Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой: Первые зрители» (6 класс)
Тема: РР. Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»
(К уроку создана презентация)
Урок разработала:
Тимофеева Лариса Рудольфовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Елбанская СОШ
Маслянинский район, Новосибирская область
Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения
Ход урока
Организационный момент. Знакомство с картиной и художником.
Сегодня мы продолжим работу по описанию картин. Вспомните картины, которые мы описывали в этом учебном году и их авторов. (Ребята вспоминают, что они на протяжении учебного года описывали картины разных жанров: пейзаж, интерьер, натюрморт, портрет)
Я предлагаю вам познакомиться с ещё одной картиной и новым автором. Екатерина Васильевна.Сыромятникова «Первые зрители»
Давайте внимательно рассмотрим это репродукцию картины художника в учебнике. (Звучит тихо спокойная инструментальная мелодия, ребята вглядываются в полотно, учитель добавляет информацию…)
- А вот что увидел на этой картине поэт Игорь Брумер.
Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, - слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них. СЛАЙД 2.
- А какие чувства картина вызывает у вас? (ответы учащихся)
Все верно. Но картина эта не совсем обычная, а вот в чем ее загадка, нам и предстоит выяснить. Следовательно, тема нашего сегодняшнего урока звучит так, «Подготовка к написанию сочинения по картине Екатерины Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители». СЛАЙД 3.
Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнаем как можно больше об авторе, к уроку мне удалось найти портрет Екатерины Васильевны Сыромятниковой. По сложившейся традиции познакомимся с самим автором полотна. СЛАЙД 4.
Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась 24 ноября 1914 года в г.Харькове, который находится в Украине, второй город после Киева, граничит с Донецкой и Луганской областями.
Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. Василия Ивановича Сурикова до 1948 года.
Она изображала на своих картинах русскую природу, картины русской жизни, любила писать портреты детей.
Это жизнелюбивый, яркий человек, умеющий находить необычное в самом обычном.
После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии ее работ. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом. Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма. СЛАЙДЫ 5, 6, 7.
- Ребята, а вы знаете, что такое реализм?
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка Ожегова. СЛАЙД 8.
Реализм – это течение в искусстве, которое, прежде всего, относится к литературе и живописи. Представители данного направления старались максимально точно и правдиво передать окружающую действительность. Реализм в живописи предполагает наиболее реалистичное изображение окружающего мира.
Среди крупнейших представителей стиля реализма в искустве19-20 вв. были Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге» В.И. Суриков «Боярыня Морозова», И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору», Василий Григорьевич Перов «Плач Ярославны». СЛАЙДЫ 9, 10, 11, 12.
Работа над репродукцией картины «Первые зрители». СЛАЙД 13.
Глядя на картину « Первые зрители», мы видим, что она полна света, ярких красок, свежести и тепла летнего дня.
Вы сможете дать однозначный ответ на вопрос: в каком жанре написана эта картина? (Здесь есть элементы всех жанров – портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер)
Помните, ребята, в начале нашего урока мы обратили внимание на то, что картина не совсем обычная. Вот сейчас мы с вами и выясним, в чем ее необычность. В этом нам помогут рамочки, лежащие у вас на партах.
Прикладываем рамку к верхней части картины, что мы видим? … (пейзаж). Опускаем рамку, и перед нами уже … (портрет). Сдвигаем рамку в правую, в левую часть репродукции и видим … (интерьер). Смещаемся в правый нижний угол картины и это уже… (натюрморт).
Какой можно сделать вывод? Что картина Е. Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков, и натюрморт в виде букета ромашек.
Но, самое интересное здесь, ребята, то, что это своего рода картина в картине, вместившая в себя все жанры живописи.
Мы с вами смотрим на картину художника Е.Сыромятниковой , а ребята – герои этого полотна – смотрят на картину неизвестного нам художника. Причём, мы этой картины не видим. Мы можем только догадываться, что же изобразил на ней художник.
Составление примерного плана сочинения с записями рабочих материалов к его пунктам.
Вспомните, как называется первая часть сочинения?
I. Вступление.
Ребята, как вы думаете, что мы будем писать в первом пункте плана?
Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения, т.е. Екатерина Васильевна Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»). СЛАЙД 14.
А сейчас обратимся к нашим рабочим тетрадям и в процессе работы над картиной будем записывать опорные слова для нашего сочинения к каждому абзацу, пункту плана будущего сочинения, т.е. будем подбирать рабочий, словесный материал для написания сочинения.
