Конспект урока алгебры в 7 классе по теме «Путешествие в страну Степени»
Подготовила: учитель математики Плохова Елена Владимировна
Слайд 1.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по данной теме.
Урок-игра: путешествие.
Цель урока: обобщение и систематизация знания по теме свойства степеней с натуральным показателем; формирование умений применять изученные свойства при решении задач.
Задачи урока:
- Образовательные – отработка умений систематизировать, обобщать знания о степени с натуральным показателем, закрепить и усовершенствовать навыки простейших преобразований выражений, содержащих степени с натуральными показателями.
- Развивающие – развитие логического мышления, математической речи, сознательного восприятия материала, выработка критического мышления, развитие зрительной памяти.
- Воспитательные – воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога, привитие учащимся интереса к математике путем проведения урока в игровой форме, чувства ответственности.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: Урок проводится в классе, где имеется компьютер и проектор, т.к. основным дидактическим обеспечением урока является презентация, специально разработанная для этого урока.
Вступительное слово:
Добрый день! Ребята, мы сегодня с вами собрались для того, чтобы отправиться в путешествие по городам! Я рада, что мне выпала честь путешествовать с такой просвещенной и доброжелательной группой ребят, как вы.
Эпиграф урока.
«Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт» (Г.В.Лейбниц) Слайд2
Девизом нашего урока пусть будут следующие слова:
Слушать и слышать,
Смотреть и видеть,
Думать и рассуждать! Слайд3
Ребята давайте вместе подумаем, какая же цель нашего урока?
– Правильно, повторение, обобщение знаний о степени с натуральным показателем.
Сегодня мы отправимся в математическое путешествие в страну «Степени». Путешествие будет весёлым, интересным. Вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. Не сбиться с дороги и сделать все наши остановки нам поможет карта нашего путешествия, а также вам потребуются смекалка, сообразительность, внимание. Но прежде чем отправиться в путь, я хотела узнать: приготовили ли вы сообщения о степени? В ходе путешествия мы их заслушаем.
Итак – в путь!
Слайд 4.
Историческая
Город Правил
Город Формул
Угадай-кА
Город Знаний
Мозгодромм
Волшебный замок
Рис.1
I. Станция «Историческая».
В стране «Степеней» мы посетим пристань «Историческая», где узнаем много интересного и полезного из истории степеней.
Сообщения 3 учеников о степени.
«Картина «Устный счёт». Слайд 5.
Каждый из вас видел репродукцию с талантливой картины художника Богданова-Бельского «Устный счёт в народной школе С.А.Рачинского»
Рис.2
Сергей Александрович был одним из выдающихся профессоров Московского университета. Его глубоко волновала тяжёлая судьба русского крестьянина. В 1875 году учёный едет в село Татево Смоленской губернии и открывает народную школу, в которой обучает крестьянских детей. В своей работе Сергей Александрович уделяет внимание устному счёту. В картине «Устный счёт» художник хорошо передал урок математики своего учителя. На доске пример.
1. Решите его устно.
2. Какие числа нужно возвести в квадрат, чтобы получить
121; ; 169; ; 225.
3. Известно, что у7уn = у16. Чему равно n?
4. Вычислите:
; ( - 45³)º; : ; ( - ; ( - .
И вот город «Правил». Давайте проверим, как мы знаем правила.
II. Теоретический конкурс. Слайд 6.
Дайте определение степени.
Сформулируйте свойства степени.
Чему равна степень a с показателем 0? 1?
Чему равен угол в квадрате?
Как называют вторую степень?
Как называют третью степень?
III. Город формул Слайд 7.
Путешествие продолжается. Мы посетим город Формул, где нас ожидают интересные задания.
Используя равенство (10n+5)2=n(n+1)100+25, вычислить
а) 852 б) 9952
Прежде чем вычислить, давайте подумаем а для чего вообще нужна эта формула? Где можно ее применять?
Итак, 85² = (10 8+5)² = 8 (8+1) 100+25 =7225 – 1 ученик выполняет у доски;
995² = (10 99+5)² = 99 ( 99+1) 100+25 = 990025 – выполняют сам-но, проверяем по слайду 8.
IV Следующая остановка «Волшебный замок» Слайд 9.
Отправляемся дальше. Вот перед нами замок. Он не простой – волшебный. Вам предстоит заполнить волшебный квадрат.
Впишите в клетки квадрата такие степени числа х, чтобы произведение их по любой горизонтали, вертикали, диагонали было равно :
|
|
|
|
|
|
Рис.3
1 ученик у доски, остальные с места. Записывать в тетради не надо.
Этот квадрат «пришёл к нам» из глубины веков. Его составили жрецы и назвали магическим. Верили, что такие квадраты придавали человеку необычные способности.
