Конспект урока химии в 10 классе по теме «Спирты»
Тема открытого урока: «Спирты».
Цель: Ознакомление учащихся со строением, изомерией, номенклатурой и свойствами спиртов.
Задачи:
образовательные: изучить состав, физические и химические свойства, номенклатуру и изомерию спиртов; выявить причины токсичности этилового спирта; обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; применить полученные знания и умения для безопасного использования веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
развивающие: создавать условия для развития логического мышления учащихся, умения анализировать, сравнивать, обоснованно высказывать свою точку зрения, делать выводы; развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитательные: воспитывать убеждённость в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесный, наглядный, практический,
Оборудование и реактивы: технологические карты, учебники, проектор, экран, компьютер, презентации.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний при выполнении заданий.
Задание 1.Тест волна.
1. Углеводороды - органические соединения, состоящие их атомов углерода и водорода? (да)
2. Алкены в своих названиях имеют суффикс –ан? (нет)
3. У Алкинов в молекулах имеется одна двойная связь? (нет)
4. Диены являются обладателями двух двойных связей? (да)
5. В молекуле метана атомы углерода имеют sp3 гибридизацию? (да)
6. Из бутина-1 можно получить синтетический каучук? (нет)
7. Арены – ароматические углеводороды? (да)
8. Арены представляют собой правильный пятиугольник? (нет)
9. Алканы способны к реакциям замещения? (да)
10. Общая формула алканов СnH2n-2? (нет)
Задание 2. Распределить данные вещества по классам органических соединений. (Слайд 1)
Распределить данные вещества по уже изученным классам органических соединений:
СH4,C3H6,C5H12,C4H6,C6H6,C3H8, C2H4,C5H10,C2H2,C2H5OH,C2H4(OH)2
А) Какие соединения вам незнакомы? Прочитайте их формулы..
Б) Чем отличаются формулы незнакомых соединений от ранее изученных?
III. Формулировка наименования изучаемого раздела органической химии, темы и цели занятия.
Выполнение задания 2 готовит учащихся к самостоятельной формулировке наименования изучаемого раздела органической химии (кислородсодержащие органические соединения). Тему урока они сформулируют, выполняя познавательную задачу в виде загадки. (Слайд 3)
Вещества мы не простые
И известны с древних пор.
В медицине применимы:
Дать инфекции отпор.
По свойствам мы не так просты,
А называемся … (спирты).
Итак, тема нашего урока сегодня – “ Спирты”.
Сегодня мы с вами познакомимся с составом, строением, изомерией, номенклатурой и свойствами этих соединений. А также узнаем, какие бывают спирты, какие опасности могут быть скрыты в их свойствах. Эти вещества известны человеку с глубокой древности. Название одного из них (этанола) означает в переводе с арабского языка “одурманивающий”. Он широко применяется в различных производствах и синтезах. Обладает дезинфицирующими свойствами . (Слайд 4)
IV. Демонстрация технологической карты. Объяснение порядка работы с картой и презентацией. Требование – составить краткий конспект, выполняя задания.
V. Работа по технологической карте.
Последовательно выполняются учебные элементы. Используется презентация, как для отдельного восприятия заданий, так и для проверки ответов. В УЭ-4 преподаватель дополняет материал информацией о высокой токсичности метанола, который в небольших количествах поражает зрительный нерв, а при большой дозе приводит к летальному исходу. Этанол же находится в международном перечне наркотических веществ.
VI. Закрепление. Для закрепления гомологии и номенклатуры используются задания 1 – 2 учебного элемента УЭ – 2. Строение и свойства закрепляем, выбирая верные утверждения о спиртах УЭ- 6..
VII. Рефлексия и подведение итогов по УЭ-7. Способствовал ли данный урок формированию убеждения в необходимости и важности этанола и метанола для медицины, производства каучуков и т.д., но пагубности влияния спиртов на организм человека?
