12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Irina49

Тема открытого урока: «Спирты».


Цель: Ознакомление учащихся со строением, изомерией, номенклатурой и свойствами спиртов.

Задачи:

образовательные: изучить состав, физические и химические свойства, номенклатуру и изомерию спиртов; выявить причины токсичности этилового спирта; обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; применить полученные знания и умения для безопасного использования веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

развивающие: создавать условия для развития логического мышления учащихся, умения анализировать, сравнивать, обоснованно высказывать свою точку зрения, делать выводы; развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитательные: воспитывать убеждённость в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесный, наглядный, практический,

Оборудование и реактивы: технологические карты, учебники, проектор, экран, компьютер, презентации.


Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний при выполнении заданий.

Задание 1.Тест волна.

1. Углеводороды - органические соединения, состоящие их атомов углерода и водорода? (да)

2. Алкены в своих названиях имеют суффикс –ан? (нет)

3. У Алкинов в молекулах имеется одна двойная связь? (нет)

4. Диены являются обладателями двух двойных связей? (да)

5. В молекуле метана атомы углерода имеют sp3 гибридизацию? (да)

6. Из бутина-1 можно получить синтетический каучук? (нет)

7. Арены – ароматические углеводороды? (да)

8. Арены представляют собой правильный пятиугольник? (нет)

9. Алканы способны к реакциям замещения? (да)

10. Общая формула алканов СnH2n-2? (нет)


Задание 2. Распределить данные вещества по классам органических соединений. (Слайд 1)

Распределить данные вещества по уже изученным классам органических соединений:

СH4,C3H6,C5H12,C4H6,C6H6,C3H8, C2H4,C5H10,C2H2,C2H5OH,C2H4(OH)2

А) Какие соединения вам незнакомы? Прочитайте их формулы..

Б) Чем отличаются формулы незнакомых соединений от ранее изученных?


III. Формулировка наименования изучаемого раздела органической химии, темы и цели занятия.

Выполнение задания 2 готовит учащихся к самостоятельной формулировке наименования изучаемого раздела органической химии (кислородсодержащие органические соединения). Тему урока они сформулируют, выполняя познавательную задачу в виде загадки. (Слайд 3)

Вещества мы не простые
И известны с древних пор.
В медицине применимы:
Дать инфекции отпор.
По свойствам мы не так просты,
А называемся … (спирты).

Итак, тема нашего урока сегодня – “ Спирты”.

Сегодня мы с вами познакомимся с составом, строением, изомерией, номенклатурой и свойствами этих соединений. А также узнаем, какие бывают спирты, какие опасности могут быть скрыты в их свойствах. Эти вещества известны человеку с глубокой древности. Название одного из них (этанола) означает в переводе с арабского языка “одурманивающий”. Он широко применяется в различных производствах и синтезах. Обладает дезинфицирующими свойствами . (Слайд 4)


IV. Демонстрация технологической карты. Объяснение порядка работы с картой и презентацией. Требование – составить краткий конспект, выполняя задания.


V. Работа по технологической карте.

Последовательно выполняются учебные элементы. Используется презентация, как для отдельного восприятия заданий, так и для проверки ответов. В УЭ-4 преподаватель дополняет материал информацией о высокой токсичности метанола, который в небольших количествах поражает зрительный нерв, а при большой дозе приводит к летальному исходу. Этанол же находится в международном перечне наркотических веществ.


VI. Закрепление. Для закрепления гомологии и номенклатуры используются задания 1 – 2 учебного элемента УЭ – 2. Строение и свойства закрепляем, выбирая верные утверждения о спиртах УЭ- 6..


VII. Рефлексия и подведение итогов по УЭ-7. Способствовал ли данный урок формированию убеждения в необходимости и важности этанола и метанола для медицины, производства каучуков и т.д., но пагубности влияния спиртов на организм человека?


VIII. Домашнее задание пар.20. Выполнить мини – плакат или презентацию по данной теме.

















Технологическая карта урока

«Спирты»


учебного элемента

Содержание учебного материала

Рекомендации по изучению материала

УЭ – 1

Цель: формулировка определения спиртов.

Классификация .

Слайд (6-11).

С2Н5ОН

↙ ↘

углеводородный радикал гидроксогруппа(-ОН)


Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксогрупп (-ОН), соединенных с углеводородным радикалом.

Предельные одноатомные спирты – органические вещества, молекулы которых содержат одну гидроксогруппу, соединенную с углеводородным радикалом.

Классификация спиртов:

1. По характеру углеродного радикала

2. По количеству гидроксильных групп

3.По характеру атома с которым связана гидроксильная группа



Проанализируйте схему и вспомните задание 2.


