Конспект урока информатики в 8 классе «Построение таблиц истинности»
Учитель Лукьянцева Ольга Анатольевна
Класс 8Тип урока: комбинированный:
Цель урока:
Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений.
Задачи урока:
Обучающие:
Научить составлять логические выражения из высказываний
Углубить знание о таблицах истинности
Выработать умение применять последовательность действий построения таблиц истинности
Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности
Развивающие:
Продолжить развитие умения анализировать
Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
Формировать умения работы с таблицами
Воспитательные:
Совершенствовать навыки общения
Вовлечь в активную деятельность
План урока:
Организационный момент
Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания (устный опрос)
Объяснение нового материала
Физкультминутка
Закрепление
разбор примера;
практические упражнения;
задания для самостоятельной работы.
Обобщение урока, домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие
Проверка отсутствующих в классе
2. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы познакомились с таким понятием как Алгебра логики.
2 слайд. Давайте вспомним, что такое логика и кто же ее основоположники?
(Аристотель, Джордж Буль, Клод Шеннон)
3 слайд. А что такое алгебра? (Алгебра - наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые могут выполняться над разнообразными математическими объектами – числами, многочленами, векторами и др)
4 слайд. Что такое высказывание? (Высказывание – это повествовательное предложение, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное)
Молодцы! Посмотрите на следующие предложения и скажите, являются ли они высказыванием?
5 слайд. Мы с вами знаем, что высказывания бываю простые и сложные. Сложные высказывания строятся из простых при помощи логических операций и", "или", "не", "если … то", "тогда и только тогда" и др.
Слайд 6. В следующих высказываниях выделите простые, обозначив каждое из них буквой:
Зимой дети катаются на коньках или на лыжах
A = Зимой дети катаются на коньках
B = Зимой дети катаются на лыжах
Неверно, что Солнце движется вокруг Земли
A = Солнце движется вокруг Земли
Мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде логического выражения – формулы.
8 слайд. Давайте вспомним:
Когда инверсия истинна и когда инверсия ложна?
В каком случае дизъюнкция ложна?
В каком случае конъюнкция истинна?
3. Объяснение нового материала
9 слайд На предыдущем уроке вы находили значение составного высказывания путем подстановки исходных значений входящих логических переменных. А сегодня мы узнаем, как можно построить таблицу истинности, которая определяет истинность или ложность логического высказывания при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных).
Итак, тема сегодняшнего урока: «Как построить таблицу истинности?»
Кстати, что же такое таблица истинности? Как вы думаете? (Ученики высказывают свои варианты, учитель резюмирует):
Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.
Возьмем для примера логическую формулу: А˅А^В
и построим таблицу истинности для этого составного высказывания.
При построении таблиц истинности есть определенная последовательность действий. Давайте запишем: (Слайд №10)
1. Определить количество строк в таблице:
количество строк = 2n+1, где n – количество логических переменных.
2. Определить количество столбцов в таблице:
количество столбцов = количеству логических переменных + количество логических операций.
3. Построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов (¬, &, V);
приоритеты: ( ), ¬, &, V.
4. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений.
5. Заполнить таблицу истинности, выполняя логические операции в соответствии с приоритетами действий.
Количество строк: 22+1=5, количество столбцов: 2+2=4. Далее заполняем варианты исходных высказываний А В. Теперь заполняем другие столбцы по порядку логических операций. (Слайд №4)
А | В | A&B | А˅A^B |
0 | 0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 0 |
1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 0 |
4. Физкультминутка – гимнастика для глаз.
Закрепление изученного материала
разбор примера.
практические упражнения.
задания для самостоятельной работы.
Построить таблицы истинности для таких составных высказываний:
Слайд 12 Разберем следующее логическое выражение A & (B v ¬B & ¬C)
Посмотрим количество переменных=3, следовательно, количество строк будет 23=8, строк будет 8.
Для того, чтобы посчитать сколько будет столбцов в таблице, считаем логические операции, их 5. Значит количество переменных + количество логических операций 3+5=8, значит и столбцов будет 8
A | B | С | ¬B | ¬C | ¬B & ¬C | B v ¬B & ¬C | A & (B v ¬B & ¬C) |
0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
3) Для выполнения следующего задания прошу вас, ребята, пересесть за компьютеры и открыть программу MS Word.
Задание для самостоятельной работы «Кто быстрее?». Задание выполняется в программе MS Word.
Заготовленные карточки учащимся для работы на компьютере, в которой надо заполнить таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью.
А | В | С |
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
Ответ: (Слайд №15)
А | В | С |
|
|
|
|
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Обобщение урока, домашнее задание (2 мин). (Слайд №16)
На этом уроке мы закрепили понятие «таблицы истинности», познакомились с алгоритмом построения таблиц истинности, а также научились строить их для составных логических выражений, не вникая в смысл самого высказывания.
Д/З: учебник стр. 29 п.1.3.3, стр. 39 №8. Задание выполнить в тетради по аналогии с рассмотренными сегодня таблицами.
.