Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Словосочетания с типом связи примыкание»
Конспект урока русского языка в 4 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Словосочетания с типом связи – примыкание».
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися нового типа связи слов в словосочетании – примыкание.
Задачи: - определить признаки типа связи слов в словосочетании – примыкание;
- создать алгоритм действий по выявлению в тексте данного типа связи;
- развивать навыки сравнения, сопоставления и обобщения;
- развивать мышление, внимание, речь учащихся;
- формировать умение сотрудничать группе;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Метапредметные УУД:
личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;
регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей, умение систематизировать информационные материалы в виде схемы, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
познавательные: формировать навык построения логических рассуждений, включающих причинно-следственные связи; развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, развивать умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Актуализация знаний. Цель: готовность мышления и сознание потребности к построению нового способа действия. Постановка проблемы. Цель: Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности. Открытие учащимися нового знания. Первичное закрепление. Подведение итогов Цель: подвести итог урока. Соотнести задачи и результат. Рефлексия учебной деятельности. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками. | - Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее и с удовольствием будем работать на уроке. - Какой теме посвящены последние наши уроки русского языка? - Что такое словосочетание? - Что не является словосочетанием? - Что такое словосочетание с типом связи «управление»? «согласование»? - Предлагаю игру: «Верите ли вы…» Верно ли, что в каждом словосочетании есть зависимое и главное слова? Верно ли, что главное и зависимое слова могут быть связаны только по смыслу? Верно ли, фразеологизм является словосочетанием? Верно ли, что в словосочетании красивая девочка тип связи согласование? Верите ли вы, что есть три типа связи в словосочетаниях? Верите ли вы, что есть тип связи, о котором вы еще не знаете? Верите ли вы, что наречие может быть главным словом в словосочетании? - На слайде словосочетания:
- Прочитайте словосочетания. - Назовите изученные орфограммы. - Распределите словосочетания по группам в зависимости от типа связи. - Какие словосочетания не выписали, почему? - На какой вопрос нам предстоит ответить? - Ребята я вам скажу, что такой тип связи называется примыкание. - Теперь попробуйте определить тему урока. - Какую цель ставим на урок? - Какие учебные ЗАДАЧИ мы будем решать? /Продолжают фразы/ 1. выявить ... 2. распознавать … 3. учиться ... (работа в парах). - Какие есть предположения? - Найдите в словосочетаниях главное и зависимое слово. - Как вы думаете, будет ли в них меняться форма зависимого слова при изменении формы главного? Почему? - Может ли вообще меняться форма зависимого слова в этих словосочетаниях? - Как же называется такая связь? - Сравните свои выводы с правилом в учебнике на стр. 98. – В паре задайте друг другу вопросы по данной теме. – Составьте алгоритм нахождения словосочетаний с типом связи примыкание. - Работа по учебнику. Стр. 132 упр. 1 с комментированием у доски выполняем. - Предлагаю поработать самостоятельно. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи. 1.Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование) 2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание) 3. Миша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.) (работа в парах). - Прочитайте текст. Выпишите по 3 примера на каждый тип связи словосочетаний. Всё лето почти непрестанно шли дожди. Бывало, то и дело в яркой синеве скапливались белые облака и вдали перекатывался гром, потом начинал сыпать сквозь солнце блестящий дождь, быстро превращающийся от зноя в душистый сосновый пар. Как-то неожиданно дождь заканчивался, и из парка, из леса, с соседних пастбищ - отовсюду снова слышалась радостная разноголосица птиц. - Наш урок идёт к завершению. Пришло время подвести итог - Какие модели относятся к типу связи примыкание?
- Как найти словосочетания с типом связи примыкание? - Какую цель ставили на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Какие получили результаты? - Достиг ли наш урок цели? - Где можно применить новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем еще надо поработать? Продолжите фразу: - Я узнал… - Меня удивило… - Мне было интересно… - Я для себя сделал вывод.. - Я понял… - Хочу поблагодарить… - Наш урок хочу закончить следующими словами: сегодня вы, ребята, плодотворно потрудились, открыли новые знания. Это здорово, поэтому желаю вам и дальше не стоять на месте, а смело двигаться вперёд к новым открытиям, к новым мечтам и знаниям. Встречайте каждый день с вдохновением и невероятным желанием узнавать что-то новое и важное! | - Изучаем словосочетания. - Как называется новый тип связи словосочетаний. - Тема урока: «Словосочетания с типом связи – примыкание». - особенности словосочетания типа «примыкание» - словосочетания типа «примыкание» среди словосочетаний других типов - классифицировать словосочетания |