12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Роплева Светлана Николаевна65

Технологическая карта



Учитель

Роплева С.Н.

Предмет


Русский язык

Автор УМК

Канакина В.П.

Тема

Что такое имя числительное?

Задачи:


- образовательные

Познакомить с новой частью речи – именем числительным; формировать умение распознавать имена числительные, определять вид; употреблять в речи.

- воспитательные


Воспитывать интерес к русскому языку, литературе, математике; трудолюбие

- развивающие

Развивать образное мышление, память, внимание, наблюдательность

Планируемые результаты:


Личностные:

Осознавать язык как основное средство человеческого общения; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; анализировать свои действия и управлять ими

сотрудничать со сверстниками и учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Предметные:

Познакомиться с грамматическими признаками числительного как части речи и его ролью в предложении; находить числительные в тексте, задавать к ним вопросы, классифицировать числительные на группы.


Метапредметные:

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять ее на основе схем; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий;

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений


Межпредметные связи:

математика, литературное чтение, окружающий мир, физкультура

Формы деятельности:

фронтальная

индивидуальная

парная


Формы обучения:

деятельностный способ обучения

Ресурсы:

ПК учителя

медиапроектор

учебник

УМК

Презентация «Имя числительное», ДОСКА С ОТВЕТАМИ

Плакат с «пятеркой», конверты для детей (этап рефлексии), «солнышко с лучами», памятки, заним.раскраски, листы с С/Р

Оборудование

Дети: карточки, светофоры, цв.карандаши



Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые способы деятельности учащегося

I.Организация начала урока

Эмоциональная зарядка (1 мин)

Проверка готовности (карточки, светофоры)

Все узнаем,

Все услышим,

Все запомним,

все поймем!

- Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь гостям!

- Подарите улыбку С.Н.

- И пусть наше солнышко дарит всем свои теплые лучи на протяжении урока!

Проверяют готовность.

Личностные Самоопределение

Метапредметные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II.Актуализация знаний. (6 мин) Самоопределение к деятельности, определение темы и целей урока

Организует повторение знаний, закрепление умений.

-Перед вами карта огромной страны под названием «Морфология» СЛАЙД 1


- Что изучает этот раздел русского языка?

-На карте еще остались белые пятна, которые нам предстоит заполнить. Вы готовы к новым свершениям?


- Возьмите лист А4. Это картинки. Внимательно прочитайте условные обозначения. Надо раскрасить знакомые вам части речи в соответствии с условными обозначениями.


Проверка:

- Есть ли слова, которые вы не смогли раскрасить? Назовите их.


- Что называет (обозначает) это слово?


- Кто догадался, какая тема урока? СЛАЙД 2

- Какую учебную задачу будем решать? СЛАЙД 3




-А нужны ли нам числительные в речи? СЛАЙД 4


Давайте представим, что было бы, если бы в нашем мире исчезли числительные, и не было бы ни одной цифры. Тогда бы не было такого понятия, как время, потому что оно в первую очередь связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине. Не было бы уроков математики, географии, химии, словом, была бы одна физкультура, и то, на ней вы не смогли бы разбиться на команды и сыграть в футбол.

СЛАЙД 4 (2)

Цифры окружают нас повсюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «говорит» нам о многом: она «знает», сколько ребят учится в нашей гимназии, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока… Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом.

Не сразу человек научился считать и создал имя числ. Из всех эта часть речи самая молодая. Восьмое место по частоте употребления. Всего около 60 числ. И новые вряд ли появятся. И хотя имя числ. так молодо, у него много своих тайн, которые оно раскроет сегодня и далее в средней школе.















Дети раскрашивают картинки, называют слова, обозначающие незнакомую часть речи.













Определяют тему, записывают в тетрадь.

Формулируют учебную задачу.

- Узнаем, что такое имя числительное, будем учиться распознавать его в тексте.


Делятся мнением.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.



Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Целеполагание.












Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.


Познавательные: извлечение нужной информации


Коммуникативные:общение и взаимодействие

Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

III.Объяснение нового

1.Словарная работа. Наблюдение над количественными числительными (2 мин)















2.Упражнение в нахождении числ.

