Конспект урока ручного труда по теме «Пожарный»
Конспект урока ручного труда по теме «Пожарный» (аппликация с элементами нетрадиционной технике рисования «Отпечаток ладошкой») для учащихся 1 класса коррекционной школы.
Цель: научить изготавливать простую аппликацию по образцу, выполняя приемы разметки по шаблону а также приём наклеивания детали.
Задачи:
Предметные:
-Закрепление понятия о геометрической фигуре «круг», «Квадрат».
- Обучение разметке по шаблону
- Обучение сборке конструкции с опорой на образец.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Учить правильно, держать ножницы
- Коррекция недоразвития механизма мышечной регуляции.
- Формирование умения контролировать мышечное усилие при вырезании круга.
Воспитательные задачи:
- осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
- развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения.
Оборудование для учащихся: образец аппликации «Пожарный», цветная бумага, белый картон, шаблон круга, шаблон каски, простой карандаш, клей, ножницы, салфетка, кисточка, гуашь, черный и красный фломастер.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация ранее усвоенных знаний
Вводная беседа
Запомнить твёрдо нужно нам –
Пожар не возникает сам!
Владимир Маяковский
Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему.
Отгадайте загадку:
«Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит. Он от злобы ест дрова, целый час, а может два. Ты рукой его не тронь, искусает всю ладонь»
(огонь)
Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
Основная часть
Формирование новых знаний и умений
Открытие нового знания
Огонь – давний друг человека
Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.
2. Злой огонь
Но иногда случается, что из верного друга огонь превращается в беспощадного недруга, уничтожающего все на своем пути.
Сила огня большая. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете ежегодно происходит около пяти с половиной миллионов пожаров. Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате колоссальные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.
3. Причины пожаров
Часто при пожаре страдают люди, поэтому вызывают скорую помощь. Врачи осматривают больных на месте или сразу везут в больницу.
Отгадайте загадку: Ох, опасные сестрички эти маленькие …(спички)
Посмотрим отрывок из «Уроков тётушки Совы». Слайд 6.
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Младшим братьям и сестричкам,
Дошколятам говорят:
«Крепко помните, что спички
Не игрушка для ребят!»
(Б. Миротворцев)
4. Чем опасен пожар?
- Что можно назвать одним из самых страшных и опасных бедствий?
- Чем опасен пожар?
- Отчего может возникнуть пожар?
Давайте определим правила пожарной безопасности:
Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
Не суши бельё над плитой.
Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).
Ребята как называется профессия человека, который тушит пожары?
Игра-физкультминутка:
Произносим хором, где речь идёт о вас:
«Это я, это, я, это все мои друзья!»
Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре?
Кто из вас, почуяв дым,
Голосит: «Пожар! Горим!»
Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
Кто костры не поджигает
И другим не разрешает?
Анализ образца и планирование работы
А) Анализ образца.
- Посмотрите внимательно на изделие и скажите, что это?
- Как вы думаете, простое это изделие или сложное?
- Из каких материалов выполнено?
- Какую форму имеет «голова»?
- Что на голове у пожарного ?
- Каким способом можно прикрепить детали к картону?
- Давайте решим, что нам необходимо будет для работы? (цветная бумага, белый картон, шаблон круга, шаблон каски, простой карандаш, клей, ножницы, салфетка, кисточка, гуашь, черный фломастер.)
Проверка готовности детей к уроку.
- Ребята, вы все готовы к уроку? Если у вас не хватает какого-то материала, поднимите руку, я к вам подойду.
Повторение правил работы с клеем и ножницами.
- Прежде чем мы начнём изготавливать флажок, давайте повторим правила при работе с ножницами и с клеем. Не забывайте эти правила, когда мы начнём работу.
Правила безопасности при работе с ножницами:
держать острыми концами только вниз;
оставлять на столе с закрытыми лезвиями;
передавать закрытыми кольцами вперед;
не бросать с раскрытыми лезвиями;
пальцы левой руки держать в стороне от лезвия;
Техника безопасности при работе с клеем:
1. запрещается брать клей в рот, мазать им волосы, одежду;
2. нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза;
3. при попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды;
4. по окончании работы обязательно вымыть руки.
А чтобы дальше продолжить нашу работу, давайте отдохнём
- А сейчас подготовим наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Кисти правой и левой рук выпрямить, далее широко развести и свести пальцы.
Потирание пальцев.
Пальчики здороваются.
«Замочек»
4. Практическая часть
- вырезаем из заготовленных квадратов круг
У круга нет углов, значит, чтобы квадрат превратился в круг углы нужно срезать. Начну вырезывать круг с серединки одной стороны квадрата, буду плавно закруглять уголок до середины другой его стороны, так, чтобы уголок отпал. У вас получится вот такой, достаточно ровный, круг. Сейчас вы поняли, как получить из квадрата круг?
- изготавливаем каску пожарного по шаблону
- сконструируем аппликацию на картоне
Не забывайте, что сначала нужно разложить предметы, лишь потом приступать к наклеиванию.
- дорисуем части лица фломастером
- напишем на каске телефон службы спасения
- Сделаем отпечаток ладошкой (огонь)
Самостоятельная работа.
- А теперь я предлагаю вам из второго квадрата сделать ещё один круг самостоятельно.
Анализ детских работ.
- Я прошу выйти к доске вместе со своими работами
Уборка рабочего места.
Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, у вас получились очень красивые работы.
- Что вы сегодня делали на уроке?
- Чем вам больше всего понравилось заниматься?
- Вы все молодцы.