План-конспект урока труда по теме «Сумка хозяйственная» (5 класс)
План-конспект урока швейного дела в 5 классе.
Автор учебника: Картушина Г.Б.
Тема: «Сумка хозяйственная»
Цели урока:
<u>Образовательные</u>
1. Сформировать у учащихся представление о хозяйственной сумке, как о швейном изделии.
<u>Развивающие</u>
2. Развивать способность анализировать свои учебные действия на уроке.
<u>Воспитательные</u>
3. Отработка речевых навыков обучающихся.
Задачи урока
1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.
1.2. Познакомить с фасонами хозяйственных сумок, тканью, из которой изготавливается хозяйственная сумка, обеспечить восприятие и осознание учащимися понятия «Сумка хозяйственная»
1.3. Создать обучающимся условия, необходимые для установления ими связей, существующих между понятиями "сумка хозяйственная как повседневная вещь" и "сумка хозяйственная как швейное изделие".
2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.
2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.
3.1. Создать на уроке атмосферу благоприятную для усвоения новой темы.
3.2. Организовать работу в парах.
3.3. Организовать работу в группах.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
Актуализируют - знания о сумке хозяйственной как швейном изделии.
Приобретут – представления о предназначении хозяйственной сумки, о различных моделях, фасонах хозяйственных сумок; навыки оценки и самооценки деятельности на уроке.
Закрепят - знания и представления о хозяйственной сумке, о деталях из которых состоит хозяйственная сумка и сторон и срезов деталей сумки хозяйственной; навыки коллективной работы, навыки работы в паре.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Сумки по назначению бывают женские, мужские, детские, молодежные, дорожные, спортивные, специальные, хозяйственные и другие. Мы поговорим о хозяйственной сумке, так как она необходимая вещь в повседневной жизни человека. Она нужна для того, чтобы в ней носить различные предметы, необходимые в домашнем хозяйстве, покупки, продукты питания. Хозяйственную сумку можно сшить из хлопчатобумажной или льняной ткани. Можно украсить аппликацией, тесьмой, бисером,вышивкой. Сумки могут быть различными по форме и размеру. Сумки хозяйственные бывают прямоугольной, овальной, квадратной формы, круглой формы. В основном хозяйственные сумки состоят из двух деталей: основной и ручек. Основная деталь имеет прямоугольную форму. Если сложить пополам, то можно определить ее боковые и верхние срезы, сгиб детали.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
3 мин
«Солнышко- тучка» Авторский.
Цель:
создать позитивный настрой на урок.
Задачи:
1. создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации;
2. создать благоприятную атмосферу.
3.
Необходимые материалы:
Ватман, рисунки солнышка и тучки, двухсторонний скотч.
Предварительная подготовка (если требуется):
Подготовить жетоны с изображением солнышка и тучки.
Технология проведения:
Вначале урока учитель предлагает каждому обучающемуся изображения тучки и солнца-ребята поднимают рисунок над головой, хорошее настроение-солнце, грустное настроение-тучка. Затем «солнышки» становятся напротив «тучек», они берутся за руки, приветствуют друг друга и «солнышки» желают тучкам хорошего радостного настроения. После этого предлагается повторно выбрать изображение тучки и солнца чтобы выявить изменение настроения у «тучек». Затем, на предварительно закрепленный на доске лист ватмана, учитель прикрепляет жетончики обучающихся и пишет на них имена ребят.
Погружение в тему Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока
5 мин
«Собери пазл» Авторский
Цель:
Направить внимание обучающихся на предстоящую деятельность и тему урока.
Задачи:
1. подвести обучающихся на выбор предстоящей темы урока;
2. мотивировать учащихся на изучение данной темы;
Необходимые материалы:
Компьютер с подключением к сети Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран.
Предварительная подготовка (если требуется):
Интерактивное задание «Пазл» натуральные волокна. (Приложение 1)
Технология проведения:
Учитель предлагает обучающимся вспомнить волокна натурального происхождения, какие волокна относятся к натуральным. Для этого нужно собрать пазл. Обучающиеся по очереди выбирают волокна животного происхождения и волокна растительного происхождения, по очереди называют волокно, подходят к интерактивной доске и выбирают необходимую комбинацию, например: «Волокна животного происхождения- шерсть», при правильном выборе всех вариантов открывается картинка с изображением хозяйственных сумок.
После этого учитель предлагает угадать тему урока исходя из полученного изображения на пазле. Ребята называют тему «Сумка хозяйственная» и учитель сообщает, что именно о ней сегодня пойдет разговор на уроке. Далее он предлагает записать тему урока: " Сумка хозяйственная".
Варианты проведения:
Пазл можно собрать, спроецировав задание через компьютер на экране, обучающиеся по очереди выбирают верные ответы, а учитель открывает пазлы и собирается рисунок с хозяйственными сумками.
Примечание:
За каждый ответ обучающиеся получают жетон:
Красный пятиугольник-верный ответ;
Зеленый квадрат-ответ с недочетом;
Желтый треугольник-неверный ответ.
Определение ожиданий и опасений учащихся Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически комфортной обстановки
2 мин
«Ученый боится что…» Заимствованный адаптированный.
Цель:
Выражение обучающимися своих опасений вслух.
Задачи:
Помочь обучающимся высказать свои опасения вслух.
Необходимые материалы: Любая крупная игрушка.
Предварительная подготовка (если требуется):
Не требуется.
Технология проведения:
Обучающиеся сидят в круге, рядом с ними сидит большая игрушка-«Ученый». Ребята по очереди берут игрушку в руки и говорят: -Я Ученый, я многое знаю, но я тоже иногда боюсь, я боюсь во-первых-, -во-вторых, -в-третьих. Высказывают свои опасения.
2 «Работа над темой»
Инпут Передача информации
5 минут
«Картинная галерея» Заимствованный адаптированный
Цель:
1. сформировать первичное представление об основных понятиях темы.
2. обеспечить развитие навыков сотрудничества
Задачи:
1.1. обеспечить передачу информации по теме урока обучающимся.
1.2. обеспечить первичное усвоение основных понятий обучающимися
2.1.организовать работу в группах
Необходимые материалы: листы с заданиями, пазлы с изображением сюжета.
Предварительная подготовка (если требуется):
Пазлы с изображением сюжета, листы с заданиями– Приложение 2.1
Презентация – Приложение 2.2
Технология проведения:
После просмотра презентации по теме, обучающимся делятся на две группы по три человека, им предлагается стать художниками и нарисовать картину, но рисовать они будут не кисточками, а соберут картину из пазлов. Среди предложенных пазлов есть лишние. Для того, чтобы выбрать правильные пазлы необходимо выполнить задания на листочках, а ответы записаны на пазлах.
Каждая группа выполняет задания, выбирает пазлы и складывает из них рисунок. Затем учитель проверяет правильность выполнения заданий, учитель зачитывает задания, а обучающиеся зачитывают правильные ответы с обратной стороны пазлов. Если есть ошибки, то вместе со всей группой ответы корректируются.
Примечание:
За каждый ответ обучающиеся получают жетон:
Красный пятиугольник-верный ответ;
Зеленый квадрат-ответ с недочетом;
Желтый треугольник-неверный ответ.
Проработка темы Проработка учебного материала
12 мин
«Карусель» Авторский
Цель:
1. обеспечить понимание обучающимися основных понятий темы.
2. обеспечить развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
1.1. обеспечить выполнение обучающимися заданий.
1.2. отработать у обучающихся навыки по выполнению карточек-заданий.
2.1. организовать работу в парах
2.2. организовать работу в группах
Необходимые материалы:
лист ватмана и маркер, карточки-задания( приложение 3), фломастеры или карандаши красного, зеленого, желтого цветов, классная доска, магниты.
Предварительная подготовка (если требуется):
Карточки-задания на каждого обучающегося, всего 6 шт.
Технология проведения:
1. Учитель раздает индивидуальные карточки-задания обучающимся.
2. Каждый обучающийся, индивидуально выполняет задание.
3.Учитель на доске закрепляет лист ватмана с таблицей, написанными в столбик номерами карточек-заданий и напротив каждого номера записывает имя обучающегося, который получил данное задание.
4. Рядом сидящие пары обмениваются своими выполненными карточками-заданиями и проверяют правильность выполнения задания напарником. После проверки с обратной стороны карточки-задания записывают имя проверявшего и рисуют соответствующего цвета оценку-знак (красный пятиугольник- верно, зеленый квадрат-с недочетами, желтый треугольник- неверно) и выдают напарнику соответствующий жетон.
5. Затем обучающиеся делятся на две группы по три человека и обмениваются проверенными карточками-заданиями. Далее группы проверяют, верно ли оценены ответы в карточках-заданиях и выдают соответствующие жетоны тем, чьи имена написаны с обратной стороны карточки-задания.
6.После этого каждый обучающийся по очереди зачитывает вопрос и ответ и закрепляет карточку на доске.
7. Учитель совместно с учениками анализирует правильность анализа проверки заданий, корректирует имеющиеся ошибки и недочеты и выдает каждому обучающемуся соответствующий жетон.
Варианты оценивания:
Красный пятиугольник – правильно выполненное задание.
Зеленый квадрат – задание выполнено с недочетом.
Желтый треугольник – задание выполнено с ошибкой.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Разминка
Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.
3 мин
«Четыре стихии» Заимствованный измененный.
Цель:
Создать условия для физической, эмоциональной и психологической разгрузки.
Задачи
- создать у обучающихся позитивный настрой и свободное неформальное общение,
- обеспечить двигательную активность обучающихся для профилактики гиподинамики.
- закрепить изученный материал
Необходимые материалы:
Компьютер с колонками, мультимедийный проектор, экран.
Предварительная подготовка (если требуется):
Подготовить презентацию «Четыре стихии» с музыкальным фрагментом (приложение 5).
Технология проведения:
"Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь.
Обучающиеся встают с мест, выходят из-за парт и начинают выполнять команды учителя под музыкальный фрагмент с презентацией.
Когда на презентации появляется слайд с изображением земли , учитель говорит : «Земля», дети приседают и дотрагиваются руками до пола.
Слайд «Вода», учитель произносит «Вода», дети вытягивают руки вперед и совершают плавательные движения.
Слайд «Воздух», учитель произносит «Воздух», дети поднимаются на носочки и поднимают руки вверх, покачивая ими вправо и влево.
Слайд «Огонь», учитель произносит «Огонь», дети вращают руками в локтевых и запястных суставах и опустив руки вниз встряхивают ими.
Затем все садятся на свои места.
Подведение итогов рефлексия
Время 7 минут
«Клумба» Авторский
Цель:
Проанализировать и оценить результаты работы на уроке.
Задачи:
- определить количество полученных жетонов.
- предложить правило перевода полученного результата в оценку за урок.
3. визуализировать результат согласно правилу, предложенному учителем.
Материал: ватман на котором размещены жетоны- солнышки с именами обучающихся, стикеры в виде лепестков цветка красного, зеленого, желтого цветов, листочки с правилами самооценки (приложение 6)
Проведение:
На доске висит лист ватмана на котором размещены жетоны -солнышки с именами обучающихся . Далее учитель предлагает каждому ученику подсчитать полученные им цветные жетоны и в соответствии с алгоритмом (Приложение 4), заменить их на стикер того же цвета, что и жетоны. Стикеры в виде лепестков следует закрепить вокруг жетона- солнышка со своим именем так, чтобы получился цветок. В итоге получается 6 цветков по количеству обучающихся в группе.
Далее учитель комментирует полученный результат и предлагает учащимся определить правило, по которому полученный результат будет переведен в оценку. При необходимости учитель корректирует предложения ребят.
Варианты проведения:
Если на листе ватмана прикреплены жетоны-тучки, то учитель предлагает оценит повторно свое настроение и тучки заменяются жетонами-солнышками.
Домашнее задание
Время 3 минуты
Цель:
Закрепить понятие «сумка хозяйственная».
Задачи:
- показать учащимся возможность использования сумки хозяйственной в быту.
- нарисовать модель сумки хозяйственной.
Необходимые материалы:
Предварительная подготовка (если требуется)
отсутствует
Технология проведения:
Учитель сообщает учащимся о содержании домашнего задания и форме его представления.
В качестве вашего домашнего задания необходимо написать в тетради об использовании сумки хозяйственной в быту, нарисовать модель хозяйственной сумки овальной формы.
Сафонова Елена Валерьевна
Голубенко Евгения Вячеславовна