Конспект урока русского языка на тему «Имя числительное» (3 класс)
Технологическая карта | |
Учитель | Роплева С.Н. |
Предмет | Русский язык |
Автор УМК | Канакина В.П. |
Тема | Что такое имя числительное? |
Задачи: | |
- образовательные | Познакомить с новой частью речи – именем числительным; формировать умение распознавать имена числительные, определять вид; употреблять в речи. |
- воспитательные | Воспитывать интерес к русскому языку, литературе, математике; трудолюбие |
- развивающие | Развивать образное мышление, память, внимание, наблюдательность |
Планируемые результаты: | |
Личностные: | Осознавать язык как основное средство человеческого общения; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; анализировать свои действия и управлять ими сотрудничать со сверстниками и учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. |
Предметные: | Познакомиться с грамматическими признаками числительного как части речи и его ролью в предложении; находить числительные в тексте, задавать к ним вопросы, классифицировать числительные на группы. |
Метапредметные: | Познавательные: Ориентироваться в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять ее на основе схем; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; Регулятивные: Самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий; Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений |
Межпредметные связи: | математика, литературное чтение, окружающий мир, физкультура |
Формы деятельности: | фронтальная индивидуальная парная |
Формы обучения: | деятельностный способ обучения |
Ресурсы: | ПК учителя медиапроектор учебник УМК Презентация «Имя числительное», ДОСКА С ОТВЕТАМИ Плакат с «пятеркой», конверты для детей (этап рефлексии), «солнышко с лучами», памятки, заним.раскраски, листы с С/Р |
Оборудование | Дети: карточки, светофоры, цв.карандаши |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I.Организация начала урока Эмоциональная зарядка (1 мин) | Проверка готовности (карточки, светофоры) Все узнаем, Все услышим, Все запомним, все поймем! - Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь гостям! - Подарите улыбку С.Н. - И пусть наше солнышко дарит всем свои теплые лучи на протяжении урока! | Проверяют готовность. | Личностные Самоопределение Метапредметные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II.Актуализация знаний. (6 мин) Самоопределение к деятельности, определение темы и целей урока | Организует повторение знаний, закрепление умений. -Перед вами карта огромной страны под названием «Морфология» СЛАЙД 1 - Что изучает этот раздел русского языка? -На карте еще остались белые пятна, которые нам предстоит заполнить. Вы готовы к новым свершениям? - Возьмите лист А4. Это картинки. Внимательно прочитайте условные обозначения. Надо раскрасить знакомые вам части речи в соответствии с условными обозначениями.
- Есть ли слова, которые вы не смогли раскрасить? Назовите их. - Что называет (обозначает) это слово? - Кто догадался, какая тема урока? СЛАЙД 2 - Какую учебную задачу будем решать? СЛАЙД 3 -А нужны ли нам числительные в речи? СЛАЙД 4 Давайте представим, что было бы, если бы в нашем мире исчезли числительные, и не было бы ни одной цифры. Тогда бы не было такого понятия, как время, потому что оно в первую очередь связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине. Не было бы уроков математики, географии, химии, словом, была бы одна физкультура, и то, на ней вы не смогли бы разбиться на команды и сыграть в футбол. СЛАЙД 4 (2) Цифры окружают нас повсюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «говорит» нам о многом: она «знает», сколько ребят учится в нашей гимназии, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока… Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Не сразу человек научился считать и создал имя числ. Из всех эта часть речи самая молодая. Восьмое место по частоте употребления. Всего около 60 числ. И новые вряд ли появятся. И хотя имя числ. так молодо, у него много своих тайн, которые оно раскроет сегодня и далее в средней школе. | Дети раскрашивают картинки, называют слова, обозначающие незнакомую часть речи. Определяют тему, записывают в тетрадь. Формулируют учебную задачу. - Узнаем, что такое имя числительное, будем учиться распознавать его в тексте. Делятся мнением. | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. Целеполагание. Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации Коммуникативные:общение и взаимодействие Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
III.Объяснение нового 1.Словарная работа. Наблюдение над количественными числительными (2 мин) 2.Упражнение в нахождении числ. (3 мин) 3.Наблюдение над порядковыми именами числительными. (4 мин) 4.Составление схемы. (2 мин) | СЛАЙД 5 1)Делимое – 12, делитель – 3. Чему равно частное? (четыре) -Обозначьте ударение, подчеркните букву, которую запоминаем. 2) Сколько раз по 2 надо взять, чтобы получить 16? (восемь) - Что обозначают новые словарные слова? (число, количество) - На какой вопрос отвечают? - Как называется эта часть речи? - Вспомните сказки, в названиях которых присутствуют числ. СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 - Откройте учебник на с.59. упр.104. Прочитайте задание внизу. - Проверим составленные предложения. Какие числительные встретились? Вызывает к доске 5 человек. -Сколько детей в ряду? Сколько девочек? Сколько мальчиков? - Сколько мальчиков в красной рубашке? Сколько девочек с косичками? - Сколько детей улыбается? - С какого слова начинались мои вопросы? Вывод: мы узнавали количество предметов.
