыть руки;
б) кушать сырые овощи и фрукты,
в) пить некипяченую воду,
г) соблюдать правила этикета во время еды,
д) при выполнении кулинарных работ соблюдать чистоту в помещении,
е) соблюдать правила и сроки хранения продуктов
2. Укажите правильную последовательность оказания пострадавшему первой медицинской помощи при пищевых отравлениях.
а) Если пострадавший в сознании, ему промывают желудок: сделать бледно-розовый раствор марганцовки и дать выпить 3-4 стакана, далее надавить на корень языка пальцем или ложкой и вызвать рвоту.
б) Спустя 2-3 часа повторно промыть желудок. Промывание повторяют 2-3 раза.
в) По окончанию промывания желудка пострадавшему дают уголь активированный: в стакан кипяченой холодной воды опускают 20-30 таблеток угля, расталкивают его до кашеобразного вида и дают выпить.
г) Нужно определить какой продукт вызвал отравление, и забрать его.
3. К названиям теста в таблице слева подберите соответствующие им основные виды продуктов справа.
Тесто |
Продукты |
1. Дрожжевое |
А. Мука, разрыхлитель, молоко |
2. Пресное |
Б. Мука, молоко, дрожжи |
3. Бисквитное |
В. Мука/картофельный крахмал, яйца, сахар |
4. Слоеное |
Г. Мука, масло, сахар, яйца, ванилин |
5. Песочное |
Д. Мука, вода,масло, яйца, соль, кислота |
4. К названиям основных компонентов приготовления теста подберите в таблице соответствующие им характеристики, влияющие на качество готовых изделий: 1. Мука. 2. Сахар. 3. Яйца. 4. Кисломолочные продукты. 5. Ванилин. 6. Поваренная соль. 7. Разрыхлитель теста.
Характеристика |
|
А |
Очень сильный ароматизатор, в тесто или кремы его добавляют осторожно |
Б |
Данные продукты используются при замесе теста, улучшают его вязко-пластичные свойства |
В |
Увеличивают пищевую ценность и вкус выпечки, делают ее нежнее и рассыпчатее |
Г |
Продукт добавляют в тесто при замесе, влияет на вкусовые характеристики |
Д |
Основной продукт, обуславливает хорошую эластичную клейковину теста |
Е |
Они придают тесту пористость, улучшают его качество |
Ж |
Важнейшая вкусовая добавка, даже в сладкое тесто |
5. Из предложенных условий хранения консервированных плодов - ягодных продуктов выберите верный ответ (укажите только один вариант).
а) в темном месте при температуре 4–8°С
б) в светлом месте при температуре +10°С
в) в темном месте при температуре 0°С
6. Узелковое плетение — это (укажите только один вариант):
а) маклере, б) макроле, в) макросне, г) макраме.
7. К материалам для плетения в технике макраме не относится (укажите только один вариант):
а) лоскут ткани
б) шпагат
в) бечевка
г) бельевая веревка
8. Из видов узлов, изображенных на рисунках, петельный узел — это (укажите только один вариант):
а) |
б) |
в) |
г) |
9. Какие ткани производят из волокон растительного происхождения? (несколько вариантов ответа)
а) шерстяные ткани,
б) шелковые ткани,
в) хлопчатобумажные ткани,
г) льняные ткани.
10. К значениям символов и видам ткани, приведенным в таблице, подберите соответствующий рисунок символа ухода за одеждой, изготовленной из шелковой и шерстяной ткани.
Значение символа |
Вид ткани |
1. Стирать вручную при температуре не выше 40°С, не замачивая. Выжимать слега, без выкручивания |
Шелк, шерсть |
2. Стирать нельзя |
Изделия из шерстяных тканей на подкладке |
3. Сушить влажное изделие в подвешенном состоянии (вертикально) |
Шелковые и шерстяные ткани |
4. Гладить при температуре не выше 150°С |
Шерстяные ткани |
5. Гладить при температуре не выше 110°С |
Шелковые ткани |
6. Чистка химическими препаратами (сухая) |
Шерстяные ткани |
7. Химическая чистка запрещена. Стирать вручную при температуре не свыше 40°С |
Шелковые ткани |
8. Отбеливать нельзя |
Шелковые, шерстяные ткани |
а) |
б) |
в) |
г) |
д) |
е) |
ж) |
з) |
11. Что такое экология жилища? (укажите только один вариант)
а) взаимоотношения человека с окружающей средой жилища
б) внутренний мир дома, складывающийся из расположения и взаимосвязи отдельных предметов
в) гармония вещей и пространства.
12. Какие пути экономии электроэнергии вы видите при применении электроосветительных приборов различных типов (в квартирах, на улицах, на производстве)?
13. Отметьте один вариант, где перечислены уровни профессионального образования в России.
а) среднее профессиональное, высшее профессиональное (бакалавриат, специалитет, магистратура)
б) основное общее образование, среднее профессиональное, высшее профессиональное
в) колледж, техникум, училище
г) дошкольное образование, школьное образование, дополнительное образование
14. Творческим проектом, выполняемым на уроках технологии, является (укажите только один вариант):
а) выполнение проверочного теста
б) чертеж технического изделия или эскиз оформления объекта
в) написание художественного сочинения
г) выполнение требования техники безопасности на уроке.
Ключ к расшифровке теста по технологии для 7 класса
№ вопр. |
Модель верного ответа |
Макс. кол-во баллов |
Примечание |
1 |
а, д, е |
3 |
По 1 б. за каждый правильный ответ. -1 б. за каждый неправильный ответ |
2 |
а – в – б – г |
2 |
4 правильных этапа - 2 балла, 3 правильно - 1 балл |
3 |
1-Б, 2-А, 3-В, 4-Д, 5-Г |
3 |
5 правильно - 3 балла, 3-4 правильно - 2 балла, 1-2 правильно - 1 балл. |
4 |
1-Д, 2-Г, 3-В, 4-Б, 5-А, 6-Ж, 7-Е |
4 |
6-7 правильно - 4 балла, 4-5 правильно - 3 балла, 2-3 правильно - 2 балла, 1 правильно - 1 балл |
5 |
а |
1 |
|
6 |
г |
1 |
|
7 |
а |
1 |
|
8 |
б |
1 |
|
9 |
в, г |
2 |
По 1 б. за каждый правильный ответ. -1 б. за каждый неправильный ответ |
10 |
1-д, 2-ж, 3-в, 4-а, 5-з, 6-б, 7-г, 8-е |
5 |
7-8 правильно - 5 балла, 5-6 правильно - 4 балла, 4 правильно - 3 балла, 3 правильно - 2 балла, 2 правильно - 1 балл |
11 |
а |
1 |
|
12 |
Использование светодиодных ламп, применение автоматики – включает и выключает освещение в зависимости от освещенности |
2 |
За полный четкий ответ – 2 балла, за неполный – 1 балл. |
13 |
а |
1 |
|
14 |
б |
1 |
|
Итого: |
28 |
Критерии отметки:
24-28 баллов - «отлично»
18-23 баллов - «хорошо»
8-17 баллов - «удовлетворительно»