Конспект урока географии «Разнообразие природы Северной Америки» (7 класс)
Тема: Разнообразие природы Северной Америки. 7 класс
Цель: Формирование представлений о природной зональности Северной Америки.
Задачи:
Предметные:
- читать и анализировать тематиченские карты;
- выявлять и объяснять особенности природных зон региона;
- составлять описание природных зон региона на основе текстовых, картографических и графических объектов;
- формулировать вывод об особенностях природных зон региона ;
- показывать и обозначать на карте объекты по тематике урока;
- использовать знания о природных зонах;
- называть объекты по тематике урока.
Личностные:
- сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;
- понимание особенностей природных зон региона;
- использование знаний о специфике природных зон региона в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья ;
- понимание и принятие правил поведения ни уроке.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
- находить достоверные сведения в источниках географической информации;
- анализировать и обобщать тематический материал;
- формулировать выводы;
- определять термины и понятия;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- составлять описание на основе достоверных источников информации.
Регулятивные:
- определять цель, проблему в деятельности;
- выдвигать гипотезы;
- выбирать средства достижения цели в группе или самостоятельно;
- планировать деятельность;
- самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные:
- излагать свое мнение, аргументируя его;
- понимать позицию другого;
- различать в речи другого мнения, доказательства, факты;
- разрешать конфликты.
Личностные:
- аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
- осознавать свои эмоции;
- понимать эмоциональное состояние других людей и черты своего характера, интенресы, цели;
- уважительно относиться к традициям других народов.
Тип урока: изучение нового материала.Понятия, термины, номенклатура и Оборудование: карта природных зон, учебник, атлас, презентация, проектор.персоналии: природная зона, бизон, белый медведь, овцебык, карибу, полярный волк,древесный дикообраз, гризли, скунс, бальзамическая пихта, кайот, прерия, Долина Смерти.
УМК: учебник Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, атлас, контурная карта.
Ход урока
I. Организационный момент: Приветствие, Подготовка к уроку.
II.Опрос домашнего задания.
1. Рассказать о крупнейших реках Северной Америки. К бассейнам каких океанов они относятся. Почему большая часть рек Северной Америки относится к бассейну Атлантического океана? Чем характеризуются реки бассейна Тихого океана, Северного Ледовитого океана?
2. Рассказать о озерах Северной Америки. Перечислить озера, входящие в группу Великих Американских озер.Как связана деятельность древнего ледника и современная гидрографическая сеть Северной Америки?
III. Изучение новой темы:
Актуализация знаний.
Речь сегодня пойдет о загадочном и манящем континенте под названием Северная Америка. Почему люди стремятся в Северную Америку? – каждый ответит по своему. А как бы вы ответили на этот вопрос? (предполагаемые ответы)
Ученица: Я бы хотела посетить Америку……………………….А мы, сегодня с вами совершим не менее интересное виртуальное путешествие по природным зонам Северной Америки. Вы хотите еще больше узнать о природе Северной Америки. Я уверена, что вы много узнаете для себя нового. Откройте тетрадь и запишите тему урока: Разнообразие природы Северной Америки. Исходя из темы, попробуйте определить цель и задачи нашего урока.
Вспомните, что такое природная зона?
Какие факторы влияют на размещение природных зон?
Почему природа Северной Америки разнообразна?
Сегодня на уроке вы узнаете, об обитателях разных природных зон материка, о закономерностях расселения животных и растений по материку. Вследствие большой протяженности материка с севера на юг его органический мир чрезвычайно богат всевозможными видами растений и животных. Это белый медведь, житель арктических пустынь и бизоны наиболее характерное животное североамериканских прерий. Северная Америка – родина ценного пушного зверя – ондатры.
В отличие от уже известных нам южных материков в Северной Америке смена природных зон происходит особым образом. Природные зоны сменяются в двух направлениях: с севера на юг и с запада на восток. В северной части материка природные зоны сменяют друг друга с севера на юг. Это происходит вследствие изменения количества солнечного тепла. При движении с севера на юг климат становится все более теплым, а в направлении с востока на запад – более сухим. Откройте карту природных зон и климатическую карту Северной Америки.