СЛАЙД 8 Выходят к доске 7 детей. - Рассчитайтесь по порядку. Скажите, каким в шеренге стоит Максим? А Маша? Кто стоит 7ым по счету, если считать слева направо? - Теперь поменяйтесь местами. Изменился порядок? А количество учеников? -Какие слова мы употребили при расчете? Как вы думаете, являются ли эти слова числительными? - Задайте вопрос к этим числительным. Вывод: Мы определяли, какой по счету, по порядку. ВЫВОД: что же обозначают имена числительные? СЛАЙД 9 - На сколько групп можно разделить числ.? - Запишем схематически. - На какие вопросы отвечают? СЛАЙД 10 - Составим схему. | Записывают словарные слова, объясняя их правописание. Ставят ударение, подчеркивают непроверяемые гласные. Определяют часть речи. Называют сказки («Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка») Учащиеся составляют и записывают ответы на вопросы №4 и №5. Сверху указывают числ. Выходят к доске 5 человек, отвечают на вопросы. Выходят к доске 7 человек Рассчитываются по порядку. Находят числительные, задают вопрос. Схематически записывают тему урока и классификацию числ. | Выделять существенную информацию из текста заданий. Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
IV.Первичное закрепление (3 мин) ФИЗМИНУТКА (1 мин) | Игра «Мои друзья» - Мои друзья числ., которые оканчиваются на ЫЙ, ОЙ, ИЙ, ОЕ, АЯ - Мои друзья все числительные с окончанием «О» - Мои друзья все числ, имеющие нулевое окончание. - Запишите числительные в нужную группу по 3 примера в каждый столбик. СЛАЙД 11 Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире! Пять, шесть, - тихо сесть Семь, восемь – лень отбросим! - Какие числительные прозвучали? Какого вида? | Называют числительные. Записывают в нужный столбик Называют числ., определяют вид. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваиваемого содержания Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
V.Работа по теме. Наблюдение над ролью числ. в предл.(6 мин) | СЛАЙД 12 - Какая единица речи записана на доске? Что нужно сделать, чтобы это стало предложением? Составьте из слов предложение. 1)(Из) , три, выл(е,и)тели, скв(о,а)рца, гн(и,е)зда. Найдите грамм.основу. - Проверим, какие орфограммы встретились. -Найдем грам. основу. -Какой частью речи выражено подлежащее? -Сделайте вывод. 2)Вышел пятый номер газеты. Разбор предложения по членам. - Какую роль играет числ. в данном предл.? Сделайте вывод о роли числ. в предложении | Составляют предл., находят грамм.основу. Проверка: 1 человек в роли учителя называет слова с пропущенными буквами, ученики сигналят карточками с буквами. Затем называет грам.основу, все сигналят светофорами. Какой частью речи выражено подлежащее? 1 ученик с комментированием на доске, разбирает по членам предл. Определяет роль числ. (по необходимости желающие пользуются памяткой) Делают вывод о роли числ. в предл. | |
VI.Закрепление.Творческое применение новых знаний (3 мин) | СЛАЙД 13. -Много пословиц и поговорок сложил русский народ с использованием числ.. - Попробуем восстановить пословицы и поговорки. СЛАЙД 14 - Проверьте свои записи. - Когда так говорят? - Чему учит пословица? - Встретились ли числ? | Восстанавливают, записывают одну поговорку (пословицу), находят числ., Проверяют, объясняют смысл. | |