(3 мин)






3.Наблюдение над порядковыми именами числительными. (4 мин)































4.Составление схемы.

(2 мин)
















СЛАЙД 5

1)Делимое – 12, делитель – 3. Чему равно частное? (четыре)

-Обозначьте ударение, подчеркните букву, которую запоминаем.

2) Сколько раз по 2 надо взять, чтобы получить 16? (восемь)

- Что обозначают новые словарные слова? (число, количество)

- На какой вопрос отвечают?

- Как называется эта часть речи?


- Вспомните сказки, в названиях которых присутствуют числ.

СЛАЙД 6


СЛАЙД 7

- Откройте учебник на с.59. упр.104. Прочитайте задание внизу.

- Проверим составленные предложения. Какие числительные встретились?


Вызывает к доске 5 человек.

-Сколько детей в ряду? Сколько девочек? Сколько мальчиков?

- Сколько мальчиков в красной рубашке?

Сколько девочек с косичками?

- Сколько детей улыбается?

- С какого слова начинались мои вопросы?

Вывод: мы узнавали количество предметов.

СЛАЙД 8

Выходят к доске 7 детей.

- Рассчитайтесь по порядку. Скажите, каким в шеренге стоит Максим? А Маша? Кто стоит 7ым по счету, если считать слева направо?

- Теперь поменяйтесь местами. Изменился порядок? А количество учеников?

-Какие слова мы употребили при расчете? Как вы думаете, являются ли эти слова числительными?

- Задайте вопрос к этим числительным.

Вывод: Мы определяли, какой по счету, по порядку.


ВЫВОД: что же обозначают имена числительные? СЛАЙД 9

- На сколько групп можно разделить числ.?

- Запишем схематически.

- На какие вопросы отвечают?

СЛАЙД 10

- Составим схему.




Записывают словарные слова, объясняя их правописание. Ставят ударение, подчеркивают непроверяемые гласные.









Определяют часть речи.


Называют сказки («Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка»)

Учащиеся составляют и записывают ответы на вопросы №4 и №5.

Сверху указывают числ.





Выходят к доске 5 человек, отвечают на вопросы.










Выходят к доске 7 человек

Рассчитываются по порядку. Находят числительные, задают вопрос.



















Схематически записывают тему урока и классификацию числ.

















Выделять существенную информацию из текста заданий. Принимать и сохранять учебную задачу.















Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.














Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
















Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.


IV.Первичное закрепление (3 мин)













ФИЗМИНУТКА (1 мин)

Игра «Мои друзья»

- Мои друзья числ., которые оканчиваются на ЫЙ, ОЙ, ИЙ, ОЕ, АЯ

- Мои друзья все числительные с окончанием «О»

- Мои друзья все числ, имеющие нулевое окончание.


- Запишите числительные в нужную группу по 3 примера в каждый столбик.


СЛАЙД 11

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире!

Пять, шесть, - тихо сесть

Семь, восемь – лень отбросим!

- Какие числительные прозвучали? Какого вида?

Называют числительные.

Записывают в нужный столбик













Называют числ., определяют вид.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания


Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.


V.Работа по теме. Наблюдение над ролью числ. в предл.(6 мин)


СЛАЙД 12

- Какая единица речи записана на доске? Что нужно сделать, чтобы это стало предложением? Составьте из слов предложение.


1)(Из) , три, выл(е,и)тели, скв(о,а)рца, гн(и,е)зда.

Найдите грамм.основу.

- Проверим, какие орфограммы встретились.

-Найдем грам. основу.

-Какой частью речи выражено подлежащее?

-Сделайте вывод.



2)Вышел пятый номер газеты. Разбор предложения по членам.

- Какую роль играет числ. в данном предл.?




Сделайте вывод о роли числ. в предложении







Составляют предл., находят грамм.основу.


Проверка: 1 человек в роли учителя называет слова с пропущенными буквами, ученики сигналят карточками с буквами. Затем называет грам.основу, все сигналят светофорами. Какой частью речи выражено подлежащее?



