Конспект урока русского языка на тему «Корень слова» (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Корень – главная значимая часть слова.
Цель:
- уточнение представления о корне как о главной части слова.
Задачи:
- повторить общие сведения о родственных словах, наличии в общей смысловой части;
- формировать умение их выделять по двум признакам (внешняя) и общность смысла;
- развивать речь, память, внимание, умение сравнивать и обобщать, работать в группе;
- воспитывать интерес к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать, что приставки и суффиксы образуют однокоренные слова; окончание при изменении слова образует его форму.
- Уметь указывать части речи; выполнять разбор слова по составу; выписывать однокоренные слова; подчеркивать гласные в корне;
Метапредметные:
- Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества.
- Выявлять главную смысловую часть слова - корень.
- Обращаться за справками к этимологическому словарю.
Личностные:
- Понимать то, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.
Оборудование:
- учебник Русский язык 3 класс Л.Я Желтовская, О.Б. Калинина, часть 1.
М.: АСТ. Астрель. 2014.
Ход урока
Орг. момент
Минутка чистописания
Постановка темы урока
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
(С. Погореловский)
- О каком времени года этот отрывок?
- Какие слова помогли увидеть зимний пейзаж?
- Что общего во всех этих словах: заснеженная, снежный, снежки, снегурки, снег? Какая часть слова здесь повторяется? (снег-корень)
- Попробуйте подобрать еще несколько примеров к данным словам (снегоход, снеговик, снежинки…).
- Чем же мы с вами будем заниматься на сегодняшнем уроке?
Работа по теме урока
- Как вы понимаете слово «корень»? (работа с рисунками)
- Сравним рисунки. Что изображено на этих рисунках?
Рис.1 Обычное дерево.
- Какие части дерева вам известны?
- Какая часть для дерева самая важная?
- Почему?
Рис.2 «Дерево семейное»
Бабушка, дедушка папа, мама, ребёнок - родные друг другу люди, родственники.
- А почему людей называют родственниками?
(они принадлежат к одному роду, имеют общего «предка» или, как ещё говорят, общий корень)
Рис. 3 « Словообразовательное дерево».
На ветвях словообразовательного дерева «растут» слова.
- Можно ли сказать что все слова с одного словообразовательного дерева- родственники, или родственные слова? (они принадлежат к общему словообразовательному дереву, у них есть общий корень)
- Какое слово в нашем случае может быть названо общим «предком» или корнем? (вода)
- Почему? (с помощью этого слова можно объяснить значение всех других слов)
Вывод:
Мы выяснили, что с помощью корня слова может быть объяснено значение всех слов родственников; сам же корень обязательно входит в состав родственных слов и имеет в них общую буквенную форму.
Мы отметили, что у дерева корень главная часть, без которой дерево не может существовать.
У словообразовательного дерева – « корень» – это тоже самое главное, самое важное. Он ведь берёт на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одинаковым корнем оказываются однокоренными.
- А может ли быть слово без корня?
Давайте обратимся к дереву – и уберём корень (вода – «а», водичка– «ичка»)
- Можно ли понять значение этих слов без корня?
Поэтому корень слова определяют, как его главную значимую часть, в которой заключено общее в значении всех родственных.
- Скажите, есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?
Работа с учебником (чтение правила стр. 92)
Закрепление
Работа в группах (по 4 чел.)
Заполните словообразовательное дерево однокоренными словами.
(Рис. 4 «Словообразовательное дерево ЛЕС»
Рис. 5 «Словообразовательное дерево ДОМ»
Рис. 6 «Словообразовательное дерево КРИК»)
Один человек от группы называет однокоренные слова, листочки с этими словами мы будем прикреплять к дереву на доске.
А теперь сравним однокоренные слова с образцом.
Работа в парах (карточки)
Корни заблудились. Помогите каждому корню найти свою «семью», соединив однокоренные слова в группы.
дубрава
хлеб скрипучий
хлебница
озеро дубок
хлебный
дуб озерцо
скрипеть
скрип хлебец
озёрный
дубовый
7. Физкультминутка
Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.
Лес- лесник, река – ручей, стена потолок, кот - котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым.
8. Продолжение работы по теме урока
9. Домашнее задание
10. Итоги урока
ЛЕС
ДОМ
Поработайте в парах. Помогите каждому корню найти свою «семью», объединив слова в группы.
дубрава
хлеб скрипучий
хлебница
озеро дубок
хлебный
дуб озерцо
скрипеть
скрип хлебец
озёрный
дубовый
Поработайте в парах. Помогите каждому корню найти свою «семью», объединив слова в группы.
дубрава
хлеб скрипучий
хлебница
озеро дубок
хлебный
дуб озерцо
скрипеть
скрип хлебец
озёрный