Ребята, давайте подумаем и скажем а какие это способности?
(логика, пространственное воображение, мышление)
V Город Знаний
Здесь мы должны выполнить тестовое задание. Учащиеся выполняют задания выбирая правильный ответ под определённой буквой и отгадывают слово.
1. Игра «Определи знак» Слайд 10.
Сравнить:
1 |
Е> |
С= |
У< |
2 |
А< |
С= |
П> |
3 |
П< |
Х> |
С= |
4 |
А= |
Е> |
П< |
5 |
П< |
С= |
Х> |
1. (-11)7 и 117 4 .12 и 0,82
2. (-16)8 и 168 5. 1020 и 2010
3. 2 3² и 3 2³
Рис.5
Один ученик у доски, а остальные решают в тетрадях.
Слово: УСПЕХ Слайд11
2. Работа по вариантам ( на карточках).
Выполните вычисления. Заполните таблицы буквами, учитывая найденные ответы:
С
|
(-1,5)² |
|||||||||||||
Р |
-1,4² |
|||||||||||||
Т |
()² |
|||||||||||||
К |
(- )⁴ |
|||||||||||||
Д |
( - )³ |
|||||||||||||
Е |
(1)³ |
Вариант 1
2,25 |
1,44 |
0,008 |
0,36 |
0,16 |
2,25 |
|
2 |
-0,001 |
1,44 |
0,16 |
Вариант 2
-1,96 |
2 |
0,16 |
2 |
- |
2 |
|
1,21 |
- 1,96 |
|
Вы получили имя и фамилию математиков. Слайд12
VI. Физкультминутка: Слайд13
Учитель. Предлагает упражнения для глаз и для улучшения мозгового кровообращения.
- Закрыть глаза до легкого ощущения боли, сжать веки.
- Глядя на стену впереди, выполнить вращения глазами, мысленно рисуя знак бесконечности
- Зажать правую руку в кулак так, чтобы большой палец был перпендикулярен потолку и вытянуть ее перед собой. Двигая рукой влево, вправо, глазами смотреть на кончик большого пальца руки.
- Смотрим вверх, вниз, не двигая головой.
- Смотрим влево, вправо не двигая головой.
- Вытянули голову вверх, повернули ею влево, вправо, вверх, вниз. 7-8 раз.
- Закончили упражнения.
VII. Город «Мозгодром» Слайд 14.
Мы приближаемся к городу «Мозгодром». Но чтобы посетить его, нужно исправить ошибки в вычислениях, проверить равенства.
Прежде чем приступить к работе, мы разобьемся на 3 группы по 4 человека.
1. Задание: «Где ошибка?»
Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки:
1) 5 5 5 5=45 1) 230 : 210=23 1) 71=1
2) 23 27=410 2) 23+27=210 2) (2х)3=2х3
Какие определения, свойства, правила не знает ученик?
Взаимопроверка. 1 ученик из группы комментирует.
2. «Верно ли равенство?»
1218=276 169 (Верно.) Какая группа даст правильный ответ?
3. Выполните действия: на листочках
1 группа |
2 группа |
3 группа |
а) б) : в) |
а) б) : в) |
а) б) : в) : |
4. Решите уравнение: на листочках
1 группа |
2 группа |
3 группа |
: = 25 |
()³ : = 3 |
()⁴ : ()² = 81 |
VIII. «Угадай - кА » Слайд 15.
А теперь отправляемся на конечную станцию – «Угадай- кА ». Уже из названия станции вы узнали, что нам нужно что-то угадывать.
1. Не выполняя вычислений, сравнить значение данного выражения с нулём: а) б)
2. Удивительные степени: а) 1333 б) (((2)2)2)2
3. Угадай корень!
а) 2х-5=2; б)2х=512 ; в) х5=243: г) х3=(-8).
4 человека у доски, остальные на местах.
4.Президент кондитерской компании «Брекс-кекс» спрашивает: «Первый покупатель предлагает за продукцию 216 тыс.руб., а второй ((22)2)2 тыс.руб. Какое предложение принять? Задание выполняется устно. Слайд16
IX. Вот и подошло к концу путешествие.
Слайд 17.
– Как бы вы оценили свою работу?
– Над чем нам нужно ещё работать?
– Сегодня на уроке я узнал …»
– Наиболее трудным для меня было…
– Больше всего мне понравилось…
– Завтра я буду более успешным, потому что…
И наш урок мне хотелось бы закончить словами М.В. Ломоносова Слайд18
«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь».
Вам, ребята большое спасибо за активное участие
X. Задание на дом:
1) индивидуальное задание по карточкам.
Диженина Наталья Алексеевна