VIII. Домашнее задание пар.20. Выполнить мини – плакат или презентацию по данной теме.
Технологическая карта урока
«Спирты»
№ учебного элемента | Содержание учебного материала | Рекомендации по изучению материала |
УЭ – 1 Цель: формулировка определения спиртов. Классификация . Слайд (6-11). | С2Н5ОН ↙ ↘ углеводородный радикал гидроксогруппа(-ОН) Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксогрупп (-ОН), соединенных с углеводородным радикалом. Предельные одноатомные спирты – органические вещества, молекулы которых содержат одну гидроксогруппу, соединенную с углеводородным радикалом. Классификация спиртов: 1. По характеру углеродного радикала 2. По количеству гидроксильных групп 3.По характеру атома с которым связана гидроксильная группа | Проанализируйте схему и вспомните задание 2. Согласны ли вы с приведенными формулировками? Запишите определение в технологическую карту. |
УЭ – 2 Цель: составить гомологический ряд, изучить номенклатуру и виды изомерии. (Слайд 13-17). | Задание 3. Приведите в соответствие структурные формулы и наименования предельных одноатомных спиртов. 3 – метилпентанол - 1 Пропанол – 1 Бутанол – 2 2 – метилпропанол – 2 Какие виды изомерии вы знаете? Назовите их. (Изомерия углеродной цепи (углеродного скелета), валентная изомерия, изомерия функциональной группы (межклассовая изомерия), изомерия положения). Для спиртов характерны два вида изомерии: 1. Изомерия положения гидроксильной группы в углеродной цепи. 2. Изомерия углеродного скелета. | Составьте гомологический ряд добавив соответствующие наименования. Задания 3 выполнять устно. Дополнительная информация. Основные принципы номенклатуры спиртов: Выбирают самую длинную углеродную цепь и нумеруют с того конца цепи, к которому ближе находится гидроксогруппа. Называют радикалы в основной углеродной цепи и цифрами указывают их положения. Называют основную цепь как алкан и добавляют суффикс –ол. Цифрой указывают положение ОН-. |
УЭ – 3 Цель: установить особенность строения молекул предельных одноатомных спиртов. (Слайд 18-21). | Н I H – C – O I \ H H Спирты – летучие соединения, являются бесцветными жидкостями или кристаллическими веществами с характерным неприятным запахом. Высшие спирты имеют приятный ароматный запах. Растворимы в воде. В молекулах спиртов связи С – О и О – Н находятся под углом 1100. Связь О – Н получается полярной. Поэтому между молекулами спиртов, а так же молекулами спиртов и воды возникает водородная связь. Атом кислорода одной молекулы может взаимодействовать с атомом водорода гидроксогруппы другой молекулы. Прочность водородной связи в 10 раз меньше ковалентной, обозначается она многоточием. | Прочитайте материал. |
УЭ – 4 Цель: сделать вывод о физических свойствах. (Слайд 22,23). | Спирты от метанола до деканола являются ________ . Они ________ в воде. ______ соединения с _______ запахами. Их температуры кипения ______, чем у углеводородов. Очень ядовиты. Относятся к _________ веществам. летучие - нелетучие газы - жидкости нерастворимые - растворимые наркотические - лекарственные выше - ниже неприятными - приятными | Выполните химический диктант и проверьте его по слайду. |
УЭ – 5 Цель: рассмотреть химические свойства предельных одноатомных спиртов. Слайд (24-32). | Спирты горят, реагируют с активными металлами, галогеноводородными кислотами, легко окисляются и подвергаются дегидротации (отщеплению воды). C2H5 – OH + 3O2 → 3CO2 + 3H2O 2 С2Н5 – ОН + 2Na → 2 C2H5 – ONa + H2 этилат натрия C2H5 – OH + HCl → C2H5Cl + H2O t C2H5 – OH + CuO → CH3 – COH + Cu + H2O этаналь t>1400C, H2SO4(конц.) C2H5 – OH____________________________→ С2Н4 + Н2О t<1400C, H2SO4(конц.) 2 C2H5 – OH________________________→ C2H5 – O - C2H5 + Н2О диэтиловый эфир | Спишите уравнения реакции. |
УЭ – 6 Цель: закрепление изученного материала. (Слайд 33,34). | Гидроксогруппа является функциональной группой спиртов. Вещество с формулой СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН называется бутанол – 2. Пентанол является гомологом этанола. Для спиртов не характерна водородная связь. Спирты – жидкости с неприятными запахами. Этанол не реагирует с активными металлами. В перечне наркотических веществ находится этанол. Метиловый спирт не вызывает поражения зрительного нерва. Спирт разрушает структуру белковой молекулы. | Выберите верные утверждения. |
УЭ – 7 Цель: подведение итогов урока. | Прочитайте внимательно цели урока. Достигли вы целей? В какой степени? Оцените свою работу на уроке. | Д/з: п.20 учить. Мини – плакат или презентацию «Алкоголь и здоровье» |
Список использованных источников:
1. http://lib-5.ru/urok4/urok-365959.php
2. https://100-bal.ru/himiya/27169/index.html
3. https://pandia.ru/text/79/021/1386.php