Технология коучинга на уроке в 6 классе «Конфликты в межличностных отношениях»

1
0
Материал опубликован 13 February 2017 в группе

Технология коучинга на уроке в 6 классе " Конфликты в межличностных отношениях"

Технология коучинга

21 век. Требования гуманистической направленности образования прежде всего обращены к общечеловеческим ценностям. И главной ценностью выступает личность во всем многообразии ее проявлений. Личностная ориентация является основным главенствующим направлением в современной педагогике. Развитие учащегося на данном этапе рассматривается во взаимосвязи с саморазвитием. Соответственно и технологии обучения будут опираться на самообразование и развитие, поэтому необходимо обучающимся создать такие условия обучения, чтобы активизировать процесс саморазвития его личности. Необходимо рефлексивное обращение человека к своей внутренней сущности, к познанию себя, своих потребностей, способностей, жизненных целей, индивидуальных особенностей и к сознательному соотнесению их с возможностью и необходимостью реализовать себя в тех ролях, которые под воздействием социума представляют для него актуальную ценность. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития. Одним из наиболее эффективных, проверенных на практике в различных сферах деятельности, инновационных управленческих механизмов является коучинг. Актуальность применения инновационной технологии в педагогике обусловлена повышением требовательности к эффективности и результативности процесса обучения.
Возник коучинг при взаимодействии психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики. Он имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основные процедуры. Технологии коучинга могут быть использованы не только как стиль преподавания, но и как способ взаимодействия с учениками. Соответственно такой подход позволяет по-другому, по-новому, осознать суть процесса и открывает новые возможности для развития эмоционального интеллекта преподавателя. Роль педагога значительно повышается при использовании методологии коучинга. Это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но еще и реализации функции стимула интереса к обучению.
В чем же заключается технология коучинга? На первом этапе человек не имеет знаний, но хочет их получить. На втором этапе уже знает, но еще не понимает некоторые аспекты полученных знаний. Для третьего этапа характерны умение работать с полученной информацией. Четвертый этап – это навык, когда мы можем применять полученные знания на практике. 
Коуч не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. С помощью открытых вопросов он дает возможность обратиться к внутренним ресурсам. Коуч актуализирует субъективную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии. Стимулируя рефлексию обучающихся по осмыслению своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития. Наиболее полно и эффективно такая позиция учителя может быть востребована и проявиться в личностно-ориентированном образовании, так как основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения, реализуемыми в соответствующих технологиях обучения, являются:
1) придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций;
2) смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающееся в активной самостоятельной познавательной деятельности; в овладении рациональными способами учебно-познавательной деятельности, познании своих индивидуальных особенностей, рефлексии своих достижений и эффективности своей деятельности;
3) переориентация в доминировании содержательных целей образования с освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков на универсальные способы овладения метапредметными знаниями и общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, компетентностно-деятельностной культурой.
Особенностью же коучингового подхода в реализации этой технологии является диалогический характер общения учителя с учащимися

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе

Цели урока: систематизировать знания о технологии коучинга, применение технологии на уроке обществознания через изучение конфликтов в межличностных отношениях, сформировать понятие "конфликт", «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации, развивать творческие способности детей; воспитывать культуру общения и взаимоуважение при работе в группах.
Задачи урока
Образовательные: усвоение сущности социологических категорий: «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», «субъекты конфликта», стратегия разрешения конфликтов
Развивающие: развитие навыков логического, критического мышления, формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности - анализа научного понятия, коммуникации, умения ясно и четко формулировать и представлять свою позицию, взаимодействовать в группе.
Воспитывающие: ценностные установки на толерантность, сотрудничество, мирный способ разрешения конфликтов, уважение прав и достоинства оппонента, справедливость.
УУД: предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения; метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
Планируемые результаты
Предметные:Научатся: сохранять достоинство в конфликте.
Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное 
Метапредметные УУД:Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.Личностные УУД. Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.
Ресурсы: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал для групп, учебник: Обществознание., под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва, Просвещение, 2014

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности и постановки цели.
(На доске слайд презентации, где изображены два дерущихся мальчика) 
Учитель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность и организует диалог с учащимися: когда вы пришли ко мне на урок, я обратила внимание на ситуацию, которая возникла между Алешей и Кириллом в вашем классе. Как каждый из вас считает, о чем идет речь? О чем сегодня поговорим на уроке? Какая тема урока? Что будете изучать? Чего не знаете? Чего хотите достичь при изучении данной темы к концу этого урока? Как ты узнаешь, что достиг цели? Насколько от тебя зависит досижение цели?Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас, на этом уроке?
Дети отвечают на вопросы, обсуждают ситуацию, формулируют тему урока «Конфликты в межличностных отношениях», обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.
 

2. Актуализация знаний.
Учитель обращает внимание детей на слайд и задает вопросы: 1.Как ты думаешь, при каком виде деятельности могут возникать конфликты? 2. Что ты называешь «общением»? 3. Какие средства общения тебе известны? 4. Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт? 5. Что я знаю о понятии «конфликт»?Дети отвечают на вопросы.( Во время ответов детей демонстрируются слайды с изображением общающихся детей, спорящих детей, дерущихся)
 

3. Изучение нового материала. Учитель предлагает выстроить ассоциативный ряд синонимов к слову «конфликт».Класс делится на группы по принципу выбора своего любимого цвета. Выполняют задание в группах. Один ученик из группы зачитывает получившиеся ассоциативные ряды.
Учитель предлагает детям вспомнить сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». (Отрывки из произведения лежат на партах, а на слайде - изображение старика и старухи с разбитым корытом) Почему вам предложены именно эти отрывки из сказки? Дети говорят о том, что в этих отрывках есть конфликт, излагают, в чем он состоит и кто в нем принимает участие. Чем закончился конфликт для старухи? Все ли конфликтные ситуации начинаются одинаково?
Есть ли последовательность в развитии кофликтной ситуации ? Какая? Дети высказывают предположение , что последовательность в развитии конфликтной ситуации существует и пробуют составить схему развития.Работа в группах. Один представитель от группы зачитывает результат.(Полученные схемы демонстрируются на интерактивной доске).
Попробуйте охарактеризовать каждый этап конфликта.(Демонстрируется слайд, на котором изображены этапы развития конфликта). Результаты работы лучше оформить в виде таблички. Дети работают с оформлением таблички. Один представитель от группы зачитывает результат. Учитель подводит итог работы групп. 
 

4. Первичное осмысление и закрепление изученного. Давайте вернемся к сказке Пушкина.(На слайде дворянка старуха, ругающая старика) Какова причина конфликта? Каким было поведение участников? Что послужило инцидентом?
Этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему? Какие стадии развития конфликта? Каков исход конфликта?
 

5. Итоги урока. Рефлексия. Учитель делает обобщающий вывод; "В современном обществе много конфликтных ситуаций, иногда их избежать можно, а иногда - нет. Но они нужны, потому что именно в споре рождается истина"(демонстрируется слайд, где два человека пожимают друг другу руки), задает вопрос и выслушиват ответы детей: «Конфликт для меня — это... (ассоциация), когда я думаю... (мысль), когда я чувствую... (чувства) и действую как... (поведение)».
Дети подбирают определенную ассоциацию, мысль, чувство и стратегию поведения,которая необходима.
Учитель задает вопросы ребятам:
«Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили?» (о конфликте), «Когда случается конфликт? Каковые его причины?» (когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми). 
Дети делают выводы, которые прямо соотнесены с поставленными целями урока, и вывод, что для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению.
 

6. Домашнее задание. Вспомните и проанализируйте конфликтную ситуацию, которая касалась непосредственно вас.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.