Сценарий занятия по биологии в 5 классе по разделу «Клеточное строение организма» на тему «Устройство увеличительных приборов»
Устройство увеличительных приборов.
Скорочкина Ольга Александровна,
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Малый Узень»
Питерского района Саратовской области
Пояснительная записка
Урок входит в состав раздела «Клеточное строение организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования по биологии для 5 класса « Биология. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В. В. Пасечника.
Тема урока: «Устройство увеличительных приборов».
Класс: 5
цели:
Образовательная: восстановить знания о методах исследования в биологии, сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.
Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.
Тип урока : открытие новых знаний
Оборудование для учителя: интерактивный комплекс, ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, ручная и штативная лупы, световой микроскоп, предметное стекло, покровной стекло, образцы микропрепаратов, таблица
«Увеличительные приборы», ПК, мультимедийная презентация.
Оборудование для учащихся: лабораторное оборудование, ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, дополнительная текстовая информация.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные результаты обучения: умение применять физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Разработка урока по биологии «Устройство увеличительных приборов» для 5 класса c использованием технологии РКМ и технологической карты.
Технология РКМ является целостной системой, формирующей навыки работы с информацией. Она представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретенные знания.
Цель – развитие мыслительных навыков учащихся.
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Происходит конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.
Основа ТРКМ – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока
1. Предлагаемая методическая разработка урока по теме «Устройство увеличительных приборов» построена на применении методических приемов различных видов образовательных технологий.
В уроке используется базовая модель технологии критического мышления: «вызов – осмысление новой информации - рефлексия». На стадии вызова используются аудиовизуальные средства обучения (на выбор преподавателя) и ЭОР. Это презентация, выполненная в программе Power Point. Цель их использования - вызвать интерес к изучаемой теме.
Как известно, знания, добытые самостоятельно, всегда удерживаются сознанием дольше, чем полученные в готовом виде. Проблемное обучение является центральным звеном развивающего обучения. Изучение строения увеличительных приборов, дает возможность для создания на уроке целого ряда проблемных ситуаций и вопросов. В содержание урока включены задания направленные на развитие логического мышления, умений сравнивать и анализировать факты, обобщать.
Немаловажным на уроке является принцип чередования разных видов деятельности учащихся с целью предупреждения утомления и поддержания интереса к изучаемому материалу. По ходу урока предполагается работа по оставлению конспекта по информационному листу (Приложение 3), просмотр электронных образовательных ресурсов, работа с учебником, беседа с учителем, программированный опрос.
Технологическая карта урока «Устройство увеличительных приборов».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Этап. Организационный, | Определяет готовность учащихся к работе. | Готовят учебники, дополнительную литературу. | |
Целеполагание и мотивация (планирование работы) Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Поиск формулирования темы урока. | Цель деятельности учителя: Создать условия для выхода учащихся на постановку учебной задачи Задачи этапа: Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса – слайд
- создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к изучению о устройстве увеличительных приборов; - создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием; - создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения. Сообщение темы, цели и задач урока. Создаёт условия для формулировки темы, цели урока учащимися и её осознания ими (исторический факт раскрывающий проблему , о чем пойдет речь на уроке. ). (Приложение 1) . | Исходя из темы, определяют целеполагание урока. Цель деятельности ученика: Учусь доказывать собственную точку зрения. Задачи ученика: - учусь планировать, используя свои знания о микромире, полученные в жизни и на уроках биологии; - учусь принимать мнение другого человека.
Ученики записывают тему урока в информационном листе (приложение №1) | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования.
|
2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности. А) стадия вызова Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. | Знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук) по слайдам презентации № 2,3 | «Изобретение прибора, позволяющего видеть невидимое». Прослушивают и анализируют дополнительную текстовую информацию (Приложение №2). Воспроизводят определения методов исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Анализ дополнительной информации | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания,развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.; |
3. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий | Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, увеличительных приборов с использованием слайдов презентации № 5,6,7; комментирует и направляет деятельность учащихся. | 1.Выполняют практическую работу №1 «Устройство микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с. 31, 33. 2.Выполняют практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с.32. Изучают правила работы с микроскопом, используя материал учебника п.6,с.32,33. Проверяют выполнение задания с опорой на слайды № 8,9 презентации. (или Интернет - ресурс из ЦОР «Микроскоп №132305» | Познавательные: Определение понятий: «микропрепарат, «окуляр», «объектив», «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом». Синтез о значимости каждой из частей микроскопа. Регулятивные: Умение работать со схематическими моделями, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта в рабочих картах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой
Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям |
Первичное закрепление Б) Стадия осмысления новой информации Цель: усвоение учащимися нового способа действия при работе и формирование умений его применять. Релаксация. | Консультирует работу учащихся. Проводит упражнения по релаксации | Воспроизводят правила работы с микроскопом с опорой на слайды презентации. Проводят само- и взаимопроверку. | Коммуникативны: Работа и консультация в парах. Регулятивные: Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям. |
5. Самостоятельная работа и самопроверка. Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | Направляет деятельность учащихся на выполнения заданий № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение (Приложение 3) Тестовый контроль знаний (Приложение 3) | Выполняют задания № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) (Приложение 3) Выполнение тестовых заданий (индивидуальное задание) | Познавательные: Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации. Коммуникативны: Работа и консультация в парах. Индивидуальная работа Регулятивные: Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям. контроль, коррекция |
6. Включение в систему знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания. | Проводит фронтальную беседу по вопросам: что означает слово «микроскоп», какие части есть у микроскопа, что вы узнали о правилах работы с микроскопом на уроке, каким оборудованием вы будете пользоваться на лабораторной работе. | Отвечают на вопросы учителя, еще раз проговаривают новые понятия: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микроскоп». «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом». | Познавательные: Воспроизведение и корректировка знаний, умение формулировать основные понятия. Коммуникативные: Сотрудничество учителя и обучающихся; освоение разных способов коммуникаций. Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев. Осознание уровня качества сформированных знаний Проводят самооценку полученным знаниям и умениям. |
7.Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности? | Коммуникативны: Диалог с учителем и обучающимися | |
8. Домашнее задание | Консультирует и объясняет д/з п.6, 321,22,23, подготовить сообщение (презентацию) об истории открытия микроскопа, подготовиться к лабораторной работе. | Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают д/з |
Литература для учителя:
1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с.
А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”, Москва, 2005
2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003
3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003
4.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003
Литература для учащихся:
1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012.
2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012
3. Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
4. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.
Электронные издания:
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий», Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
2.Единая коллекция ЦОР.
Интернет-ресурсы:
- www.bio.1september.ru
- www.bio.nature.ru
- http://infoschool.narod.ru
- http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/bkletochnoe-stroenie-organizmovb/uvelichitelnye-pribory
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c572-0a01-022a-007f-3b8a48964b83/[BIO6_02-06]_[IM_01].SWF?redirected=true
Приложение 1.
Исторический факт (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса)
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете, что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?
Приложение 2. Дополнительная информация
1. История создания и использования увеличительных приборовРастения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться?
Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).
Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч раз.
2. Устройство увеличительных приборов: лупы, штативной лупы
Лупа — самый простой увеличительный прибор. Она состоит из двояковыпуклой линзы, оправленной в деревянный, пластиковый или металлический контур. Лупы дают небольшое увеличение — всего до 40—50 раз. Поэтому с их помощью можно изучать только наиболее общие детали строения. Лупа – увеличительный прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов, расположенных на небольшом расстоянии
Бывают ручные лупы и штативные лупы. Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко.
Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом.
Приложение 3
Рабочая карта учащегося 5 класса____________________________________________
Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Выполните практическую работу №1 «Устройство светового микроскопа»
А) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.
Б) Обозначьте части микроскопа на схеме. Что можно обозначить цифрой 6?
1._______________________________ 2._______________________________ 3._______________________________ 4._______________________________ 5._______________________________ 6._______________________________ |
2. Выполните практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа»
Цифра на окуляре x цифра на объективе
________________ x ____________________ =
ЗАДАНИЕ №1. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2. Штатив поверни ручкой «к себе».
3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5. Положи готовый препарат под предметный столик.
6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат. ОЦЕНКА:
ЗАДАНИЕ №2. Выполни тест
№ | ВОПРОС, УТВЕРЖДЕНИЕ | А | В | С |
1 | Назови самый простой увеличительный прибор | микроскоп | лупа | телескоп |
2 | Главная часть лупы -… | предметный столик и тубус | штатив и окуляр | выпуклое с двух сторон стекло |
3 | В переводе с греческого «микро» означает… | большой | уменьшенный | малый |
4 | В переводе с греческого «скопо» означает… | смотреть | увеличивающий | зеркальный |
5 | В переводе с греческого «окулюс» означает… | смотреть | окуляр | глаз |
6 | В переводе с греческого «объектус» означает … | объект | увеличивающий | объектив |
7 | Выпуклое с двух сторон стекло … | увеличивает предметы | уменьшает предметы | искажает предметы |
8 | Во сколько раз лупа увеличивает изображение предметов ? | в 5-10 раз | в 2 – 2,5 раза | в тысячи раз |
9 | Назови главную часть микроскопа. | увеличительное стекло | тубус | объективы |
10 | Сколько увеличительных стекол в микроскопе ? | одно | таких стекол в микроскопе нет | несколько |
11 | В микроскопе увеличительные стекла вставлены в … | штатив | тубус | зеркало |
12 | Как называются увеличительные стекла, вложенные в верхнюю часть тубуса ? | объектив | окуляр | зеркало |
13 | Как называются увеличительные стекла, вмонтированные в нижнюю часть тубуса ? | объектив | окуляр | зеркало |
14 | Если умножить показание окуляра на показание объектива, то получим… | число видимых клеток | размер видимых клеток | общее увеличение микроскопа |
15 | Кто изобрел увеличительные стела для очков ? | Роберт Гук | Афанасий Кирхер | Дельфта Антони ванн Левенгук |
16 | В каком веке было сделано открытие: все организмы состоят из клеток ? | в 17 веке | в 18 веке | в 16 веке |
17 | Какое увеличение давали линзы, изготовленные Левенгуком ? | в 2-2,5 раза | в тысячи раз | в 150-300 раз |
18 | Объектив микроскопа увеличивает в 15 раз, а окуляр – в 20 раз. Во сколько раз увеличивает данный микроскоп ? | в 35 раз | в 300 раз | в 15-20 раз |
ОЦЕНКА: