Конспект урока русского языка "Признаки однокоренных слов (родственных). Корень слова."
Конспект урока русского языка во 2 классе
Учитель – Аджимамбетова Сельвина Казимовна
УМК «Школа России»
Дата: 24.10.2024г.
Урок № 39
Тема: Признаки однокоренных слов (родственных). Корень слова.
Тип урока: Комбинированный.
Цели: 1. Формировать умение находить в словах корень, находить группы родственных слов. 2. Развивать речь. 3. Пополнять словарный запас учащихся
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные
- формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;
Метапредметные:
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» В.Канакина, В.Горецкий, 2023 год; ручки, карандаши, тетради, карточки для учащихся.
Ход урока
I. Организационный этап.
Нас сегодня урок ждет.
К новым знаньям поведет.
Вы друг к другу повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Все получится у нас.
Вы я, знаю, дружный класс.
II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Орфографическая минутка. (Почка, точный, речка, дочка, печка, речная, скворечник)
Учитель: Какое необычное дерево выросло в нашем классе. Ветер подул и разбросал листочки. Ну-ка, ребятки, прочитайте слова, записанные на них.
Солнце, солить, солнышко, соленый, солнечный, соль
Учитель: На какие две группы их можно разделить? Почему?
III. Актуализация знаний.
Учитель: Вспомните, над какими словами мы начали работу на прошлом уроке? (родственными). Какие слова называются родственными?
Сделайте предположение – какова тема нашего урока.
Физминутка
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учебник - стр. 59, упражнение 81
V. Первичная проверка понимания
Учитель: Посмотрите на наше дерево. У него тоже есть корни. Это основа растения. Как мы выяснили, слова тоже имеют корень. Наше дерево необычное. Его корень имеет часть слова (солн). Определите, какие листочки упали именно с этого дерева.
VI. Первичное закрепление. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция .
Игра «Засели квартиры» (у каждого ребёнка на парте карточка)
гусь | гусиный | густой | гусыня | гусята |
лист | листок | листик | лиса | листва |
море | морской | моряк | морс | морячка |
Одновременно в 3 квартиры приехали «родственники». Правильно ли «заселились» жители в квартиры. Найдите в каждой квартире «лишних» жильцов.
Проверяем.
В тетради записать с красной строки только группы родственных слов. Выделить корень.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Д/З – стр. 60, упр. 64
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Приложение 1
СОЛНЫШКО |
СОЛНЦЕ |
СОЛНЕЧНЫЙ |
СОЛЬ |
СОЛЁНЫЙ |
СОЛИТЬ |
Приложение 2
гусь | гусиный | густой | гусыня | гусята |
лист | листок | листик | лиса | листва |
море | морской | моряк | морс | морячка |
гусь | гусиный | густой | гусыня | гусята |
лист | листок | листик | лиса | листва |
море | морской | моряк | морс | морячка |
гусь | гусиный | густой | гусыня | гусята |
лист | листок | листик | лиса | листва |
море | морской | моряк | морс | морячка |
гусь | гусиный | густой | гусыня | гусята |
лист | листок | листик | лиса | листва |
море | морской | моряк | морс | морячка |
гусь | гусиный | густой | гусыня | гусята |
лист | листок | листик | лиса | листва |
море | морской | моряк | морс | морячка |
гусь | гусиный | густой | гусыня | гусята |
лист | листок | листик | лиса | листва |
море | морской | моряк | морс | морячка |