12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лукьянцева Ольга Анатольевна20
Тема: Построение таблиц истинности

Учитель Лукьянцева Ольга Анатольевна

Класс 8

Тип урока: комбинированный:

Цель урока:

Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений.

Задачи урока:

Обучающие:

Научить составлять логические выражения из высказываний

Углубить знание о таблицах истинности

Выработать умение применять последовательность действий построения таблиц истинности

Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности

Развивающие:

Продолжить развитие умения анализировать

Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи

Формировать умения работы с таблицами

Воспитательные:

Совершенствовать навыки общения

Вовлечь в активную деятельность

План урока:

Организационный момент

Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания (устный опрос)

Объяснение нового материала

Физкультминутка

Закрепление

разбор примера;

практические упражнения;

задания для самостоятельной работы.

Обобщение урока, домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие

Проверка отсутствующих в классе

2. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с таким понятием как Алгебра логики.

2 слайд. Давайте вспомним, что такое логика и кто же ее основоположники?

(Аристотель, Джордж Буль, Клод Шеннон)

3 слайд. А что такое алгебра? (Алгебра - наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые могут выполняться над разнообразными математическими объектами – числами, многочленами, векторами и др)

4 слайд. Что такое высказывание? (Высказывание – это повествовательное предложение, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное)

Молодцы! Посмотрите на следующие предложения и скажите, являются ли они высказыванием?

5 слайд. Мы с вами знаем, что высказывания бываю простые и сложные. Сложные высказывания строятся из простых при помощи логических операций и", "или", "не", "если … то", "тогда и только тогда" и др.

Слайд 6. В следующих высказываниях выделите простые, обозначив каждое из них буквой:

Зимой дети катаются на коньках или на лыжах

A = Зимой дети катаются на коньках

B = Зимой дети катаются на лыжах

Неверно, что Солнце движется вокруг Земли

A = Солнце движется вокруг Земли


Мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде логического выражения – формулы.

8 слайд. Давайте вспомним:

Когда инверсия истинна и когда инверсия ложна?

В каком случае дизъюнкция ложна?

В каком случае конъюнкция истинна?


3. Объяснение нового материала

9 слайд На предыдущем уроке вы находили значение составного высказы­вания путем подстановки исходных значений входящих логических переменных. А сегодня мы узнаем, как можно построить таблицу истинности, которая определяет истинность или лож­ность логического высказывания при всех возможных комбинациях исходных значе­ний простых высказываний (логических переменных).

Итак, тема сегодняшнего урока: «Как построить таблицу истинности?»

Кстати, что же такое таблица истинности? Как вы думаете? (Ученики высказывают свои варианты, учитель резюмирует):

Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.

Возьмем для примера логическую формулу: А˅А^В

и построим таблицу истинности для этого составного высказывания.

При построении таблиц истинности есть определенная последовательность действий. Давайте запишем: (Слайд №10)

1. Определить количество строк в таблице:

количество строк = 2n+1,  где n – количество логических переменных.

2. Определить количество столбцов в таблице:

количество столбцов = количеству логических переменных + количество логических операций.

3. Построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов (¬, &, V);

приоритеты: ( ), ¬, &, V.

4. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений.

5. Заполнить таблицу истинности, выполняя логические операции в соответствии с приоритетами действий.

Количество строк: 22+1=5, количество столбцов: 2+2=4. Далее заполняем варианты исходных высказываний А В. Теперь заполняем другие столбцы по порядку логических операций. (Слайд №4)

А

В

A&B

А˅A^B

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

1

0


4. Физкультминутка – гимнастика для глаз.

Закрепление изученного материала

разбор примера.

практические упражнения.

задания для самостоятельной работы.

Построить таблицы истинности для таких составных высказываний:

Слайд 12 Разберем следующее логическое выражение A & (B v ¬B & ¬C)


Посмотрим количество переменных=3, следовательно, количество строк будет 23=8, строк будет 8.

Для того, чтобы посчитать сколько будет столбцов в таблице, считаем логические операции, их 5. Значит количество переменных + количество логических операций 3+5=8, значит и столбцов будет 8


A

B

С

¬B

¬C

¬B & ¬C

B v ¬B & ¬C

A & (B v ¬B & ¬C)


0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

0

0

1

0




3) Для выполнения следующего задания прошу вас, ребята, пересесть за компьютеры и открыть программу MS Word.

Задание для самостоятельной работы «Кто быстрее?». Задание выполняется в программе MS Word.

Заготовленные карточки учащимся для работы на компьютере, в которой надо заполнить таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью.

t1581333114aa.gif

А

В

С

 

 


t1581333114aa.gif

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 



Ответ: (Слайд №15)

А

В

С

t1581333114ab.gif  

t1581333114ac.gif  

t1581333114ad.gif

t1581333114ae.gif

0

0

0

1

0

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0


Обобщение урока, домашнее задание (2 мин). (Слайд №16)

На этом уроке мы закрепили понятие «таблицы истинности», познакомились с алгоритмом построения таблиц истинности, а также научились строить их для составных логических выражений, не вникая в смысл самого высказывания.

Д/З: учебник стр. 29 п.1.3.3, стр. 39 №8. Задание выполнить в тетради по аналогии с рассмотренными сегодня таблицами.

.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.