VII.Обобщение приобретенных знаний и умений. Контроль. (3 мин) | СЛАЙД 15 1 вар. ТЕСТ-ИГРА «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ?» 1)Верите ли вы, что имя числ. обозначает количество и порядок при счете? 2)Верите ли вы, что числ делятся на одушевленные и неодушевленные? 3)Верите ли вы, что числ отвечают на вопросы что делать? Какой? 4)Верите ли вы, что числ могут в предл играть как роль главных членов, так и второстепенных? 5)Верите ли вы, что все три слова 100, семнадцатый, 25 – это числительные? ДОСКА С ОТВЕТАМИ 2 вар.ТЕСТ разноуровневый(самостоятельно) - Кто испытывает трудности, может воспользоваться записями в тетради. (Слайд с ответами) | Взаимопроверка (по образцу), оценивание. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: общение и взаимодействие |
VIII. Контроль знаний. Самостоятельная работа. (разноуровневые задания) (4мин) РЕЗЕРВ (Работа с учебником) | Работа на листочках. 1 уровень: Я уч*сь в (3)-------------- клас (сс)е. Артем наш*л (4) --------------под*синовика. У З*мли (1) -------спутник. Алла ж*вет на (10)……. эт*же. 2 уровень: Мама св*рила вос*мь банок в*рен(?)я. Пятница – пятый ден(?) недели. М*я с*стра на три года старше меня. Упр.105. Прочитайте задание. - Расскажите, в каком порядке будете его выполнять. (1 вар. Выписывает предложение, где есть только колич. числ, 2 вар. – где только порядковые. | 1 уровень: Заменяют цифры порядковыми или колич.числительными., подпис. разряд сверху. Вставляют пропущенные буквы (сдают на отметку) 2 уровень: Находят и подчеркивают числ, опр. разряд, вставляют пропущ. буквы. (Пользуются памятками) | |
IX.Итог урока. Рефлексия (4 мин) X.Домашнее задание. (1 мин) | 1 вар.-Какие вопросы можно задать по теме урока? 2 вар.- Закончите предложение: Часть речи, которая обозначает количество или порядок при счете называется …? Числительные делятся на две группы:… В предложении числительные выступают в роли …?
- Понравилось ли, как вы работали на уроке? Оцените свой труд. Если вам было все понятно, вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, возьмите большой красный кружок и прикрепите на фигуру на доске. Если вы считаете, что работали не в полную силу, что-то вызывало трудности, возьмите красный кружок меньшего размера. -Что заинтересовало? -Что было особенно трудным? Что означает полученная фигура? Действительно, все вы заслуживаете отметки 5! А как вы думаете: «пятерка» – это тоже числ.? Подсказка: задайте вопрос. СЛАЙД 16 -17 Молодцы, ребята! Поздравляю вас с новым открытием! СЛАЙД 18 Записи в тетр. На выбор: 1)написать рассказ о себе с использованием числительных 2)Мини-сочинение «Что было бы, если бы в нашем мире исчезли числительные?» 3)Сообщение на темы «История происхождения слов «миллион, тысяча», «Почему в слове «одиннадцать» две буквы «Н», а в словах «двенадцать», «тринадцать» одна?» По желанию: Иллюстрация поговорки или пословицы с числительными | Дети в роли учителя задают вопросы по теме урока, остальные отвечают. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |