Конспект урока "Путешествие по странам ближнего зарубежья"

2
0
Материал опубликован 19 December 2024 в группе

"Путешествие по странам ближнего зарубежья" БелоруссияPPTX / 4.55 Мб

/data/files/y1734636103.pptx ("Путешествие по странам ближнего зарубежья" Белоруссия)Урок по теме: «Музыкальное путешествие по странам ближнего зарубежья».



Цель урока: Познакомить обучающихся с музыкой белорусских и закавказских народов .  Определить интонационные особенности музыки стран ближнего зарубежья. Установить сходства и различия между русской музыкой и музыкой других народов.



Задачи:

Познавательные:

познакомить учащихся с народной музыкой разных стран на примере некоторых произведений;

познакомить с обычаями и традициями народов ближнего зарубежья.

Образовательные:

совершенствовать исполнительские навыки;

закрепить знания об элементах музыкального языка, особенностях музыкальной речи разных народов

Развивающие:

развивать эмоциональное отношение к музыке народов ближнего зарубежья .

Воспитывающие:

воспитание уважения к культуре других народов;

воспитание исполнительской и слушательской культуры.

Предметные результаты: знать о народах, проживающих на Кавказе, музыкальных инструментах, о быте.
Личностные результаты: демонстрировать хороший художественный вкус.
Системно-деятельностные результаты: высказывать свое отношение к музыкальным произведениям, умение делать анализ музыкального произведения.

Оснащение урока: ноутбук, аккордеон, шумовые инструменты.

ХОД УРОКА

На экране: «Музыкальное путешествие по странам ближнего зарубежья».

Музыкальное приветствие:

-Здравствуйте, ребята ,

Рада видеть вас.

-Мы за музыкой скучали

И урока очень ждали,

Здравствуйте , здравствуйте , здравствуйте!

- Ребята, сегодня к нам на урок заглянули гости

Давайте поприветствуем и их.

Весь 1 класс приветствует Вас!



Учитель- Дети, сегодня мы проведем необычный урок, совершив увлекательное путешествие по некоторым странам ближнего зарубежья, исполним и послушаем музыку разных народов. А что же мы возьмем с собой в дальнюю дорогу? Попробуйте разгадать мою загадку. (Приложение)

Семь ребят на лесенке
Заиграли ….. песенки

На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут…. песенки.

Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка.

Конечно, песня. Она помогает человеку и в радостные, и в горестные минуты жизни.

Наше путешествие будет музыкальным. Музыка поможет нам знакомиться с культурой народов разных стран. Итак, мы отправляемся. Но нам нужно выбрать вид транспорта, который может нас быстро доставить практически в любую страну. На чем бы вы отправились в дальнюю дорогу? На автобусе или на самолете?
– На
самолете. Прекрасно. Тогда ….
– Объявляется посадка пассажиров на
самолет «ВладимировкаМинск». Пристегнуть ремни безопасности.

СЛАЙД САМОЛЕТ

Распевка :Пилоты запускаем турбины- р-р-р-р,

Приготовиться к взлету у-у-у-у-у-у

Самолет летит, гудит:у-у-у-у-у-у

Приготовиться к посадке у-у-у-у-у 

Самолет приземлился в Аэропорт  Минск . Вы слышали раньше о таком городе, (ответы детей) – столица Республики Белоруссии.

Слайд : «Вас приветствует Минск – столица Республики Белоруссии». (Изображения карты Белоруссии, панорамы Минска.)

Белоруссия, ближайший сосед России. Музыка белорусского народа похожа на русскую или совсем не похожа?
– Похожа, так как и русские, и белоруссы – славянские народы. В далеком прошлом русский, и белорусский народы составляли единые племена восточных славян. Поэтому они имеют много общего в культуре и
разговорной речи.

Слайд – белорусские музыканты.

У белорусского народа много веселых плясок. Самые популярные белорусские народные танцы:
– Лявониха, Крыжачок, Бульба
.
– В одной из белорусских народных песен,
которая является и танцем, воспевается овощ, известный и любимый во многих странах. Из него белоруссы даже варят кашу. О каком овоще я говорю?



Что копали из земли,

Жарили ,варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(картошка)

– О картошке, у белоруссов она называется «бульба». Я предлагаю вам послушать и посмотреть Белорусскую песню-танец «Бульба»

На экране видео. Понравился –танец? Да мне тоже. Но кроме песни и танца мы с вами слышали звучание музыкальных инструмемтов.

СЛАЙД с музыкальными инструментами. А вы знаете у белоруссов очень много интересных народных музыкальных инструментов, давайте познакомимся с ними.

Просматриваем и проговариваем музыкальные инструменты.

Мы не можем уехать из этой гостеприимной страны не исполнив белорусскую народную песню «Савка и Гришка»

Мы прощаемся с Белоруссией.

Но наше путешествие продолжается. Усаживайтесь поудобнее. Пристегните ремни безопасности.

Объявляется посадка на самолет рейсом «Минск - Тбилисси»

Пилоты- Запускаем турбины- р-р-р-р-р-р-р

Приготовиться к взлету, взлетаем –у-у-у-у-у-у

Самолет летит гудит у-у-у-у-у-у-

Приготовиться к посадке самолета: у-у-у-у-у-у-у

И Нас встречает аэропорт Тбилисси – столица Грузии. (Крепим на карту флаг)

СЛАЙД « Вас приветствует Тбилисси».

Звучит « Лезгинка»

- Кто догадался на чью музыку она похожа?

Учитель:  Сегодня речь пойдет о  музыке народов Закавказья. Посмотрите на экран, что вы можете сказать о природе этого края?  (ответы детей)

Работа с презентацией: У народа Грузии также большое разнообразие национальных костюмов и музыкальных инструментов(изображение инструментов, национальных костюмов, пейзажа)

 - Мы с вами продолжаем наше путешествие , и познакомимся с музыкой народов Закавказья.  Народ здесь очень трудолюбивый, выращивает вкусный виноград. Живут здесь смелые, мужественные люди, и очень музыкальные. Они любят петь и танцевать, воспитываются в национальных традициях. Характер закавказской музыки отражает особенности традиций , живущих здесь народов . Обычно эта музыка стремительная, горячая. Выражает такую музыку Лезгинка.

Учитель: А вы знаете, что такое Лезгинка?

Дети: Нет

- "Лезгинка» - старинный сольный мужской и парный танец у лезгин. Танец исполняется в национальных костюмах и в сопровождении музыкального ансамбля.

В танце используется два образа. Мужчина двигается в образе гордого «орла», чередует медленный и стремительный темп. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Не случайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин.

Учитель: Сейчас мы прослушаем и посмотрим Лезгинку.

Видео «Лезгинка» - грузинский народный танец

Какие характерные особенности этого танца?

"Острый" ритм, яркие акценты, большую роль играют в этом ударные инструменты. У кавказского народа есть одна интересная игра.

Я предлагаю вам сыграть в эту игру с платком и папахой. Мальчики с папахой девочки с платком. Пока звучит музыка передаем платок друг другу. У кого останется платок или папаха тот танцует лезгинку в кругу. Понравилась игра? А гостить на Кавказе вам понравилось? Но к сожалению нам пора возвращаться домой.

Мы прощаемя с прекрасным Кавказом и летим домой.

В дороге мы споем песенку « Как у наших у ворот» и подыграем себе на шумовых инструментах.

Нас встречает аэропорт  Москва – столица нашей Родины.

Слайд: «Вас приветствует Москва – столица нашей Родины». Изображения карты европейской части России , панорамы Москвы.

Обобщение:

Итак, мы возвратились домой, в Россию. - На предыдущих уроках мы говорили, что у некоторых песен нет композитора. Как называются такие песни? (народные)

- Послушайте мелодию и скажите, как называется эта песня? («Во поле береза стояла»).

- Эта песня плавная, протяжная, под эту песню люди водили хоровод и исполняли песню . Давайте и мы с вами сейчас поводим хоровод и споем русскую народную песню « Во поле береза стояла»

Музыка и песня сопровождали нас в путешествии по странам ближнего зарубежья. В каких странах мы гостили кто запомнил? (учитель показывает эти страны, помеченные флажками на карте): Белоруссия, Грузия . Мы с вами исполняли песни и слушали музику, смотрели танцы народов этих стран. Музыка – это тоже язык, на котором люди выражают свои чувства и мысли. Нуждается ли музыкальный язык в переводе? (Нет. Музыкальный язык, в отличие от языка разговорного, понятен всем народам без перевода.)

Закрепление материала.

- Ребята, музыку какого народа слушали мы сегодня на уроке?

А какую песню мы исполнили в Белоруссии?

В Грузии мы познакомились с каким танцем? Кто запомнил?

Рефлексия

 –Что нового узнали на уроке?

 –Что удивило?

 –Что вызвало затруднение?

 -   О чём вы расскажете  дома своим близким?

IV. Итог Урока: (вывод по уроку и выставление оценок):

- Вам понравился урок? Как вы думаете должны ли дружить народы всех стран?

             - Молодцы, ребята. Сегодня вы поработали очень хорошо.  Какое у вас настроение? На память о нашем путешествии я хочу подарить вам….

 







В. Савельев, «Большой хоровод» – исполнение.
Учитель благодарит учащихся за работу.
На экране: «До скорой встречи!




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.