Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему «Сложные слова»
Пояснительная записка к презентации
Сложные слова
PPTX / 4.88 Мб
Приложение 1
DOCX / 12.87 Кб
Приложение 2
DOCX / 12.5 Кб
Приложение 3
DOCX / 10.84 Кб
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА:
в 3 Б классе МБОУ «Школа № 13»
Учитель I квалификационной категории:
Романова Е.Н
Рязань, 2017
Тема: «Сложные слова. Правописание сложных слов»
Цель: познакомить обучающихся с понятием сложные слова, упражнять в образовании и правописании сложных слов.
Задачи:
дать определение понятию сложные слова;
научить распознавать сложные слова, выделять в них корень;
создать условия для наблюдения за сложными словами;
научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;
познакомить с орфограммой – правописанием соединительной гласной в сложных словах.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
умение наблюдать и сопоставлять.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью;
способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности;
осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;
осуществлять контроль и оценку результатов.
Личностные УУД:
уважение к русскому языку, стремление к совершенствованию собственной речи;
желание познавать, открывать новое, осваивать новые действия;
готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия.
Коммуникативные УУД:
умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;
умение выражать в речи свои мысли и действия;
умение осуществлять совместную деятельность в малых группах.
Оборудование:
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, изображения деревьев, магнитные карточки с родственными словами, карточки с кроссвордами, конверты с заданиями, раздаточный материал для выполнения заданий, шкатулка с угощением, жетоны для проведения рефлексии.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Примечания |
1 |
Организационный момент. |
- Ребята, нам предстоит сегодня на уроке узнать много нового и интересного. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза, произнесите про себя: «Я на уроке. Внимание мое растет. Я как разведчик – все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться, я готов познавать новое и работать старательно». - Спасибо за ваш настрой. У меня есть возможность помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной. Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи. - Сегодня вас ждет не совсем обычный урок русского языка. Прямо сейчас, в эту же минуту мы отправимся в далекое и полное трудностей плавание по Океану слов. Океан этот огромен. Тут и там в нем рассеяны острова. Мы будем причаливать к их берегам и узнавать новое, бороться с трудностями и опасностями. Говорят, это здорово закаляет характер и силу воли. Если мы проделаем весь трудный путь и не испугаемся, не повернем обратно – в конце путешествия нас ждет сюрприз. -На чем путешествуют мореплаватели? И у нас есть корабль. Он называется гордо и величественно – «Отличник». Итак, в путь, друзья! |
Обучающиеся настраиваются на работу. - На кораблях. |
Электронная презентация. Слайд 1 Приветствие Слайд 2 Карта Океана Слов, корабль «Отличник» |
2 |
Минутка чистописания. |
-Море сегодня спокойное, наш корабль свободно качается на волнах. Прямо по курсу остров! Прочитаем его название: «Остров Чистописания». Высаживаемся. А вот и задание: записать строку соединения с буквами О и С. Ребята, а здесь еще и конверт с письмом. Что же в нем? Здесь какое-то непонятное изображение. Что это? Разгадаем этот ребус. - Отлично! Запишем это слово до конца строки столько раз, сколько оно уместится. Стараемся, боремся с трудностями. Ведь это же очень трудно – красиво писать слова. Но вы отлично справились с заданием. Плывем дальше. |
Дети прописывают соединение до конца строки. -Это ребус. Отгадка ребуса – слово «осина». Дети записывают до конца строки слово «осина». |
Слайд 3 Карта Океана Слов, остров Чистописания. Конверт с изображением ребуса внутри. Слайд 4 Ребус |
3 |
Актуализация знаний. |
- Друзья мои, скажите: а что общего между деревом и словом? - Вы совершенно правы. Запомните это. - Прямо по курсу новый остров. Смотрите, какой он огромный. А что это там растет? О, ребята, кажется, я знаю, что это за место. Это – остров Деревьев. Смотрите, а деревья-то необычные. Вместо обычных, древесных корней у них корни слов. Какие это корни? Назовите. - Ой, смотрите, вокруг деревьев лежат и плачут слова. Наверно, они упали и не могут попасть обратно на свои родные деревья. Поможем им? Но как же быть, ведь корни совершенно одинаковые. Или все-таки разные? - Вы не ошиблись? Все ли слова на своих местах? Как называются такие слова? - Вы правы. Плавание продолжается. |
-И у дерева, и у слова всегда есть корень. - Это корни –гор- и – гор-. Дети по одному выходят к доске и размещают «упавшие» слова на нужных деревьях. Слова: гореть, горелый, горелка, горючее, горный, пригорок, горняк, горочка. - Слова с общим корнем называют однокоренными, или родственными. |
Слайд 5 Карта Океана Слов, остров Деревьев. Интерактивная доска. Файл «Деревья и родственные слова». |
4 |
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. |
- Мы плывем в безбрежном Океане слов. Погода отличная, на небе ни облачка. Впереди – земля! Нас ждет новый остров. Но пока мы не причалили к его берегам, у нас есть немного времени. Загадаю-ка я вам загадку: Здесь кончается река, Что течёт издалека, И срываясь с высоты, Тонны падают воды. Завораживает взгляд Быстрый шумный… - Молодцы какие, быстро догадались. А вот и новый остров. Высаживаемся. - Как же называется этот незнакомый остров? - Ничего себе. Так мы с вами тут таких открытий насовершаем… Нам бы только конверт с заданием найти. А вот и он. Задание такое: выделить корень в слове «водопад». Запишем слово, выделим корень. Как просто, правда, ребята? Что тут выделять-то? Мы уже с вами все обсудили: в слове «водопад» корень –вод-. Или тут все не так уж и просто? Ведь если бы мы были правы, то и задания такого не было бы. Да и вообще как-то слишком уж легко. Как мы поступим? Подумаем? - Почему водопад называют именно так? - Точно! И какой же тогда корень в слове «водопад»? -Вод-? Или –пад-? - Вы абсолютно правы. В таком простом и обычном слове «водопад» есть кое-что необыкновенное. В нем, ребята, не один. А целых два корня. Оказывается, так бывает в некоторых словах русского языка. Вот вам и важное открытие. - Найдите другие слова с двумя корнями, однокоренные к слову «вода». - Давайте попробуем придумать название для таких слов. Как бы вы их назвали? - Ваши варианты интересны. Однако в русском языке уже есть название для таких слов. Слова, в которых два корня, называются СЛОЖНЫМИ. |
-Водопад. Дети читают название: «Остров Важных Открытий». Дети записывают слово «водопад», выделяют в нем корень –вод-. - Потому что водопад – это вода, падающая с высоты. На данном этапе дети должны предположить, что в этом слове могут быть два корня. -Водолаз, водопой, водопровод, водоворот и т.д. Дети предлагают варианты. |
Слайд 6 Карта Океана Слов, остров Важных Открытий. Слайд 7 Водопад Слайд 8 Сложные слова |
5 |
Подведение к теме урока. Постановка целей. |
- Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя? - Верно. А какова наша цель сегодня? |
Дети озвучивают тему и предполагают цели урока. |
Слайд 9 Цели урока |
6 |
Первичное усвоение новых знаний. Отгадывание загадок. Прием «Волшебная труба». |
- А в конверте ещё одно задание. Это то, что вы очень любите. Ребята, здесь загадки. Сейчас мы будем их отгадывать, а отгадки – записывать. И обязательно искать в них корни. А для проверки правильности используем нашу интерактивную доску. Будем пропускать наши слова сквозь волшебную трубу. Влетит в трубу слово-отгадка, а вынырнет уже с выделенными корнями. Начнем. Тексты загадок представлены в Приложении. - Вы справились с заданием. Путешествие продолжается. |
Дети отгадывают загадки, озвучивают и записывают отгадки (вертолет, мухомор, самовар, пылесос, мясорубка). Выделяют в словах корень и проверяют правильность выполнения задания с помощью интерактивного приема «Волшебная труба». |
Слайды 10,11,12,13,14 |
7 |
Первичная проверка понимания. |
- А мы причаливаем к новому неизведанному острову – острову Путаница. И здесь нас тоже уже ждет задание. - На доске вы видите сложные слова. Они рассыпались, а их корни перепутались. Наша задача – вернуть словам их первоначальный вид, правильно соединив корни. На столах у вас – карточки с точно таким же заданием. Постарайтесь правильно выполнить задание. Поехали! - А теперь проверьте себя по эталону на доске. Если допустили ошибку, исправьте её. - Двигаемся дальше. |
Дети выполняют задание, затем проверяют себя по эталону на доске. Двое учащихся работают у интерактивной доски. |
Слайд 15 Карта Океана Слов, остров Путаница.
Раздаточный материал Интерактивная доска. Файл «Перепутанные слова». |
8 |
Динамическая пауза. |
- Вы немного устали, давайте отдохнем и подвигаемся. - Море очень широко, Море очень глубоко. Рыбки там живут, друзья. А вот воду пить - нельзя. |
Дети широко разводят руки в стороны. Приседают, коснувшись руками пола. Делают волнообразные движения руками. Широко разводят руки в стороны и качают головой вправо-влево. |
Слайд 16 Динамическая пауза |
9 |
Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. |
- Наш корабль доставил нас в следующий пункт нашего путешествия - остров Орфографических Тайн. А вы умеете хранить тайны? На этот раз нам нужно проникнуть в тайну острова. Посмотрите на сложные слова, с которыми мы работали сегодня. Скажите, а как корни в сложных словах соединяются друг с другом? С помощью чего, как это происходит? Давайте понаблюдаем. Корни между собой соединяет любая гласная буква? Сделайте вывод. - Друзья! Вы только что открыли самую главную тайну этого острова. Дело в том, что в сложных словах корни соединяются только с помощью гласных букв О или Е. Эти гласные называются соединительными. Только О и Е – запомните это, друзья. Схема на доске поможет вам не забыть это важное правило. - А вот и задание: записать слова с карточек в тетрадь, вставив пропущенные соединительные гласные. - Приступайте к заданию скорее. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли он выполнил работу. Похвалите соседа или покажите ему, в чем он ошибся. - А мы отправляемся дальше. |
Дети анализируют написание сложных слов и приходят к выводу о том, что корни в сложных словах соединяются с помощью гласных букв. -Нет, только гласные О и Е. Схема переносится в тетради. Дети выполняют задание, затем осуществляется взаимопроверка правильности выполнения задания. |
Слайд 17 Карта Океана Слов, остров Орфографических Тайн. Слайд 18 Схема состава сложных слов. Раздаточный материал |
10 |
Первичное закрепление. Игра «Найди ошибку». |
- Прямо по курсу остров Ошибок. К острову прибило бутылку, а в ней письмо. Что же в нём? - А в письме новое задание для вас, друзья. Здесь написаны сложные слова. Но все ли они сложные на самом деле? Как вы думаете? Выпишите в тетрадь только сложные слова. Докажите, что они сложные. - Какие слова вы выписали? Не забудьте выделить корни в этих сложных словах. - И с этим заданием вы также справились на отлично. Молодцы! И нам вновь пора в путь. |
Дети выполняют задание в тетрадях. Проверка задания осуществляется с помощью интерактивной доски, прием Исчезновение. |
Слайды 19, 20. Карта Океана Слов, остров Ошибок. Интерактивная доска. Файл «Письмо в бутылке». |
11 |
Закрепление. Развитие речи. |
- Мы прибыли на остров Странных слов. Смотрите, из глубины острова навстречу нам вышли слова. Какие-то они непонятные, странные. Они просят нас помочь им. Ребята, надо попытаться объяснить их лексическое значение. Что они могут означать? -Ура! Мы помогли словам найти самих себя. Поглядите, какие они сразу стали веселые! Что ж, попрощаемся с ними и направимся к цели нашего путешествия – самому последнему острову. |
Дети читают слова: пальцебуквы, мокроступы, теплодуй. Предлагают свои варианты толкования непонятных слов. |
Слайд 21 Карта Океана Слов, остров Странных слов. Слайды 22,23 Странные слова |
12 |
Введение нового знания в систему знаний. Задание «Кроссворд». |
- Следующее задание вы будете выполнять в группах. Чтобы наше путешествие закончилось удачно и мы благополучно вернулись домой, необходимо разгадать вот эти кроссворды. В клеточки нужно вписать сложные слова. Некоторые клетки уже заполнены, ваша задача – заполнить остальные. Можете приступать. - Сообща и очень дружно вы справились с последним заданием. Наше путешествие окончено. Мы прибыли на остров Сюрпризов. И здесь нас ждет сюрприз – вкусное угощение для поддержания сил. Думаю, вы очень устали за время путешествия. Ведь вы успешно боролись с трудностями. Пора и подкрепиться. Угощайтесь! |
Дети работают в группах над разгадыванием кроссвордов. |
Слайд 24 Карта Океана Слов, остров Сюрпризов Карточки с кроссвордами Шкатулка с угощением. |
13 |
Итог урока. Рефлексия. |
- Понравился ли вам наш урок? Чем мы сегодня занимались? Достигли ли мы цели урока? В чем у вас были затруднения? Что особенно запомнилось? Что больше всего вам понравилось? -У каждого из вас на столе лежат вот такие жетоны. Оцените себя – отметьте того морского обитателя, чье настроение соответствовало вашему на уроке и вложите жетоны в тетради. Я обязательно поинтересуюсь, как вы оценили свою работу на уроке. - А теперь запишем в дневники домашнее задание: с.78 упр.141. -Благодарю всех за урок. Молодцы! Отдыхайте. |
Дети совместно с учителем подводят итоги урока, затем оценивают свои успехи на уроке. |
Слайд 25 Рефлексия. Оцените свои успехи. Жетоны для рефлексии. Слайд 26 Домашнее задание: с.78 упр.141. Слайд 27 Спасибо за урок! |