Конспект урока русского языка 2 класс Тип урока: урок-исследование Тема урока: «Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка»
презентацияPPTX / 651.99 Кб
/data/files/j1730450575.pptx (презентация)Конспект урока русского языка 2 класс
Тип урока: урок-исследование
Тема урока: «Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка»
Дидактическая цель:
- дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему;
образовательная; повторить и обобщить знания учащихся по разделу “Морфемика. Словообразование. Орфография”; формировать умения исследовать морфемную структуру слов с помощью словообразовательного и этимологического анализа, подбирать однокоренные слова с точки зрения современного словообразования и этимологии, применять полученные знания на практике;
развивающая; развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развитие устной речи и зрительной памяти учащихся;
воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку; прививать аккуратность на письме; создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, интереса к урокам русского языка.
Задачи урока:
Формирование умения и навыки самостоятельной работы со словарями.
Развитие образного мышления.
Расширение словарного запаса.
Формирование умения логически излагать свои мысли.
Закрепление знания по изученным темам.
Развитие познавательного интереса, правильной речи, внимания, логики мышления.
Воспитание дружной коллективной работы на уроке; ответственное отношение к выполнению полученного задания.
Формирование навыков исследовательской работы.
Продолжение формирования чёткого алгоритма выведения оценки, по которому учащийся сам может определить уровень своей работы.
Проектирование образовательных результатов:
Образовательные результаты:
предметные; ученик будет знать: основные понятия лексики.
уметь: опознавать и находить синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, работать со словарями, находить нужную информацию.
метапредметные; у ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?)
Методические приемы, технологии с учетом формирования предметных результатов с помощью инструментов критериального оценивания:
Использование инструкций по оцениванию. Расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Важно, чтобы давалась характеристика не ученика, а его работы.
Самостоятельное оценивание учеником своей работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем.
Использование оценочных листов. В них предусматриваются поля для самооценки учащихся и оценок одноклассников, учителя. Итоговый балл с помощью чёткого алгоритма переводится в традиционную отметку
Ход урока
этапы урока | деятельность учителя | деятельность учеников | ||||||||||||
Организационный момент | (на стенах развешаны таблички со словами и не обозначающими слова: плим, шурш, ехе, снелка, пакша, кулярка, морнешур, время, солнце, друг, добро, холод) - Что вы видите вокруг себя? Всё ли написанное является словом? Соберите только слова. (среди слов есть слово «исследование») Слова бывают разные, Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твёрдые и мягкие, Слова бывают смелые, Упрямые, суровые, Но непременно дело Стоит за каждым словом. - Всё в окружающем нас мире делится на любимое и не любимое. Всё, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что воспринимаем слова как естественное, привычное до такой степени, что мы не задумываемся над ними. | обучающие рассматривают слова, развешанные на стенах и выбирают те слова, которые имеют значение: время, солнце, друг, добро, холод, исследование. | ||||||||||||
2. Ведение в тему. | - Какое из собранных здесь слов имеет значение: процесс изучения чего-либо; результат научного труда, документ с описанием изученного объекта или чего-то. - Как называют человека, который занимается исследованием? - Может, вы уже догадались, чем же сегодня мы будем на уроке заниматься? - А что будет являться предметом исследования? - Какое предположение (гипотезу) мы выдвинем? - У каждого слова будет своя лаборатория, свои исследователи и план исследования слов. После исследования слова каждая лаборатория должна дать отчёт о своём слове. –Сейчас вы найдёте свою лабораторию по карточке, с помощью которой вы соберётесь вместе и узнаете, какое слово будете исследовать. В конечном итоге у вас получится проект этого слова. | (исследование) (исследователь) (исследованием) (слова) ( Можно ли исследовать слова) (у детей кусочки разрезанной карточки, обозначающей слово, которое они будут исследовать; ребята находят друг друга по карточке и рассаживаются по группам)
| ||||||||||||
3.Определение критериальной оценки своего проекта | - Работая над проектом слова, вы постараетесь оценить свою работу в группе по следующим критериям. - Представляя проект слова группой, одноклассники так же дают оценку тому, как группа представила исследование своего слова.