1 ученик с комментированием на доске, разбирает по членам предл. Определяет роль числ.

(по необходимости желающие пользуются памяткой)



Делают вывод о роли числ. в предл.


VI.Закрепление.Творческое применение новых знаний (3 мин)

СЛАЙД 13.

-Много пословиц и поговорок сложил русский народ с использованием числ..

- Попробуем восстановить пословицы и поговорки.

СЛАЙД 14

- Проверьте свои записи.

- Когда так говорят?

- Чему учит пословица?

- Встретились ли числ?



Восстанавливают, записывают одну поговорку (пословицу), находят числ., Проверяют, объясняют смысл.



VII.Обобщение приобретенных знаний и умений.

Контроль. (3 мин)


СЛАЙД 15

1 вар.

ТЕСТ-ИГРА «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ?»

1)Верите ли вы, что имя числ. обозначает количество и порядок при счете?

2)Верите ли вы, что числ делятся на одушевленные и неодушевленные?

3)Верите ли вы, что числ отвечают на вопросы что делать? Какой?

4)Верите ли вы, что числ могут в предл играть как роль главных членов, так и второстепенных?

5)Верите ли вы, что все три слова 100, семнадцатый, 25 – это числительные?

ДОСКА С ОТВЕТАМИ


2 вар.ТЕСТ разноуровневый(самостоятельно)

- Кто испытывает трудности, может воспользоваться записями в тетради.

(Слайд с ответами)


Взаимопроверка (по образцу), оценивание.



Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:

общение и взаимодействие



VIII. Контроль знаний. Самостоятельная работа. (разноуровневые задания)

(4мин)











РЕЗЕРВ (Работа с учебником)

Работа на листочках.

1 уровень:

Я уч*сь в (3)-------------- клас (сс)е. Артем наш*л (4) --------------под*синовика. У З*мли (1) -------спутник. Алла ж*вет на (10)……. эт*же.


2 уровень:

Мама св*рила вос*мь банок в*рен(?)я. Пятница – пятый ден(?) недели. М*я с*стра на три года старше меня.


Упр.105. Прочитайте задание.

- Расскажите, в каком порядке будете его выполнять.

(1 вар. Выписывает предложение, где есть только колич. числ, 2 вар. – где только порядковые.


1 уровень:

Заменяют цифры порядковыми или колич.числительными., подпис. разряд сверху. Вставляют пропущенные буквы

(сдают на отметку)


2 уровень:

Находят и подчеркивают числ, опр. разряд, вставляют пропущ. буквы. (Пользуются памятками)






IX.Итог урока. Рефлексия

(4 мин)











































X.Домашнее задание. (1 мин)


1 вар.-Какие вопросы можно задать по теме урока?

2 вар.- Закончите предложение:

Часть речи, которая обозначает количество или порядок при счете называется …?

Числительные делятся на две группы:…

В предложении числительные выступают в роли …?

- Понравилось ли, как вы работали на уроке? Оцените свой труд.

Если вам было все понятно, вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, возьмите большой красный кружок и прикрепите на фигуру на доске.

Если вы считаете, что работали не в полную силу, что-то вызывало трудности, возьмите красный кружок меньшего размера.

-Что заинтересовало?

-Что было особенно трудным?

Что означает полученная фигура? Действительно, все вы заслуживаете отметки 5! А как вы думаете: «пятерка» – это тоже числ.? Подсказка: задайте вопрос.


СЛАЙД 16 -17

Молодцы, ребята!

Поздравляю вас с новым открытием!


СЛАЙД 18 Записи в тетр.

На выбор:

1)написать рассказ о себе с использованием числительных

2)Мини-сочинение «Что было бы, если бы в нашем мире исчезли числительные?»

3)Сообщение на темы «История происхождения слов «миллион, тысяча», «Почему в слове «одиннадцать» две буквы «Н», а в словах «двенадцать», «тринадцать» одна?»

По желанию:

Иллюстрация поговорки или пословицы с числительными



Дети в роли учителя задают вопросы по теме урока, остальные отвечают.









Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия










Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.