Конспект урока обществознания по теме «Конфликт в межличностных отношениях» (6 класс)
Технологическая карта к уроку обществознания
Учитель | Чаплыгина Анастасия Игоревна | ||
Класс | 6 | ||
УМК | Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций /(Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2016 г. | ||
Тема урока | «Конфликты в межличностных отношениях» | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Цель урока | способствовать формированию представлений о понятии «конфликт», «межличностный конфликт», объяснять причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации. | ||
Задачи урока | Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах. Содействовать развитию культуры отношений в группе, сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; | ||
План урока | Понятие «конфликт» Основные стадии (этапы) конфликта Виды конфликтов Способы поведения в конфликтной ситуации. | ||
Методы и формы обучения | Методы: технология развития критического мышления. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. | ||
Личностно значимая проблема | Всю историю человечество сопровождали конфликты. Понятие «конфликт» носит негативную окраску, воспринимается как нечто деструктивное. Однако человечество не может избавиться от конфликтов и по сей день. | ||
Основные понятия | конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока; анализировать ситуации, формулировать ответы. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра и сохранять достоинство в конфликте. Регулятивные: ставить учебную задачу, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения. | проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в парах, выражать положительное отношение к процессу познания |
Стадии урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Стадия вызова | ПУУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - определять и формулировать проблему; КУУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - строить монологические высказывания; РУУД: -планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | На экране мультфильм с басней И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Эта басня поможет нам определить тему урока. Предположите, о чём пойдёт сегодня речь. Определим задачи для достижения цели. На какие вопросы мы должны ответить сегодня? Совершенно верно. А теперь скажите, какие эмоции вызывает у вас слово «конфликт» - положительные или отрицательные? А если я вам скажу, что конфликт может иметь и положительный результат, вы мне поверите? (приём «верю-не верю») Конфликты сопровождают всю историю человечества. Если бы конфликт был чем-то только отрицательным, то люди бы старались от них избавиться, но конфликты происходят и сегодня. Может быть потому что человечество не может прожить без конфликтов? На этот вопрос мы ответим в конце урока. Проблемный вопрос: Возможна ли жизнь без конфликта? | Слушают, выдвигают предположения, определяют тему, пишут в тетрадь Что такое конфликты? Какими они бывают? Из-за чего происходят? Можно ли предотвратить конфликт? Как выйти из конфликта? Отрицательные. Затруднение |
II. Стадия осмысления | ПУУД: - выделяют существенную информацию из текста; - выдвигать предположения; - выбирать наиболее эффективный способ решения задания; извлекать необходимую информацию из текста; - находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций; - анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; - устанавливать причинно-следственные связи; КУУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; отстаивать свою точку зрения; - формулировать и аргументировать свое мнение, позицию; - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить рассуждения, делать выводы; РУУД: - осуществлять самоконтроль; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их. | Итак, начнём достигать нашей цели по порядку. Перед вами термин «конфликт», подберите слова, которые у вас ассоциируются с этим термином (приём «аллитерация») Заслушивает несколько ответов Попробуем дать определение, что такое «конфликт». Сравним наши предположения со словарём. Работаем с определением на стр. 108. Хорошо. Давайте определим характерные черты конфликта, оформив их в кластер. Можно ли ситуацию, описанную в басне «Лебедь, рак и щука», назвать конфликтом? Выделите характерные черты Всё верно. Исходя из количества сторон, можно выделить несколько видов конфликтов: межличностный, межгрупповой, глобальный. Дополним кластер. Какой вид конфликта описан в басне? Итак, на первые два вопроса мы ответили. Переходим к следующему вопросу. Ели вы сталкивались с конфликтом в своей жизни, предположите, что может быть причиной его возникновения. Работаем с презентацией, приводим примеры. Каким бы ни был конфликт, он всегда проходит одни и те же стадии. Работаем с учебником стр. 76. Перед вами стадии конфликта. Как вы думаете, почему эти стадии изображены в виде ступеней? Попробуем определить, что происходит на каждом этапе. Работаем с текстом (Гена и Влад – одноклассники и друзья. После уроков Гена предложил пойти в кино, а Владу очень хотелось пойти поиграть в приставку. В итоге мальчики поспорили, а потом и поругались. Гена назвал Влада плохим другом, Влад толкнул Гену и в итоге они подрались. Но друзьям скучно друг без друга, поэтому они помирились уже на следующий день, договорившись в следующий раз всё делать вместе). Далее учитель объясняет стадии конфликта с проявлениями, обучающиеся сравнивают с проделанной работой. Такие стадии можно выделить в каждом конфликте. Вспомним басню И.