| Знакомство с таблицей. | ||||||||||||
4. Информационный момент Презентация для обучающихся составлена на интерактивной доске в программе SMAPT Notebook | (на интерактивной доске слайд) - Какую информацию несёт этот слайд? - У вас в лаборатории лежит план исследования слова. Между собой распределите обязанности, кто какую работу будет выполнять. Как только какой-то этап работы будет выполнен, вы приклеиваете итог исследования на свою исследовательскую работу. - Если есть вопросы в группе, можно позвать руководителя исследовательской лаборатории – то есть меня. | Обучающие комментируют по каким составляющим будет исследования слова. Рассматривают план исследования. Распределяют роли (обязанности) | ||||||||||||
5. Исследовательская (практическая) работа. | - Какое предположение (гипотезу) мы ставили в начале нашего исследования? План исследования: Лексическое значение слова (можно взять из словаря, спросить голосового помощника) Звуко-буквенный анализ слова: написать слово, поставить ударение, разделить слово на слоги, написать транскрипцию слова, обозначить звуки цветом, написать количество слогов, букв и звуков, сложить звуковую схему слова) Разобрать слово по составу (окончание, основа слова, корень, приставка и суффикс) Написать слово – изменить форму слова (выделить окончание) Написать слова, подобрать однокоренные слова (выделить корень в словах). Использовать словарь однокоренных слов или Интернет. Написать слово – найти к слову синонимы и антонимы (в словаре синонимов и антонимов) Из предложенного списка выберите значения вашего исследуемого слова. Многозначность слова Прочитайте предложения. Запишите в скобках в прямом или переносном значении употреблено слово в предложении. Составьте предложения с исследуемым словом. Записать предложения. Подчеркнуть, каким членом предложения может являться в предложении это слово (главным или второстепенным; главным и второстепенным) Найти и раскрасить рисунок исследуемого слова. Дополнительно: 1. Найти загадку, отгадкой которого является исследуемое слово 2. Найти пословицу с исследуемым словом и дать объяснение пословице. | (Можно ли исследовать слова) Работают самостоятельно по плану работы. Некоторые материалы в общем виде представлены на печатных листах (см.приложения) На партах лежат планшеты, в которых группа обучающихся находят информацию по своему слову (по необходимости) Интернет-ресурсы для работы обучающимися с проектом (исследование слова) Время https://kartaslov.ru/значение-слова/время http://www.reright.ru/analysis/290661~время.html https://infourok.ru/prezentaciya-issledovatelskaya-rabota-po-slovu-vremya-klass-2666636.html https://sociation.org/word/время/ солнце https://znanio.ru/media/entsiklopediya-slova-solntse-2511328 https://kartaslov.ru/значение-слова/солнце друг https://kartaslov.ru/значение-слова/друг https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-muzej-odnogo-slova-drug-5286987.html добро https://kartaslov.ru/значение-слова/добро холод https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/11/06/proekt-po-russkomu-yazyku-rasskaz-o-slove http://www.reright.ru/analysis/689529~холод.htm https://www.bolshoyvopros.ru/questions/1791773-kakie-est-odnokorennye-slova-k-slovu-holod.html | ||||||||||||
6. Презентация слова группами | Каждая группа представляет свой полученный продукт (проект слова) По окончанию представления проекта, идёт обсуждение оценивания (критериальное оценивание) – самооценка группой, оценка одноклассниками и учителем. | |||||||||||||
7. Рефлексия | - Какое предположение (гипотезу) мы ставили в начале нашего исследования? – Подтвердилась наша гипотеза? -Каждому исследованию итогом служит оценка. - Как вы думаете, каждая лаборатория справилась со своим исследованием? - А исследовать слово это оказалось интересное или трудное для вас занятие? - Как работала ваша команда, выберите нужную карточку: «Работали «засучив рукава» «Работали «спустя рукава» | (Можно ли исследовать слова) (Да, слово можно исследовать) Дают аргументированные ответы. Оценивают трудность заданий. Каждая группа выбирает тот фразеологизм, по которому, по их мнению, работала их группа. | ||||||||||||
8.Творческое домашнее задание. | -Я предлагаю вам дома самим взять любое слово и исследовать его по такому же плану, как вы работали сегодня. И оформите свою работу на альбомном листе. - Можно работать группой (выбрать соисследователей) | |||||||||||||
9.Итог урока | -И закончить наш урок русского языка я хочу стихотворением Александра Шибаева «Слова… слова…» Всему название дано - и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами, - И всё, что в памяти у нас, - означено словами. -Я говорю вам спасибо. Вы сегодня были настоящими исследователями. |
Общими критериями для любой работы ученика является знание, понимание и оперирование знаниями; применение умений и навыков на практике; способность перерабатывать информацию, взаимодействовать с учителем, в паре, в группе с одноклассниками.
Информация для учащихся
Сообщение - это выступление информативного, иллюстративного или аналитического характера по одной проблеме. Оно может быть продуктивного (анализ материала) или репродуктивного (пересказ материала) характера. Готовясь к сообщению, ученик пользуется одним или несколькими источниками.
Требования к сообщению
1. Правильный отбор материала, его анализ (сравнение, обобщение, классификация).
2. Наличие собственных суждений, их аргументация (цитирование, комментарий).
3. Умение привлечь внимание слушателей (риторические приёмы).
4. Терминологическая и речевая грамотность.
5.Научный стиль изложения.
материалы к урокуRAR / 1.11 Мб