Сопоставьте карты « Климатическую карту Северной Америки» и карту «Природные зоны» Какой вывод напрашивается ?
1) Природная зона арктических пустынь расположилась в арктическом климатическом поясе. Даже летом почти на всей территории сохраняются отрицательные температуры или температуры близкие к нулю. В течение всего года преобладает облачность, туманы, снежные бури. Зимняя полярная ночь продолжается до пяти месяцев. В пределах этого пояса находятся центры современного покровного оледенения. Почвы практически отсутствуют. Растительный мир представлен мхами и лишайниками. Животный мир немногим разнообразнее, но его питание неразрывно связано с водным пространством ( моржи, тюлени, белые медведи ).
2) Южнее полярного круга становиться чуть теплее, здесь располагается природная зона тундры и лесотундры, которая занимает районы субарктического климатического пояса. Для него характерна суровая зима ( работа с климатической картой ), прохладное лето с пасмурной дождливой погодой. Вся территория тундры находиться в зоне многолетней мерзлоты. Поэтому здесь много поверхностных болот. Почвы тундровые – болотные. Растительность представлена низкорослыми травами ( голубика, ежевика, морошка) и карликовыми деревьями ( карликовая береза, ива, сосна ). Животный мир более разнообразен, чем в арктических пустынях.
3) При движении на юг количество солнечного тепла возрастает . Это приводит к смене тундры зоной хвойных лесов – тайга. На подзолистых почвах, напоминающих цвет золы, растут хвойные леса представленные сосной, пихтой, елями, лиственницей. На западе благодаря теплому течению и западным ветрам, несущим влагу на материк, хвойные леса протянулись намного южнее вдоль Тихого океана. Здесь встречается гигантские хвойные деревья – секвойя. Высота её 84 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей более 3 м.
4) В центральной части востока С. Америки проходит теплое течение Гольфстрим. Оно способствует образованию дождевых облаков. И количество осадков увеличивается на востоке материка.
Здесь на серых лесных почвах расположилась зона смешанных и широколиственных лесов, а чуть южнее переменно-влажные леса. Здесь ощущается господство умеренного пояса. Холодная и снежная зима, теплое лето с туманами на прибрежной части Атлантического океана. Растительный и животный мир более разнообразен.
5) При приближение на запад в глубь материка количество осадков убывает, и поэтому леса сменяются лесостепями и степями, которые вытянулись в меридиональном направлении. В С. Америке степи чаще всего называют прериями, которые различают на сухие (на каштановых почвах) и влажные на чернозёмах. Животный мир этой безлесной зоны не менее разнообразен лесной.
6) Вдоль центральной части западного побережья материка проходит холодное Калифорнийское течение, поэтому количество осадков убывает. Холодное течение и горный рельеф материка формирует здесь зону пустынь и полупустынь . Безлесная зона со скудной растительностью и животным миром По ходу объяснения нового материала учащиеся работают с атласом, учебником и составляют таблицу.
Природная зона |
Занимаемая территория |
Климат |
Почвы |
Растительный мир |
Животный мир |
Можно сравнить свою таблицу с образцом составленной таблицы.
IY. Закрепление:
1. Назовите наиболее известных животных и растений Северной Америки.
2. Где находится самое жаркое место Северной Америки?
3. Какие растения и животные являются эндемиками Северной Америки?
4. Есть ли такие растения и животные, которые можно встерить у нас?
Повторим главное: Природные зоны материка сменяют друг друга в двух направлениях: с севера на юг, подчиняясь изменению температурных условий, ис запада на восток, в связи с изменением количества осадков.
Y. Оценивание: Оценки за опрос домашнего задания. Отметить наиболее активных в работе. Оценка будет всем за составление таблицы.
YI.Рефлексия:
Продолжите предложение:
1. Сегодня на уроке мы изучали тему…….
2. На уроке мне было ……… (интересно, неинтересно)
3. Мне понравилось………
4. У меня вызвало затруднение…..
5. Сегодня на уроке я узнал(а) …….
YII. Домашнее задание: Параграф 46, доделать таблицу.