Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Связь слов в словосочетании. Управление".

7
0
Материал опубликован 22 April 2023

Конспект урока русского языка в 4 классе

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Связь слов в словосочетании. Управление".

Цель урока: создать условия для наблюдения за словосочетаниями с типом связи управление.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить с типом связи управление;

- совершенствовать каллиграфический навык письма;

- учить  обобщать, делать выводы;

- развивать умение работать с различными источниками информации;

- формировать умение целенаправленно работать в парах;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к русскому языку;

Развивающие:

- развивать критическое мышление учащихся, используя приёмы технологии развития критического мышления;

Планируемые результаты:

Предметные

- Наблюдают за словосочетаниями с типом связи управление. Анализируют различия в способах связи слов в словосочетании. Различают словосочетания с типом связи управление и словосочетания с типом связи согласование. Знакомятся с алгоритмом нахождения словосочетаний с типом связи управление. Анализируют представленные модели словосочетаний и выбирают соответствующие заданным условиям.

Личностные

- Ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.

Универсальные учебные действия

Метапредметные

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, классификацию; делают выводы.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия.

Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в письменной форме речи.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.


Актуализация знаний.



Цель: готовность мышления и сознание потребности к построению нового способа действия.















Постановка проблемы.



Цель: Выявление места и причины затруднения.









Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности.























Применение открытых знаний.







































Подведение итогов

Цель: подвести итог урока.

Соотнести задачи и результат.







Рефлексия учебной деятельности.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками







- Ребята, я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыб­ку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте сво­ей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу и начнём наш урок.




- Предлагаю ответить на вопросы:

Приём «Верные и неверные утверждения»

Верите ли вы, что слова в словосочетании связаны по смыслу?

Верите ли вы, что подлежащее и сказуемое не является словосочетанием?

Верите ли вы, фразеологизм является словосочетанием?

Верите ли вы, что однородные члены предложения являются словосочетанием?

Верите ли вы, что при согласовании зависимое слово не изменяется?

Верите ли вы, что модель словосочетания числит.. + сущ.. относится к согласованию?

Верите ли вы, что модель словосочетания прилаг... + сущ.. относится к согласованию?

Верите ли вы, что существует другой вид связи в словосочетании?

- Запишите в тетради по диктовку:

строгий учитель, дом из дерева
подарить сестре, интересная экскурсия,
диалог с другом.

- Что вы записали? 

- Что такое словосочетание?
- Определите главное и зависимое слово?
- Что еще знаем о словосочетании? 

- Какую связь мы называем согласованием?

Внимательно посмотрите на словосочетания.
- На какие две группы можно разделить эти словосочетания?
- Почему?  Назовите I группу, II группу ?
- Что можно сказать о каждой группе словосочетаний?

ВЫВОД:

В 1 столбике вопрос (какой?) – словосочетания с согласованием.

Во втором столбике вопросы косвенных падежей

Можно ли сказать, что слова второй группы связаны согласованием?

 – Почему?
– Обратите внимание на словосочетание

подарить (кому?) сестре

- Как вы думаете, верно ли утверждение: «В словосочетании при изменении главного слова зависимое не меняется?

- Как узнать? 


- Ребята, попробуйте определить тему урока.

- Тема урока звучит: «Связь слов в словосочетании. Управление".

- Какую цель ставим на урок?

 Откроем учебники  с. 114

- Найдите рубрику «Тайны языка»
- Прочитайте, сравните наш ответ с правилом в учебнике.
- На какое слово вы обратили внимание. Какое слово будет ключевым?
- Какую тайну узнали?

- Как же найти словосочетание с управлением?
- На парте у вас находится необходимая информация. Подберите нужную информацию. Составьте модель.
(глагол, прилагательное, существительное, + зав.сл., + гл.сл. + зав. сл., + какой? Чей?, проверяю
кого? чего?, о ком? о чём?, кем? чем?, кому? чему?)

- Предлагаю поработать по учебнику:

Упражнение №1. Найдите и выпишите словосочетания с управлением. Определите части речи главного и зависимого слова.

Тем, кто сделает быстрее, даю дополнительную карточку: 

  спускаться с горы

  Кавказские горы

  горы Кавказа 

- Какую трудность испытали?

- Что не получилось?

- О чём необходимо было помнить?

- Из каких частей речи состояли словосочетания?

- Предлагаю выполнить интересное задание:

 - Перед вами модели словосочетаний. Какие  модели относятся к управлению?

имя прил. + имя сущ.,  глаг. + имя сущ.

имя прил. + глаг.         глаг. + нареч.

имя сущ. + имя сущ.

- Подтвердите примерами. (На доске записаны слова).

Шумит, первый, на речке, мотылёк, кричат, кормит, забавно, воронят, из прутиков, гнёзда.

- Попробуйте составить словосочетания ко всем моделям.

- По какой модели  не может быть образовано словосочетание?

- Работаем в группах.

- На листе заданий у вас словосочетания имя сущ., + имя прил. Замените словосочетаниями сущ. + сущ. Определите падеж зависимого слова.

- Подумайте, какой тип связи у вас получится?

1 группе:  речной берег, меховая шуба, безоблачное небо

Образец: апельсиновый сок – сок из апельсинов

2 группе: карнавальный костюм, кленовый лист, лесная тропинка

Образец: апельсиновый сок – сок из апельсинов

3 группе: яблочное повидло, речной песок, лесная полянка

Образец: апельсиновый сок – сок из апельсинов

- Какой тип связи у вас получился?  Докажите.

- Кому это задание показалось трудным?

- На следующих уроках мы продолжим работу с типами связи в словосочетаниях.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание по выбору: подобрать 5 словосочетаний с управлением,


- Наш урок идёт к завершению. Пришло время подвести итог.

- С каким видом связи в словосочетании вы познакомились?

- Как найти словосочетание с управлением?


- Какова была тема нашего урока?

- Достиг ли наш урок цели?

- Какие трудности испытывали?

- Что вам удалось на уроке, за что бы вы себя похвалили?


- Продолжите фразу:

- Я узнал…

- Меня удивило…

- Мне было интересно…

- Я для себя сделал вывод..

- Я понял…

- Хочу поблагодарить…​​​​​​​

- Благодарю вас за плодотворную сплочённую работу на уроке.



























- Словосочетания


- Словосочетания с согласованием









- Нет





- Изменить главное слово.


- Тема: связь слов в словосочетании, где при изменении главного слова зависимое не изменяется.





- Управление.

- Нужно прочитать алгоритм и составить модель.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей