Конспект урока по теме «Полезные ископаемые» (Окружающий мир, 3 класс)
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 класс
УМК «Школа России»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тема: «Полезные ископаемые»
Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
•Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
•Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
•Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
•Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
•Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
•Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
•Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
•Воспитывать толерантности.
Планируемые результаты формирования УУД:
Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив.
Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.
Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действий, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.
Ход урока
I.Вызов
1.Оргмомент
- Друзья, сегодня мы с вами продолжим изучение нашего большого и интересного мира. А откроется ли нам сегодня какая-нибудь тайна зависит от вашей активной работы.
2.Актуализация знаний
-
Итак, ребята, прежде чем определиться с сегодняшней темой, давайте вспомним, какой раздел мы с вами изучаем. (Чему учит экономика?)
-
Что же вы уже знаете про экономику, давайте обобщим наши знания, для этого заполните таблицу. Она у каждого лежит на столе. (Дети вписывают ответы в таблицу).
- Поменяйтесь табличками в парах, проверьте правильность ответов. (Взаимопроверка)
- А теперь давайте ещё раз скажем, что такое экономика? (Это законы ведения хозяйственной деятельности). Какова главная задача экономики? (удовлетворение различных потребностей людей.) Назовите трёх «китов экономики». (Природные богатства, капитал, труд.)
-
Составим «Кластер», раскрывая глубже понятия. (Используя ответы детей про труд и капитал, составляется Кластер.)
-А чтобы полнее рассмотреть понятие «природные богатства», объяснить, что подразумевается под словами «природные богатства», вспомните материал прошлого урока. Попробуйте, работая в парах, составить «Фишбоун», раскрывающий смысл этого словосочетания. Не забывайте правила поведения при работе в парах.
(Дети заполняют схему. По окончанию работы идёт обсуждение).
-Сделайте вывод. Почему природные ресурсы нужны человеку? (Они служат его интересам.)
(Здесь возможны уточнения детей)
Расскажите о каждом указанном из природных богатств. (Ответы детей.)
2. Определение темы и задач урока
- О каком же ресурсе у вас меньше всего знаний? (О полезных ископаемых.)
- Отталкиваясь от этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Полезные ископаемые.)
-Давайте наметим задачи нашего урока;
- познакомиться …( с разнообразием полезных ископаемых);
- изучить …(свойства некоторых полезных ископаемых);
-узнать… (как добывают полезные ископаемые).
II. Стадия осмысления
1.Изучение нового материала. Фиксация затруднения
- Что же такое полезные ископаемые? (Предположения детей)
- Правильно, полезные – значит, приносящие пользу, а ископаемые - добываемые из недр земли. (Далее идет просмотр фрагмента видеоурока окружающего мира № 27 из фонда Видеоуроки.нет 3 класс.)
- Здравствуйте, друзья! Меня зовут Гномик - Экономик. Я необычный гном. Я знаю очень многое про окружающий нас мир, практически все! Но прозвали меня так, потому что мне нравится изучать экономику. Мир экономики очень интересен! И сегодня, ребята, я бы хотел поделиться с Вами своими знаниями про богатства земных кладовых, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности. Догадались, о чем я хочу рассказать? Да, ребята, мой рассказ будет о полезных ископаемых.
Но для начала давайте определим, что такое полезные ископаемые? Чем они так полезны для нас и зачем их искапывают? Нас окружает огромное количество камней. Посмотрите, какими разными они бывают! По-другому, камни называют минералами и горными породами. Минералы – это природные вещества. Из них состоят горные породы.
Минералы окружают нас повсюду. С ними мы сталкиваемся каждый день. Возьмем хотя бы соль, которая у каждого из Вас есть дома. Соль, ребята, это тоже минерал. Минерал есть и в простом карандаше. Его называют графит. Именно с его помощью мы можем нарисовать на бумаге любую фигуру! Ещё есть такие минералы, как полевой шпат, кварц, слюда, аметист, аквамарин и даже такие редкие вещества, как алмаз, золото и серебро.
Минералы. Такое большое многообразие минералов в окружающей среде определяет и большое многообразие горных пород. К горным породам относят хорошо известную вам глину, песок, щебень, мел, мрамор, гранит. Горные породы, ребята, составляют толщу Земли. А как Вы думаете, в каких местах можно встретить горные породы? В горах? Верно, друзья, но их можно встретить не только там. На самом деле горные породы есть повсюду, просто они скрыты от нас слоем почвы.)
Горные породы. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, и называют полезными ископаемыми.
- Ребята, что же самое главное из рассказа Гномика вы запомнили. (Вместе с детьми приходим к выводу: Говоря слово «камни» мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы – это природные вещества. Из них состоят горные породы. Минералы и горные породы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемыми.)
- И снова звучит это слово «полезные». А, чем же они полезны?Чтобы узнать ваши предположения, воспользуемся приёмом «Дерево предсказаний». Обсудите в ваших группах ответ на этот вопрос, напишите на листочке и прикрепите к нашему «дереву». (Дети выполняют задание, озвучивая своё предположение, преждечем прикрепить листок к дереву.)