Согласны ли вы с приведенными формулировками?


Запишите определение в технологическую карту.

УЭ – 2

Цель:

составить гомологический ряд, изучить номенклатуру и виды изомерии. (Слайд 13-17).


t1597306639aa.png

Задание 3. Приведите в соответствие структурные формулы и наименования предельных одноатомных спиртов.


t1597306639ab.png


3 – метилпентанол - 1

Пропанол – 1

Бутанол – 2

2 – метилпропанол – 2










Какие виды изомерии вы знаете? Назовите их.

(Изомерия углеродной цепи (углеродного скелета),

валентная изомерия, изомерия функциональной группы (межклассовая изомерия), изомерия положения).

Для спиртов характерны два вида изомерии:

1. Изомерия положения гидроксильной группы в углеродной цепи.

2. Изомерия углеродного скелета.


Составьте гомологический ряд добавив соответствующие наименования.






Задания 3 выполнять устно.


Дополнительная информация.

Основные принципы номенклатуры спиртов:

Выбирают самую длинную углеродную цепь и нумеруют с того конца цепи, к которому ближе находится гидроксогруппа.

Называют радикалы в основной углеродной цепи и цифрами указывают их положения.

Называют основную цепь как алкан и добавляют суффикс –ол.

Цифрой указывают положение ОН-.

УЭ – 3

Цель:

установить особенность строения молекул предельных одноатомных спиртов.

(Слайд 18-21).

Н

I

H – C – O

I \

H H

Спирты – летучие соединения, являются бесцветными жидкостями или кристаллическими веществами с характерным неприятным запахом. Высшие спирты имеют приятный ароматный запах. Растворимы в воде.

В молекулах спиртов связи С – О и О – Н находятся под углом 1100. Связь О – Н получается полярной. Поэтому между молекулами спиртов, а так же молекулами спиртов и воды возникает водородная связь. Атом кислорода одной молекулы может взаимодействовать с атомом водорода гидроксогруппы другой молекулы. Прочность водородной связи в 10 раз меньше ковалентной, обозначается она многоточием.

Прочитайте материал.



УЭ – 4

Цель:

сделать вывод о физических свойствах.

(Слайд 22,23).

Спирты от метанола до деканола являются ________ .

Они ________ в воде. ______ соединения с _______ запахами. Их температуры кипения ______, чем у углеводородов. Очень ядовиты. Относятся к _________ веществам.

летучие - нелетучие

газы - жидкости

нерастворимые - растворимые

наркотические - лекарственные

выше - ниже

неприятными - приятными


Выполните химический диктант и проверьте его по слайду.



УЭ – 5

Цель:

рассмотреть химические свойства предельных одноатомных спиртов.

Слайд (24-32).

Спирты горят, реагируют с активными металлами, галогеноводородными кислотами, легко окисляются и подвергаются дегидротации (отщеплению воды).

C2H5 – OH + 3O2 → 3CO2 + 3H2O


2 С2Н5 ОН + 2Na → 2 C2H5 – ONa + H2

этилат натрия


C2H5 – OH + HCl → C2H5Cl + H2O

t

C2H5 – OH + CuO → CH3 – COH + Cu + H2O

этаналь


t>1400C, H2SO4(конц.)

C2H5OH____________________________→ С2Н4 + Н2О


t<1400C, H2SO4(конц.)

2 C2H5OH________________________→ C2H5O - C2H5 + Н2О

диэтиловый эфир

Спишите уравнения реакции.


УЭ – 6

Цель: закрепление изученного материала.

(Слайд 33,34).

Гидроксогруппа является функциональной группой спиртов.

Вещество с формулой СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН называется бутанол – 2.

Пентанол является гомологом этанола.

Для спиртов не характерна водородная связь.

Спирты – жидкости с неприятными запахами.

Этанол не реагирует с активными металлами.

В перечне наркотических веществ находится этанол.

Метиловый спирт не вызывает поражения зрительного нерва.

Спирт разрушает структуру белковой молекулы.


Выберите верные утверждения.

УЭ – 7

Цель: подведение итогов урока.

Прочитайте внимательно цели урока. Достигли вы целей? В какой степени? Оцените свою работу на уроке.

Д/з: п.20 учить.

Мини – плакат или презентацию «Алкоголь и здоровье»


Список использованных источников:

1. http://lib- 5.ru/urok4/urok-365959.php


2. https://100- bal.ru/himiya/27169/index.html

3.  https://pandia.ru/text/79/021/1386.php











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.