Конспект урока "Путешествие по странам ближнего зарубежья"
"Путешествие по странам ближнего зарубежья" БелоруссияPPTX / 4.55 Мб
/data/files/y1734636103.pptx ("Путешествие по странам ближнего зарубежья" Белоруссия)Урок по теме: «Музыкальное путешествие по странам ближнего зарубежья».
Цель урока: Познакомить обучающихся с музыкой белорусских и закавказских народов . Определить интонационные особенности музыки стран ближнего зарубежья. Установить сходства и различия между русской музыкой и музыкой других народов.
Задачи:
Познавательные:
познакомить учащихся с народной музыкой разных стран на примере некоторых произведений;
познакомить с обычаями и традициями народов ближнего зарубежья.
Образовательные:
совершенствовать исполнительские навыки;
закрепить знания об элементах музыкального языка, особенностях музыкальной речи разных народов
Развивающие:
развивать эмоциональное отношение к музыке народов ближнего зарубежья .
Воспитывающие:
воспитание уважения к культуре других народов;
воспитание исполнительской и слушательской культуры.
Предметные результаты: знать о народах, проживающих на Кавказе, музыкальных инструментах, о быте.
Личностные результаты: демонстрировать хороший художественный вкус.
Системно-деятельностные результаты: высказывать свое отношение к музыкальным произведениям, умение делать анализ музыкального произведения.
Оснащение урока: ноутбук, аккордеон, шумовые инструменты.
ХОД УРОКА
На экране: «Музыкальное путешествие по странам ближнего зарубежья».
Музыкальное приветствие:
-Здравствуйте, ребята ,
Рада видеть вас.
-Мы за музыкой скучали
И урока очень ждали,
Здравствуйте , здравствуйте , здравствуйте!
- Ребята, сегодня к нам на урок заглянули гости
Давайте поприветствуем и их.
Весь 1 класс приветствует Вас!
Учитель- Дети, сегодня мы проведем необычный урок, совершив увлекательное путешествие по некоторым странам ближнего зарубежья, исполним и послушаем музыку разных народов. А что же мы возьмем с собой в дальнюю дорогу? Попробуйте разгадать мою загадку. (Приложение)
Семь ребят на лесенке
Заиграли ….. песенки
На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут…. песенки.
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка.
– Конечно, песня. Она помогает человеку и в радостные, и в горестные минуты жизни.
– Наше путешествие будет музыкальным. Музыка поможет нам знакомиться с культурой народов разных стран. Итак, мы отправляемся. Но нам нужно выбрать вид транспорта, который может нас быстро доставить практически в любую страну. На чем бы вы отправились в дальнюю дорогу? На автобусе или на самолете?
– На самолете. Прекрасно. Тогда ….
– Объявляется посадка пассажиров на самолет «Владимировка – Минск». Пристегнуть ремни безопасности.
СЛАЙД САМОЛЕТ
Распевка :Пилоты запускаем турбины- р-р-р-р,
Приготовиться к взлету у-у-у-у-у-у
Самолет летит, гудит:у-у-у-у-у-у
Приготовиться к посадке у-у-у-у-у
Самолет приземлился в Аэропорт Минск . Вы слышали раньше о таком городе, (ответы детей) – столица Республики Белоруссии.
Слайд : «Вас приветствует Минск – столица Республики Белоруссии». (Изображения карты Белоруссии, панорамы Минска.)
– Белоруссия, ближайший сосед России. Музыка белорусского народа похожа на русскую или совсем не похожа?
– Похожа, так как и русские, и белоруссы – славянские народы. В далеком прошлом русский, и белорусский народы составляли единые племена восточных славян. Поэтому они имеют много общего в культуре и разговорной речи.
Слайд – белорусские музыканты.
– У белорусского народа много веселых плясок. Самые популярные белорусские народные танцы:
– Лявониха, Крыжачок, Бульба.
– В одной из белорусских народных песен, которая является и танцем, воспевается овощ, известный и любимый во многих странах. Из него белоруссы даже варят кашу. О каком овоще я говорю?
Что копали из земли,
Жарили ,варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(картошка)
– О картошке, у белоруссов она называется «бульба». Я предлагаю вам послушать и посмотреть Белорусскую песню-танец «Бульба»
На экране видео. Понравился –танец? Да мне тоже. Но кроме песни и танца мы с вами слышали звучание музыкальных инструмемтов.
СЛАЙД с музыкальными инструментами. А вы знаете у белоруссов очень много интересных народных музыкальных инструментов, давайте познакомимся с ними.
Просматриваем и проговариваем музыкальные инструменты.
Мы не можем уехать из этой гостеприимной страны не исполнив белорусскую народную песню «Савка и Гришка»
– Мы прощаемся с Белоруссией.
Но наше путешествие продолжается. Усаживайтесь поудобнее. Пристегните ремни безопасности.
Объявляется посадка на самолет рейсом «Минск - Тбилисси»
Пилоты- Запускаем турбины- р-р-р-р-р-р-р
Приготовиться к взлету, взлетаем –у-у-у-у-у-у
Самолет летит гудит у-у-у-у-у-у-
Приготовиться к посадке самолета: у-у-у-у-у-у-у
И Нас встречает аэропорт Тбилисси – столица Грузии. (Крепим на карту флаг)
СЛАЙД « Вас приветствует Тбилисси».
Звучит « Лезгинка»
- Кто догадался на чью музыку она похожа?
Учитель: Сегодня речь пойдет о музыке народов Закавказья. Посмотрите на экран, что вы можете сказать о природе этого края? (ответы детей)
Работа с презентацией: У народа Грузии также большое разнообразие национальных костюмов и музыкальных инструментов(изображение инструментов, национальных костюмов, пейзажа)
- Мы с вами продолжаем наше путешествие , и познакомимся с музыкой народов Закавказья. Народ здесь очень трудолюбивый, выращивает вкусный виноград. Живут здесь смелые, мужественные люди, и очень музыкальные. Они любят петь и танцевать, воспитываются в национальных традициях. Характер закавказской музыки отражает особенности традиций , живущих здесь народов . Обычно эта музыка стремительная, горячая. Выражает такую музыку Лезгинка.
Учитель: А вы знаете, что такое Лезгинка?
Дети: Нет
- "Лезгинка» - старинный сольный мужской и парный танец у лезгин. Танец исполняется в национальных костюмах и в сопровождении музыкального ансамбля.
В танце используется два образа. Мужчина двигается в образе гордого «орла», чередует медленный и стремительный темп. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Не случайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин.
Учитель: Сейчас мы прослушаем и посмотрим Лезгинку.
Видео «Лезгинка» - грузинский народный танец
Какие характерные особенности этого танца?
"Острый" ритм, яркие акценты, большую роль играют в этом ударные инструменты. У кавказского народа есть одна интересная игра.
Я предлагаю вам сыграть в эту игру с платком и папахой. Мальчики с папахой девочки с платком. Пока звучит музыка передаем платок друг другу. У кого останется платок или папаха тот танцует лезгинку в кругу. Понравилась игра? А гостить на Кавказе вам понравилось? Но к сожалению нам пора возвращаться домой.
Мы прощаемя с прекрасным Кавказом и летим домой.
В дороге мы споем песенку « Как у наших у ворот» и подыграем себе на шумовых инструментах.
Нас встречает аэропорт Москва – столица нашей Родины.
Слайд: «Вас приветствует Москва – столица нашей Родины». Изображения карты европейской части России , панорамы Москвы.
Обобщение:
– Итак, мы возвратились домой, в Россию. - На предыдущих уроках мы говорили, что у некоторых песен нет композитора. Как называются такие песни? (народные)
- Послушайте мелодию и скажите, как называется эта песня? («Во поле береза стояла»).
- Эта песня плавная, протяжная, под эту песню люди водили хоровод и исполняли песню . Давайте и мы с вами сейчас поводим хоровод и споем русскую народную песню « Во поле береза стояла»
Музыка и песня сопровождали нас в путешествии по странам ближнего зарубежья. В каких странах мы гостили кто запомнил? (учитель показывает эти страны, помеченные флажками на карте): Белоруссия, Грузия . Мы с вами исполняли песни и слушали музику, смотрели танцы народов этих стран. Музыка – это тоже язык, на котором люди выражают свои чувства и мысли. Нуждается ли музыкальный язык в переводе? (Нет. Музыкальный язык, в отличие от языка разговорного, понятен всем народам без перевода.)
Закрепление материала.
- Ребята, музыку какого народа слушали мы сегодня на уроке?
А какую песню мы исполнили в Белоруссии?
В Грузии мы познакомились с каким танцем? Кто запомнил?
Рефлексия
–Что нового узнали на уроке?
–Что удивило?
–Что вызвало затруднение?
- О чём вы расскажете дома своим близким?
IV. Итог Урока: (вывод по уроку и выставление оценок):
- Вам понравился урок? Как вы думаете должны ли дружить народы всех стран?
- Молодцы, ребята. Сегодня вы поработали очень хорошо. Какое у вас настроение? На память о нашем путешествии я хочу подарить вам….
В. Савельев, «Большой хоровод» – исполнение.
Учитель благодарит учащихся за работу.
На экране: «До скорой встречи!