А. Крылова, которую мы смотрели в начале урока. Выделите стадии конфликта в данной ситуации. Давайте придумаем другое окончание басни. Можно ли было разрешить данный конфликт? Как вы думаете, можно ли было вообще избежать конфликта? На какой стадии? Всё верно, но если уж конфликт произошёл, то нужно найти способ из него выйти. Существует несколько способов выйти из конфликта. Смотрим на слайд. Работаем с учебником на стр. 79-80, объясняем каждый способ. Давайте придумаем четыре варианта окончания басни «Лебедь, рак и щука». Хорошо. Какой способ вам кажется наиболее продуктивным и почему? Верно. Тогда ответьте на вопрос – всегда ли конфликт носит негативную окраску? Правильно. Таким образом мы можем сказать, что существует два вида конфликта – конструктивный, который ведёт к положительному итогу и деструктивный, который не ведёт к положительному результату, это так называемый спор ради спора. (на презентации слайд, где перепутаны картинки, если обучающиеся не заметили ошибку, то можно попросить кого-то прокомментировать ещё раз вид конфликта и объяснить). Итак, кто помнит проблемный вопрос урока? Можно ли обойтись совсем без конфликтов? | Подбирают слова по ассоциации. Делают предположения на основе имеющегося опыта. Записывают термин, подчёркивают самые главные с их точки зрения слова, используют приём «расшифруй термин». Дети называют характерные черты: несколько сторон, несогласие, борьба, спор, столкновение. Да, можно назвать конфликтом – есть участники, между ними спор, который привёл к борьбе. Дополняют кластер. Межличностный. Предполагают: обидные слова, неадекватные действия, непонимание, разные интересы и т.д. Вероятно из-за того, что все эти стадии следуют друг за другом в таком порядке по нарастающей. Читают текст, подчёркивают и обозначают цифрами разные стадии конфликта. Дети работают устно, но возникает затруднение – нет стадии разрешения конфликта. Делают вывод. Ребята делают вывод, что есть путь выхода. Предполагают, предлагают выход из ситуации. Обучающиеся отвечают и делают вывод, что конфликта можно было избежать на любой стадии, можно было вообще не доводить ситуацию до конфликта. Компромисс: сегодня воз тянет лебедь, завтра рак, послезавтра щука. Сотрудничество: участники конфликта сели за стол переговоров и решили, что лучше тянуть воз в сторону дороги. Приспособление: рак был самым сильным, поэтому с ним никто не стал спорить и все потянули воз в его сторону. Избегание: участники спора разошлись в разные стороны. Сотрудничество. Потому что все участники обсудили проблему, все друг друга выслушали и выбрали самый лучший вариант. Нет, если конфликт завершается сотрудничеством, то это положительный конфликт. Высказывают свою точку зрения. |
III. Рефлексия | ПУУД: - использовать схемы (алгоритм ил правила) для решения задач; - выдвигать гипотезы (предположения); - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; - представлять информацию в виде схемы; - выявлять сущность, особенности объектов; КУУД: - строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей; - слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения; - слушать и понимать других; - оформлять свои мысли в устной форме; - осуществлять работу в паре (в группе); - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь; РУУД: - применять алгоритм в самостоятельной деятельности; - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - адекватно воспринимать оценку; - прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; | Составим синквейн «Конфликт» в парах. Выслушать несколько вариантов Теперь, когда мы с вами стали экспертами в области конфликтов, давайте ещё раз обобщим всё изученное, проведём анализ. Приём «SWOT-анализ» | По очереди заполняют строчки синквейна (2,3,4) при заполнении 5 строчки обсуждают и находят общее мнение. высказывают свои варианты |
Домашнее задание | §9, для всех По желанию: стр. 83, задание 2 письменно Для «любознательных»: составить 5 тестовых вопроса для одноклассников (в тетради) |
презентация к уроку "Конфликт в межличностных отношениях"
PPTX / 15.44 Мб
/data/files/g1591782115.pptx (презентация к уроку "Конфликт в межличностных отношениях")
видео к презентации
MP4 / 13.05 Мб
/data/files/m1591782261.mp4 (видео к презентации)7
Аверкиева Елена Александровна
Ирина Владимировна Казарцева
Пролубщикова Наталья Владимировна