- В конце урока мы обязательно проверим, чей ответ самый правильный, а сейчас давайте немного отдохнём.
2.Физминутка
По дорожке шли, шли…
Много камешков нашли.
Наклонялись, собирали
И друг другу показали.
А теперь присядем дружно,
Записать про камни нужно.
3. Практическая работа
- Познакомиться с полезными ископаемыми заочно можно, но интереснее увидеть их, подержать в руках. Для этого каждая из групп получает один из представителей группы «полезные ископаемые», атлас – определитель ( с. 28 - 29), план изучения (учебник с. 46) образца и таблицу для внесения результатов. Соответственно, определив, что вам досталось, вы изучаете информацию только по своему заданию. (Дети получают образцы и всё остальное для работы).
- Распределите обязанности в группе… Не забывайте о правилах работы группы. (Дети выполняют задания по изучению образца, вносят в таблицу данные о нем.)
- Время работы закончилось. Давайте познакомимся с результатами работы каждой группы. Выступающие приготовьтесь. А все остальные по мере вашего рассказа будут кратко записывать в оставшиеся графы таблицы, сведения о других полезных ископаемых, добытые командами. (После окончания выступлений каждой группы должна получиться примерно такая таблица.)
- Молодцы, ребята. Посмотрите ещё раз на правую колонку таблицы и догадайтесь, так чем же полезны эти ископаемые людям? (Полезны своими свойствами, которые человек использует
в хозяйственной деятельности)
-Правильно. Вернёмся к дереву предсказаний и посмотрим, кто из вас был близок к истине. (Кратко обсуждение)
4. Самостоятельная работа
-Вот сколько мы узнали, а ну-ка вспомните, наши задачи, что осталось выяснить? (Как добывают полезные ископаемые.)
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос прочитайте страницы 47 – 49 вашего учебника. (Самостоятельная работа детей по поиску информации.)
- Ну, а теперь расскажите, для чего добывают полезные ископаемые? (Фронтальная работа).
(По результатам опроса выстраивается Кластер, который необходимо будет расширить дома.) (Если остаётся время, то идёт просмотр следующего фрагмента из того же видеоурока)
Полезных ископаемых очень много. Они бывают твердыми, например, как каменный уголь или железная руда, в виде, жидкости например, нефть, или даже в виде газа, как природный газ!
Так чем же, ребята, так полезны для человека полезные ископаемые? Все дело в том, что без них невозможна хозяйственная деятельность человека. Одни из них он использует в строительстве, например, для производства кирпича. Ведь для того, чтобы его изготовить, нужны такие полезные ископаемые, как песок, глина и известняк. Другие человек использует для производства топлива. Для этого ему необходимы такие полезные ископаемые, как уголь, природный газ. А вот для того, чтобы произвести такое известное всем топливо, как бензин, человек использует нефть. Многие полезные ископаемые человек использует и для производства различных металлических предметов. Посмотрите, как много их вокруг нас! Это и ножницы, ложки, кастрюли, автомобили даже самолеты! Все они изготовлены из руд, которые были добыты человеком из природы. Согласитесь, вряд ли бы мы смогли себе представить нашу обычную жизнь без этих предметов! Но как же человек добывает такое большое количество полезных ископаемых, ведь не все они расположены на поверхности Земли? Происходит это так, ребята: геологи – люди, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают их месторождения. Месторождения – это места, где они залегают. Для этого они используют очень сложную технику и аппаратуру. Твердые полезные ископаемые (каменный уголь, железная руда, гранит, глина) человек добывает с помощью карьеров и шахт, а вот нефть и природный газ — при помощи буровых установок и скважин. Полезные ископаемые – чудесные кладовые земли.
- Ребята, а как вы думаете, как долго люди могут пользоваться этими кладовыми Земли? (Ответы детей).
- А что же нужно делать, чтобы эти кладовые ещё долго нам служили? (Ответы детей).
- Правильно, ребятки, только бережное использование, грамотная добыча позволит не только надолго сохранить подземные богатства, даст возможность постепенному восстановлению кладовых, ну и не навредить окружающей природе.
III.Рефлексия
- Давайте подведём итог урока и узнаем, все ли задачи мы решили, можем ли мы ответить на вопросы, которые появлялись в течение урока? (Используя приём «Вопрос - ответ, дети задают классу вопросы и кто-то из учащихся на них отвечает.)
Примерные вопросы:
1.Как правильно назвать камни?
2.Что такое полезные ископаемые?
3. В чем их польза для человека?
4. Как добывают полезные ископаемые?
5. Где добывают полезные ископаемые?
6. Где используют полезные ископаемые?
7. Какие полезные ископаемые ты знаешь?
8. Что важно не забывать при добыче полезных ископаемых?
-Ну, что, ребята, задачи урока решены? (Ответы детей)
ДЗ: Доделать Кластер. Уметь рассказывать о полезных ископаемых, используя материалы таблицы, кластера и содержание страниц 46-49 учебника.
- Спасибо за урок.