(Многогранная личность, Сыромятникова Екатерина Васильевна, художник, живописец, автор картины, мастер кисти)
II. Описание картины
Ребята, внимательно рассмотрите картину и перечислите всё, что на ней изображено.
( Картина многоплановая. Мы видим мастерскую художника с мольбертом, палитрой и яркими красками на табурете, разными кистями, старинным красивым креслом и папкой с эскизами у окна.
На заднем плане из широкого открытого окна видна лесная опушка в лучах летнего тёплого солнышка. А в центре - мальчики – герои картины.) СЛАЙД 15.
Вы в ответах услышали новые слова. Обратимся к нашему рабочему словарику, чтобы объяснить лексическое значение слов, которые мы будем использовать в сочинении.
- Что такое мольберт? СЛАЙД 16.
(Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.)
- Что такое палитра? СЛАЙД 17.
(Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.)
- Как вы понимаете значение слова подрамник? СЛАЙД 18
(Подрамник – рамка, на которую натягивается холст для картины.)
а) обстановка комнаты художника;
- Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.
(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном). СЛАЙД 19
- Что такое этюдник?
(Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.
СЛАЙД 20
Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.)
б) картина на мольберте;
- Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?
(- Может быть, это пейзаж, который виден из окна – белоствольные берёзки и тёмный лес вдали?
- Может, это натюрморт ( картина, на которой изображены фрукты, цветы, например, ваза с полевыми цветами) – букет полевых ромашек, который стоит на полу?
- А может, художник нарисовал их самих – непоседливых мальчишек?) СЛАЙД 21
в) вид за окном;
- Что мог наблюдать художник из своего окна? Что изображено за окном?
(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые берёзки, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)
Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка.) СЛАЙД 22
г) первые зрители.
- В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.
Что так заинтересовало ребят в комнате художника?
(Мальчики заглядывают в раскрытое окно мастерской.
На их лицах написаны любопытство и живой интерес.
Старший мальчик больше смотрит на картину, а младшего больше привлекает сама обстановка мастерской.
Мальчики рады и горды, что приобщились к тайне. Несомненно, настоящее мастерство – это всегда тайна.) СЛАЙД 23
Считаю необходимым обратить ваше внимание на следующее. Видя неподдельный интерес ребят к полотну художника, мы должны отразить в сочинении такую мысль: пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.
- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть, над которой мы сейчас работали?
(Основная часть).
На чём мы сделали акцент во второй, основной части сочинения? СЛАЙД 24
( II. Описание картины:
а) обстановка комнаты художницы;
б) картина на мольберте;
в) вид за окном;
г) первые зрители.
Самостоятельная работа.
- Запишите в рабочие материалы слова-помощники для написания основной части сочинения, распределив их в соответствующие части сочинения. СЛАЙД 25
(Редкий, необычный сюжет; просторная светлая комната; старинное кресло, деревянные подлокотники, гнутые ножки; распахнутое настежь окно; тонкая светлая занавеска; мольберт, повёрнутый к окну; керамическая ваза, букет полевых ромашек; белоствольные берёзы, свежая зелень; изумрудная трава; неподдельный интерес)
III. Общее настроение от картины и её идея.
- Как называется третий пункт плана?
(Заключение).
- Как мы его назовём?
( III. Общее настроение от картины и её идея.)
Мы проделали большую работу над картиной. В завершении, как и поэт Игорь Брумер, на которого эта картина произвела настолько сильное впечатление, что он вдохновился на написание стихотворения, в котором выразил всю гамму своих чувств и эмоций от картины, вы должны поделиться вашим впечатлением от этой репродукции.
Слова-помощники:
(Яркое, красочное, летнее, приподнятое, жизнерадостное настроение)
Попытайтесь передать общее настроение картины, сформулировать идею художника. СЛАЙД 26
(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – яркое, красочное, летнее, приподнятое, жизнерадостное.
Когда мы смотрим на картину, то мне хочется попасть туда и взглянуть вместе с этими мальчишками на то самое полотно, которое художник только что создал, ведь это так интересно)
Дописывание черновика сочинения по плану. СЛАЙД 27
Оценивание работы учащихся учителем, самооценка учащихся.
Домашнее задание. Дописать сочинение, оформить в чистовик.