Конспект открытого урока в 8 классе «Введение в информатику»
Конспект открытого урока в 8 классе.
Тема: «Введение в информатику»
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8 класс.
УМК- Гилярова М.Г. «Информатика», Большая школьная энциклопедия. Естественные науки, Макарова Н.В «Информатика 7-9 кл».
На данном уроке учитель использует информационно-коммуникационные технологии, технологию обучения в сотрудничестве (работа в группах), здоровьесберегающие технологии (распределение работы по сложности, индивидуальная работа учащихся).
Цели урока:
- научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки, указателя, кнопки, главного меню, первичное понятие окна, научить пользоваться мышью и визуальными средствами управления, освоить три основных действия мышкой – щелчок, двойной щелчок, взять и растянуть.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.
Задачи:
-Знать, что такое информатика, что изучает информатика, для чего служит компьютер, ТБ при работе в компьютерном классе.
Оборудование:
доска, компьютер, инструкции по ТБ в компьютерном классе, компьютерная презентация.
План урока:
I. Орг. момент.(1 мин)
II. Теоретическая часть. ТБ. (15 мин)
III. Разминка: ОТГАДАЙ КРОССВОРД
IV. Практическая часть. (15 мин)
V. Д/з. (2 мин) Вопросы учеников. (5 мин)
VI. Итог урока. (2 мин)
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Теоретическая часть. ТБ.
Вводное слово учителя.
Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика". Широко распространён также англоязычный вариант этого термина — "Сomputer science", что означает буквально "компьютерная наука". Инфоpматика — это дисциплина, изучающая структуру информации, ее свойства и операций с ней, такие как: её создание, хранение, поиск, преобразование, передачу и применение. Официально за понятием "информатика" закреплены 2 основные области научной деятельности: - разработка, создание использование и обслуживание систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, - различные аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей. Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее. Диапазон применения информатики очень широк и включает следующие направления
1. разработка вычислительных систем и программного обеспечения;
2. изучение процессов, передачи, приёма, преобразования и хранения информации на базе теории информации;
3. создание программ, реализующих логику, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др. на базе методов искусственного интеллекта;
4. анализ назначения проектируемой системы и требований к ней на базе системного анализа;
5. методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
6. средства телекоммуникации, в том числе, глобальные компьютерные сети;
7. разнообразные приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды деятельности.
Информатику обычно представляют состоящей из двух частей:
• технические средства;
• программные средства.
Технические средства, то есть аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как "твёрдые изделия". А для программных средств создано слово Software (буквально — "мягкие изделия"), которое подчёркивает равнозначность программного обеспечения и самой машины и вместе с тем подчёркивает способность программного обеспечения модифицироваться. Программное обеспечение — это совокупность всех программ, используемых компьютерами, а также их создание и применение.
Помимо этих двух общепринятых ветвей информатики выделяют ещё одну существенную ветвь — алгоритмические средства. Для неё предложено название Brainware (от англ. brain — интеллект). Эта ветвь связана с разработкой алгоритмов, методов и приёмов их построения. Алгоритмы — это совокупность правил выполнения последовательных действий, приводящих к решению задачи. Нельзя приступить к программированию, не разработав предварительно алгоритм решения задачи. Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области обработки информации. Эта революция, коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни. Рост производства компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д.
Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.
Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.
Правильная рабочая поза:
Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.
Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти - это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
Колени - на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.
Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.
Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.
Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.
Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.
Так же при работе необходимо:
дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.
при ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.
при ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и упражнений для глаз.
Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.
Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила:
Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании!
Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно.
Не дергайте и вообще не трогайте различные провода.
Не стучите по клавиатуре и мышке.
Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.
Теперь внимательно изучите инструкцию по ТБ для учащихся в кабинете информатики.
(Инструкция находится на каждом рабочем месте.)
Разминка: Отгадай кроссворд:
Кроссворд по предмету "информатике" на тему "Общие понятия"
По горизонтали
2. Устройство для воспроизведения звука
3. Это устройство печати цифровой информации на твёрдый носитель, обычно на бумагу
6. Устройство, которое анализируя изображение или текст на бумаге, создаёт его цифровую копию
7. Специалист, занимающийся написанием и корректировкой программ для компьютеров
9. Российская социальная сеть
10. Оптическое приспособление для хранения компьютерных данных и программ
По вертикали
1. Интегральная схема, исполняющая машинные инструкции (код программ), главная часть аппаратного обеспечения компьютера
4. Это наука о вычислении, вычислительных машинах, хранении и обработке информации
5. Вредоносная программа, которая воспроизводит саму себя и тем самым распространяется
8. Это устройство с экраном, которое служит для отображения текстовой и графической информации
III. Практическая часть.
Учащиеся делятся на две группы.
Первая группа – учащиеся имеющие навыки работы с компьютером. Этим учащимся дается самостоятельное задание: в папке «Мои документы\ученик» создать свою папку, затем запустить Microsoft Word и ответить на вопросы:
Что такое компьютер?
Где применяются компьютеры?
Что такое информатика?
Что изучает информатика?
Что такое информационные технологии?
Вторая группа – учащиеся, не имеющие навыков работы за компьютером. Эта группа работает вместе с учителем.
1. Рассмотрим компьютер. Он состоит из нескольких блоков: системный блок, монитор, клавиатура, мышь.
2. Включаем компьютер, начинается процесс загрузки. Появилась картинка. Берем в руки мышь и пробуем управлять курсором на экране. Щелкаем пользователя «Ученик» и входим в систему.
3. Перед нами рабочий стол. На рабочем столе значки (ярлыки) программ. Сейчас мы должны научиться выполнять с помощью мышки некоторые основные действия. Первое – чтобы запустить программу, нужно навести указатель на значок программы и сделать быстрый двойной щелчок левой кнопкой мыши, при этом необходимо, чтобы мышка была неподвижной.
4. Запускаем программу «Блокнот». Используя мышь, выполняем следующие действия: перемещение окна программы, развернуть окно, свернуть окно, изменить размер окна.
5. Запускаем еще одну программу «Калькулятор». Пробуем переключаться между этими программами щелчком по окну и щелчком по кнопке на панели задач.
6. Закрывает программы.
7. Запускаем программу «Paint». Работаем с окном программы. Затем пробуем создать простой рисунок. Закрываем программу.
8. Отрабатываем работу с мышью используя игры «Крестики-нолики», «Пазлы» и «Moorhuhn 3 DL».
IV. Д/з
Знать, что такое информатика, что изучает информатика, для чего служит компьютер.
V. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.
VI. Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы узнали, что же такое информатика, для чего нужна эта наука, узнали для чего нужен компьютер, для чего мы учимся на нем работать. Как правильно организовать свое рабочее место, чтобы учиться было безопасно и интересно. Научились включать компьютер и освоили два важных движения мышки – средства управления компьютером – это щелчок и двойной щелчок левой кнопкой мыши. Для запуска программы – двойной щелчок по значку программы, для других действий – один щелчок.
Главные умения, полученные вами сегодня – это навыки работы с мышкой. Вы теперь умеете запускать программы двойным щелчком по ее значку, нажимать на кнопки, выбирать пункты меню.