Конспект урока русского языка «Сложное предложение» (с дидактическим упражнением краеведческого содержания)

3
0
Материал опубликован 4 March 2023

Тема урока: Сложные предложения (с использованием дидактических упражнений краеведческого содержания)

Класс: 9 класс

Категория обучающихся: обучающиеся с лёгкой степенью умственной отсталости

Цель урока: закрепить умение обучающихся находить грамматические основы в сложном предложении, тренировать в постановке знаков препинания между частями сложного предложения.

Задачи

Образовательные задачи:

Формировать у обучающихся умение составлять предложение из данных слов.

Помочь учащимся вспомнить, какие предложения мы называем сложными.

Тренировать обучающихся в составлении сложных предложений, в которых части соединяются при помощи союзов И, А. НО.

Тренировать обучающихся в нахождении главных членов в каждой части сложного предложения.

Тренировать обучающихся в нахождении сложных предложений в тексте.

Воспитательные задачи:

Формировать уважительное отношение к родному краю, к людям, проживающим на территории Ярославской области, через использование на уроке дидактического упражнения, содержащего краеведческий материал.

Расширять знания обучающихся об известных личностях родного города.

Формировать чувство гордости за родной город.

Воспитывать трудолюбие, взаимоуважение, взаимопомощь в процессе выполнения предложенных заданий.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать связную речь обучающихся

Развивать логическое мышление

Ход урока

Орг. Момент.

Подготовка к восприятию материала.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать с загадки. Послушайте, её внимательно и попробуйте разгадать.

Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.
(космос)

Ответы учеников.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем читать и писать предложения и даже текст на тему космоса.

Наблюдение на языковым материалом. Формулирование темы и цели урока

Прочитайте предложение о космосе.

Члены экипажа прошли серьёзную подготовку к полёту, скоро они отправятся в открытый космос.

Беседа по вопросам учителя. Определение темы урока и его цели.

Что обозначено графически в данном предложении?

Ответы обучающихся: подлежащее и сказуемое

Сколько главных членов в данном предложении?

Какое это предложение: простое или сложное?

Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?

Тема сегодняшнего урока «Сложное предложение». Мы будем тренироваться в нахождении грамматических основ в сложном предложении, а в постановке запятой между частями сложного предложения.

Выполнение тренировочных упражнений в составлении сложных предложений

Учитель. Составь предложение из данных слов:

космос побывать открытый в Юрий Гагарин год Алексеевич 1961 в

В 1961 году в открытом космосе побывал Юрий Алексеевич Гагарин.

Запись предложений в тетрадь.

Учитель. Ребята, как вы считаете, какое это предложение по наличию главных членов: простое или сложное?

Ответ обучающихся: Это предложение простое

Учитель: Что нужно сделать, чтобы определить простое перед нами предложение или сложное?

Ответ обучающихся: Нужно найти грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)

Грамматическая основа предложения Юрий Алексеевич Гагарин побывал.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое предложение мы называем сложным?

Ответ обучающихся: Предложение с двумя грамматическими основами и более (с двумя подлежащими и двумя сказуемыми и более)

Учитель: Преврати предложение <В 1961 году в открытом космосе побывал Юрий Алексеевич Гагарин> в сложное. Для этого воспользуйся вариантами продолжения, для соединения частей предложения выбирай подходящие по смыслу союзы.

В 1961 году в открытом космосе побывал Юрий Алексеевич Гагарин

а

но

и


о нём узнал весь мир

в 1963 году космический полёт совершила Валентина Терешкова

праздник День космонавтики появился через год



Обучающиеся называют варианты. Далее записывают получившиеся предложения в тетрадь, выделяют грамматические основы предложения.

Выполнение тренировочных упражнений в постановке знаков препинания между частями сложного предложения.

Учитель: Ребята, знает ли кто из вас, как связана Валентина Терешкова с Ярославской областью?

Ответы обучающихся. Валентина Терешкова родилась в Ярославской области и прожила здесь всё своё детство и юношество.

Учитель: Что в нашем городе названо в честь Валентины Терешковой?

Ответ обучающихся: улица Валентины Терешковой (Проходит от Красной площади до улицы Победы). Планетарий в Ярославле (официальное название — Культурно-просветительский центр им. В. В. Терешковой)

Учитель. Сейчас мы с вами прочитаем текст о жизни первой женщины-космонавта в Ярославской области.

Обучающиеся получают текст. Чтение вслух одним из обучающихся.


Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина космонавт родом из города Ярославля.

t1677958508aa.jpg В детстве девочка из рабочей семьи не думала о звёздах она мечтала связать свою судьбу с поездами. Валентина Терешкова закончила 7 классов 32-й ярославской школы. Отец девушки погиб на войне и она помогала матери в воспитании младших детей. После школы Валентина работала на шинном заводе а потом она трудилась на комбинате «Красный Перекоп». Валентина училась в техникуме лёгкой промышленности а в свободное от учёбы время она занималась в аэроклубе. В 1962 году Валентина Терешкова была зачислена в отряд советских космонавтов.


Устная беседа по вопросам:

Как зовут первую женщину космонавта?

О чём мечтала Валентина Терешкова в детстве?

Где работала Валентина Терешкова?

Чем занималась Валентина в свободное от учёбы время?



Учитель. Спиши сложные предложения, выделенные жирным шрифтом. Расставь запятые в сложных предложениях, в каждой части сложного предложения найди подлежащее и сказуемое. Построй схемы предложений


Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обучающиеся по очереди вытаскивают карточки с предложением, которое нужно дополнить:

Сегодня на уроке мы вспомнили, что сложное предложение – это предложение, которое состоит из __________________________________


Части сложного предложения могут присоединяться при помощи союзов _____________________.

Между частями в сложном предложении всегда ставится_________________.


Сегодня на уроке я вспомним, что в нашем городе проживала _______________________________________________________.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации