Урок русского языка на тему «Текст и его признаки. На примере анализа фрагмента из повести Юрия Яковлева «Зимородок» (9 класс)
Урок русского языка в 9-м классе по теме «Текст и его признаки». На примере анализа фрагмента из повести Юрия Яковлева «Зимородок».
Цели урока:
Образовательные:
углубить теоретические знания о тексте;
о законах и правилах построения его как крупной синтаксической единице речи;
познакомить учащихся с основными признаками текста;
повторить наиболее известные способы связи предложений в тексте;
формировать умения и навыки правильно строить текст.
Развивающие:
развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умения аргументировать, доказывать;
развивать умения слушания и распределение внимания во время слушания;
развивать умения применять полученные знания;
развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
развивать интерес к художественной литературе;
формировать правильную культуру речи.
Планируемые результаты:
Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, знают и соблюдают нормы русского литературного языка, знают признаки текста, умеют анализировать текст.
Метапредметные:
личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность, принимают и осваивают социальную роль обучающегося;
познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; анализируют текст;
регулятивные: принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, корректируют деятельность после ее завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют свою работу, оценивают уровень владения учебным действием;
коммуникативные: умеют координировать различные позиции в сотрудничестве, контролировать действия партнеров, формировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний. Словарная работа «Угадай слово»
На доске записаны толкования смысловых значений слов, я вам предлагаю угадать лингвистические термины, закрытые полосками бумаги.
Тема: круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведений с определенных идейно-политических позиций (это то, что автор изображает).
Идея: Основная мысль текста (произведения).
Проблема: предмет обсуждения, вопрос, поставленный автором в тексте и освещенный им на определенном жизненном материале. (Как он оценивает изображаемое? Что хочет сказать автор нарисованными им картинами жизни в произведении?)
Композиция: построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий...
-Каким словом можно объединить все эти понятия? (Текст: несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью).
-Всегда ли несколько предложений даже на одну тему являются текстом?
- А что нужно знать, чтобы создать текст? (Его признаки, особенности.)
III. Постановка учебной задачи.
-Сформулируйте тему урока: Текст и его признаки.
-Поставим задачи, которые помогут разобраться с этой темой (углубить теоретические знания о тексте, какими признаками обладает, научится видеть эти признаки в текстах, учиться самим правильно строить текст).
- Эта тема, конечно же, не является для вас новой. В каком разделе русского языка изучается данный материал? (Текстоведение. Это раздел лингвистики, который изучает связные речевые произведения – тексты: особенности их содержания, построения, языковые средства связи предложений.)
А) Работа с теорией (выдана на листах)
Теперь работать будем в группах. Возьмите лист № 1. Перед вами научная статья.
Ваша задача: изучить теоретический материал индивидуально и вместе ответить на вопросы справа. Затем каждый член группы, опираясь на вопросы, должен рассказать теорию, участники группы слушают и дают свою оценку. Поверните мне сигнальные карточки красным цветом, как будете готовы даете мне зеленый цвет. Время пошло.
(Для всех рассказывает один по выбору учителя. Остальные дополняют, оценивают ответ).
Начать опрос с кусочка ткани.
-Как связан предмет у меня в руке с темой нашего разговора?
-Один ученик отвечает теорию(определение текста и его признаки)
Устный фронтальный опрос:
Что такое тематическое единство? (раскрытие в тексте одной темы)
Что такое связность? (грамматическая связь предложений в тексте)
Что такое развёрнутость? (достаточное для полного раскрытия темы количество подтем и микротем)
Что такое завершённость? (полное раскрытие темы в тексте, возможность подобрать заголовок, соответствие начала и конца)
- Сейчас я называю вам литературное произведение или какой-либо речевой жанр, а вы должны ответить мне, текст ли это:
«Евгений Онегин» Пушкина, «Мёртвые души» Гоголя, «Ася» Тургенева, пьеса «Ревизор» Гоголя, «Люблю грозу в начале мая…» Тютчева, отзыв о стихотворении Фета, сказка про репку, статья в газете, правило в учебнике русского языка, теорема Пифагора, инструкция по эксплуатации ноутбука, поздравление с праздником, письмо бабушке, телеграмма, объяснительная записка. (всё названное является текстом)
Мы вспомнили теорию, дальнейший наш шаг – практика.
Б) Первичное закрепление. Возьмите лист № 2. Внимательно прочитайте текст, задания 2-6 вы обсуждаете и выполняете вместе, задания 7-10 индивидуально 1-10, 2-9, 3-8, 4-7.
Вопрос на восприятие:
-Почему ребята, привыкшие подшучивать над своим учителем, молчали в этот раз?
-Определите тему текста (обретение героя, постижение подлинного героизма)
-Какой заголовок к этому тексту отразил бы его идею? (скромный Учитель- настоящий герой.)
-Сформулируйте идею (ребята обрели своего героя в скромном, немного нелепом с виду, добродушном учителе, храбро и самоотверженно сражавшемся в партизанском отряде. Такое забывать нельзя)
-Тип речи? Докажите. (повествование: события развиваются в хронологической последовательности; элементы повествования: экспозиция, завязка, кульминация, развязка – назвать; повествование ведется от 3 лица; слова теперь, потом; глаголы прош. вр., сов. в.).
-Наличие экспозиции, завязки, кульминации, развязки говорит о каком признаке текста? (композиционном единстве)
- К какому стилю относится тест? (художественный)
-Можно ли сказать, что текст изобилует выразительными средствами? (нет)
-Что вы нашли? (метафора – буйная растительность на лице, разговорное слово «серенькая» кепка)
-Какой образ помогает создать это разговорное слово? (обыкновенная, невзрачная кепка соотносится с образом учителя – скромного, простого человека)
-Нет витиеватости, метафоричности, яркости в языке повествования. Почему? (Автор простым языком хочет донести до нас важную истину: настоящий герои – это порой добродушные, скромные люди. Память войны, которая вела мальчишек от двери к двери помогла им обрести своего героя в скромном, добром учителе.
Зимородок – это вовсе не птица,
Это сердце мальчишки, взлетевшее ввысь!
Такие строки звучат в песне из кинофильма, снятого по повести Юрия Яковлева «Зимородок».
-В чем проявляется тематическое единство? (Микротемы раскрывают тему подлинного героизма).
-Какие слова и выражения помогают раскрыть героизм простого и скромного учителя?(след вражеского штыка, бесстрашный герой, тыл врага, пошел на расстрел, спасти людей – это ключевые слова).
-В чем вы видите завершённость текста? (начало – конец: в начале все ждут учителя, в конце он появляется)
-Ребята повернулись и увидели Зимородка. А это были те же самые дети? (Нет, в них появилось уважение к учителю, признательность за его героизм).
-Проследим грамматическую связность текста на примере 1 абзаца. Как связаны предложения? (цепная связь)
-Приведите тогда приметы сцепок (трое друзей – у них, ребята – никто из ребят – никто, от двери дверь, анафора никто-никто, повтор отр. частицы не, противительный союз а в 6 предложении)
-Какие виды связи использованы? (местоимение, однокоренные слова, повторы, анафора)
-Таким образом, какие признаки текста присутствуют в этом отрывке? (тема, идея, стилевое единство, завершённость, связность, соответствие одному типу речи)
В) Проверка индивидуальных заданий. Оцените работу каждого члена группы.
IV. Знакомство с правилами составления текста
«Создавая» текст из предложений, следует руководствоваться следующими правилами:
1. В качестве начального должно быть такое предложение, которое логически содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания. С точки зрения содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально независимым.
2. Следующие предложения должны присоединяться к первому с учетом логики развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего - логических средств.
3. Последнее предложение текста должно логически завершать фрагмент и не оставлять ощущения недосказанности.
V. Самостоятельная работа (рефлексия).Логичным итогом сегодняшней работы будет создание своего текста на тему: Каким, по-вашему, должен быть хороший учитель? (4-7 предложений)
Начать можете с цитаты современной писательницы Галины Щербаковой: «Каждому человеку в жизни, в сущности, нужен всего один учитель… Настоящий».
VI. Читаем получившиеся тексты. Накануне Дня учителя закончим наш урок словами благодарности всем учителям.
Общее поздравление для собравшихся учителей.
Как с Днем учителя поздравить
Собравшихся здесь учителей?
Не впасть в банальность, не слукавить
В каких словах их подвиг славить?
И есть ли поприще трудней -
Из нас, таких порою разных,
Готовить смену, часовых,
Чтобы в грядущий год России
Смех детский всюду не затих.
Мы Вас сегодня поздравляем
В осенний, славный день и час.
ОТ всей души мы вам желаем
Входить всегда с улыбкой в класс
Пусть не является к вам осень,
Не шлет печальный свой привет.
Здоровья, солнца, тишины,
И божества, и вдохновенья
В день этот пожелаем мы!
Приложения.
«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)
День Учителя. Этот праздник стал всенародным, потому что каждый человек в нашей стране переступает порог школы. Школа дает человеку все то, без чего нельзя жить на свете. За партой начинаются надежды, радость и тревоги ее учеников. Они понесут в жизнь и все то, чему научила их школа и то, в чем она промахнулась, тоже.
Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и в ответе за это будущее. И особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий принести в класс увлеченность, любовь и, конечно же, знания, освещенные этой любовью. Благородство учителя непременно отзовется в сердцах его учеников.
"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель.... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества". Н. Рерих
Уэллс правильно замечает:
"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и способностей того поколения взрослых, с которым он имеет дело. Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества". Таким образом, учитель – это не просто профессия. Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны.
Деформированный текст
1. Таким образом, учитель – это не просто профессия. 3. Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. 2. Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и способностей того поколения взрослых, с которым он имеет дело. 4. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества. 5. Именно учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны.
Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие идеи; наличие смысловой и грамматической связи между частями (связность); смысловая законченность (завершённость), стилевое единство, соответствие заданному типу речи. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой. Тема— это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем. В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы). Развёрнутсть текста – это достаточное количество микротем для полного раскрытия темы. Смысловая законченность (завершённость) выражается в полном раскрытии темы в тексте, возможности подобрать заголовок, соответствии конца началу текста. |
Вопросы для самостоятельной подготовки. - Что такое «текст»? (определение) -Какие признаки текста выделяются? -Как соединяются между собой предложения в тексте? -Что такое тема текста? - В чем заключается смысловая законченность текста?
|
Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие идеи; наличие смысловой и грамматической связи между частями (связность); смысловая законченность (завершённость), стилевое единство, соответствие заданному типу речи. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой. Тема— это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем. В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы). Развёрнутсть текста – это достаточное количество микротем для полного раскрытия темы. Смысловая законченность (завершённость) выражается в полном раскрытии темы в тексте, возможности подобрать заголовок, соответствии конца началу текста. |
Вопросы для самостоятельной подготовки. - Что такое «текст»? (определение) -Какие признаки текста выделяются? -Как соединяются между собой предложения в тексте? -Что такое тема текста? - В чем заключается смысловая законченность текста?
|
Лист для учеников
Задание 1. Внимательно прочитайте текст.
1...Прозвенел звонок, а ребята галдели, спорили, стучали крышками парт. 2.Только трое друзей сидели на своих местах и не отрывали глаз от двери. 3.Никто из ребят не был посвящен в их тайну. 4.Никто не мог догадаться, что сейчас происходит у них в душе. 5.Ребята рассаживались по местам. 6.А дверь все не открывалась. 7.Не появлялся человек с массивной головой, в задымленных очках, с буйной растительностью на лице, прикрывавшей след вражеского штыка.
8.Не прилетел Зимородок.
- 9.Он не придет, - тихо сказал Марат своим друзьям. 10.Встал. 11.Хлопнул крышкой парты и подошел к доске.
12.Ребята с веселым любопытством уставились на Марата.
- 13.Расскажи про глухую кукушку! - крикнул кто-то с задней парты.
14.Марат поморщился, но ничего не ответил. 15.Потом он сказал:
- Ребята, Сергей Иванович уехал. 16.Теперь я хочу рассказать вам о нем.
17.Класс весело загудел. 18.Кто-то тоненьким голоском крикнул:
- Ку-ку!
- 19.Я хочу рассказать вам о бесстрашном герое, которого в партизанском отряде звали Зимородком. 20.Зимородок и Сергей Иванович - одно лицо.
21.Умолкли голоса. 22.Перестали скрипеть парты. 23.В классе установилась тишина. 24.Все смотрели на Марата.
- 25.Когда нужно было взорвать мост, он полетел в тыл врага. 26.А сам до этого никогда не прыгал с парашютом. 27.Даже не знал, за что надо дергать...
28.Марат рассказывал и не заметил, как зазвенел второй звонок, как дверь бесшумно отворилась и на пороге появился Сергей Иванович, обожженный солнцем, всклокоченный, в брезентовом плаще с капюшоном, с рюкзаком за спиной. 29.Он стоял в дверях и сжимал в руке серенькую кепку. 30.И никто не заметил, что он пришел. 31.Все слушали Марата.
- 32.Сергей Иванович добровольно пошел на расстрел, чтобы спасти людей. 33.И его расстреляли.
34.В классе послышался приглушенный гул.
- 35.Но он остался жив.
36.Класс облегченно вздохнул.
- 37.И он умел свистеть иволгой.
38.И в это мгновение послышался тонкий переливчатый свист. 39.Ребята повернулись и увидели Зимородка. 40.И класс тихо встал.
- 41.Здравствуйте, люди-человеки, - сказал учитель глуховатым голосом и закрыл за собой дверь. – 42.Я немного опоздал и не успел умыться с дороги... 43.Что же вы молчите?
44.Учитель огляделся и почувствовал ту знакомую неловкость, которая охватила его много лет назад в партизанской школе. 45.И он снова засвистел иволгой.
Задание 2. Определите тему(о чем текст) и идею.
Задание 3. Определите стиль и тип речи.
Задание 4. Найдите примеры тропов(подчеркните): метафора, эпитеты, разговорное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Задание 5. Подчеркните ключевые слова, которые помогают раскрыть героизм простого и скромного учителя.
Задание 6. Проследите грамматическую связь предложений 1 абзаца. При помощи каких средств связаны предложения?
Индивидуальные задания.
Задание 7. Выполните морфемный разбор слова ПРИКРЫВАВШЕЙ, определите части речи третьего предложения прямо в печатном тексте.
Задание 8. Выпишите в тетрадь местоимения из предложений 41-45 и определите их разряд.
Задание 9. Замените словосочетания В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ (предложение 19) и В ТЫЛ ВРГА (предложение 25) синонимичными, запишите парами в тетрадь. Определите вид связи словосочетаний каждой пары.
Задание 10. Найдите СПП и простое предложение, осложненное распространённым определением, выраженным причастным оборотом, подчеркните грамматические основы прямо в печатном тексте.
Горбачёва Марина Юрьевна