12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Романова Екатерина Николаевна35
Россия, Рязанская обл., Рязань
0

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему «Сложные слова»




Сложные слова
PPTX / 4.88 Мб

Приложение 1
DOCX / 12.87 Кб

Приложение 2
DOCX / 12.5 Кб

Приложение 3
DOCX / 10.84 Кб

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА:


 


 


 

в 3 Б классе МБОУ «Школа № 13»


 


 

Учитель I квалификационной категории:

Романова Е.Н


 


 


 

Рязань, 2017

Тема: «Сложные слова. Правописание сложных слов»

Цель: познакомить обучающихся с понятием сложные слова, упражнять в образовании и правописании сложных слов.

Задачи:

дать определение понятию сложные слова;

научить распознавать сложные слова, выделять в них корень;

создать условия для наблюдения за сложными словами;

научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;

познакомить с орфограммой – правописанием соединительной гласной в сложных словах.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

умение наблюдать и сопоставлять.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью;

способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности;

осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;

осуществлять контроль и оценку результатов.

Личностные УУД:

уважение к русскому языку, стремление к совершенствованию собственной речи;

желание познавать, открывать новое, осваивать новые действия;

готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;

умение выражать в речи свои мысли и действия;

умение осуществлять совместную деятельность в малых группах.

 Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, изображения деревьев, магнитные карточки с родственными словами, карточки с кроссвордами, конверты с заданиями, раздаточный материал для выполнения заданий, шкатулка с угощением, жетоны для проведения рефлексии.


 


 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

1

Организационный момент.

- Ребята, нам предстоит сегодня на уроке узнать много нового и интересного. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза, произнесите про себя: «Я на уроке. Внимание мое растет. Я как разведчик – все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться, я готов познавать новое и работать старательно».

- Спасибо за ваш настрой. У меня есть возможность помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.

Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи.

- Сегодня вас ждет не совсем обычный урок русского языка. Прямо сейчас, в эту же минуту мы отправимся в далекое и полное трудностей плавание по Океану слов. Океан этот огромен. Тут и там в нем рассеяны острова. Мы будем причаливать к их берегам и узнавать новое, бороться с трудностями и опасностями. Говорят, это здорово закаляет характер и силу воли. Если мы проделаем весь трудный путь и не испугаемся, не повернем обратно – в конце путешествия нас ждет сюрприз.

-На чем путешествуют мореплаватели? И у нас есть корабль. Он называется гордо и величественно – «Отличник». Итак, в путь, друзья!

Обучающиеся настраиваются на работу.

- На кораблях.

Электронная презентация. Слайд 1

Приветствие

Слайд 2

Карта Океана Слов, корабль «Отличник»

2

Минутка чистописания.

-Море сегодня спокойное, наш корабль свободно качается на волнах. Прямо по курсу остров! Прочитаем его название: «Остров Чистописания». Высаживаемся. А вот и задание: записать строку соединения с буквами О и С. Ребята, а здесь еще и конверт с письмом. Что же в нем? Здесь какое-то непонятное изображение. Что это? Разгадаем этот ребус.

- Отлично! Запишем это слово до конца строки столько раз, сколько оно уместится. Стараемся, боремся с трудностями. Ведь это же очень трудно – красиво писать слова.

Но вы отлично справились с заданием. Плывем дальше.

Дети прописывают соединение до конца строки.

-Это ребус. Отгадка ребуса – слово «осина».

Дети записывают до конца строки слово «осина».

Слайд 3

Карта Океана Слов, остров Чистописания.

Конверт с изображением ребуса внутри.

Слайд 4

Ребус

3

Актуализация знаний.

- Друзья мои, скажите: а что общего между деревом и словом?

- Вы совершенно правы. Запомните это.

- Прямо по курсу новый остров. Смотрите, какой он огромный. А что это там растет? О, ребята, кажется, я знаю, что это за место. Это – остров Деревьев. Смотрите, а деревья-то необычные. Вместо обычных, древесных корней у них корни слов. Какие это корни? Назовите.

- Ой, смотрите, вокруг деревьев лежат и плачут слова. Наверно, они упали и не могут попасть обратно на свои родные деревья. Поможем им?

Но как же быть, ведь корни совершенно одинаковые. Или все-таки разные?

- Вы не ошиблись? Все ли слова на своих местах? Как называются такие слова?

- Вы правы. Плавание продолжается.

-И у дерева, и у слова всегда есть корень.

- Это корни –гор- и – гор-.

Дети по одному выходят к доске и размещают «упавшие» слова на нужных деревьях.

Слова: гореть, горелый, горелка, горючее, горный, пригорок, горняк, горочка.

- Слова с общим корнем называют однокоренными, или родственными.

Слайд 5

Карта Океана Слов, остров Деревьев.

Интерактивная доска. Файл «Деревья и родственные слова».

4

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

- Мы плывем в безбрежном Океане слов. Погода отличная, на небе ни облачка. Впереди – земля! Нас ждет новый остров. Но пока мы не причалили к его берегам, у нас есть немного времени. Загадаю-ка я вам загадку:

Здесь кончается река,

Что течёт издалека,

И срываясь с высоты,

Тонны падают воды.

Завораживает взгляд

Быстрый шумный…

- Молодцы какие, быстро догадались. А вот и новый остров. Высаживаемся.

- Как же называется этот незнакомый остров?

- Ничего себе. Так мы с вами тут таких открытий насовершаем… Нам бы только конверт с заданием найти. А вот и он. Задание такое: выделить корень в слове «водопад». Запишем слово, выделим корень. Как просто, правда, ребята? Что тут выделять-то? Мы уже с вами все обсудили: в слове «водопад» корень –вод-. Или тут все не так уж и просто? Ведь если бы мы были правы, то и задания такого не было бы. Да и вообще как-то слишком уж легко. Как мы поступим? Подумаем?

- Почему водопад называют именно так?

- Точно! И какой же тогда корень в слове «водопад»?

-Вод-? Или –пад-?

- Вы абсолютно правы. В таком простом и обычном слове «водопад» есть кое-что необыкновенное. В нем, ребята, не один. А целых два корня. Оказывается, так бывает в некоторых словах русского языка. Вот вам и важное открытие.

- Найдите другие слова с двумя корнями, однокоренные к слову «вода».

- Давайте попробуем придумать название для таких слов. Как бы вы их назвали?

- Ваши варианты интересны. Однако в русском языке уже есть название для таких слов. Слова, в которых два корня, называются СЛОЖНЫМИ.

-Водопад.

Дети читают название: «Остров Важных Открытий».

Дети записывают слово «водопад», выделяют в нем корень –вод-.

- Потому что водопад – это вода, падающая с высоты.

На данном этапе дети должны предположить, что в этом слове могут быть два корня.

-Водолаз, водопой, водопровод, водоворот и т.д.

Дети предлагают варианты.

Слайд 6

Карта Океана Слов, остров Важных Открытий.

Слайд 7

Водопад

Слайд 8

Сложные слова

5

Подведение к теме урока. Постановка целей.

- Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя?

- Верно. А какова наша цель сегодня?

Дети озвучивают тему и предполагают цели урока.

Слайд 9

Цели урока

6

Первичное усвоение новых знаний. Отгадывание загадок. Прием «Волшебная труба».

- А в конверте ещё одно задание. Это то, что вы очень любите. Ребята, здесь загадки. Сейчас мы будем их отгадывать, а отгадки – записывать. И обязательно искать в них корни. А для проверки правильности используем нашу интерактивную доску. Будем пропускать наши слова сквозь волшебную трубу. Влетит в трубу слово-отгадка, а вынырнет уже с выделенными корнями. Начнем.

Тексты загадок представлены в Приложении.

- Вы справились с заданием. Путешествие продолжается.

Дети отгадывают загадки, озвучивают и записывают отгадки (вертолет, мухомор, самовар, пылесос, мясорубка). Выделяют в словах корень и проверяют правильность выполнения задания с помощью интерактивного приема «Волшебная труба».

Слайды 10,11,12,13,14

7

Первичная проверка понимания.

- А мы причаливаем к новому неизведанному острову – острову Путаница. И здесь нас тоже уже ждет задание.

- На доске вы видите сложные слова. Они рассыпались, а их корни перепутались. Наша задача – вернуть словам их первоначальный вид, правильно соединив корни. На столах у вас – карточки с точно таким же заданием. Постарайтесь правильно выполнить задание. Поехали!

- А теперь проверьте себя по эталону на доске. Если допустили ошибку, исправьте её.

- Двигаемся дальше.

Дети выполняют задание, затем проверяют себя по эталону на доске.

Двое учащихся работают у интерактивной доски.

Слайд 15

Карта Океана Слов, остров Путаница.

 

Раздаточный материал

Интерактивная доска. Файл «Перепутанные слова».

8

Динамическая пауза.

- Вы немного устали, давайте отдохнем и подвигаемся.

- Море очень широко,

Море очень глубоко.

Рыбки там живут, друзья.

А вот воду пить - нельзя.

Дети широко разводят руки в стороны.

Приседают, коснувшись руками пола.

Делают волнообразные движения руками.

Широко разводят руки в стороны и качают головой вправо-влево.

Слайд 16

Динамическая пауза

9

Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

- Наш корабль доставил нас в следующий пункт нашего путешествия - остров Орфографических Тайн. А вы умеете хранить тайны? На этот раз нам нужно проникнуть в тайну острова. Посмотрите на сложные слова, с которыми мы работали сегодня. Скажите, а как корни в сложных словах соединяются друг с другом? С помощью чего, как это происходит? Давайте понаблюдаем. Корни между собой соединяет любая гласная буква? Сделайте вывод.

- Друзья! Вы только что открыли самую главную тайну этого острова. Дело в том, что в сложных словах корни соединяются только с помощью гласных букв О или Е. Эти гласные называются соединительными. Только О и Е – запомните это, друзья. Схема на доске поможет вам не забыть это важное правило.

- А вот и задание: записать слова с карточек в тетрадь, вставив пропущенные соединительные гласные.

- Приступайте к заданию скорее.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли он выполнил работу. Похвалите соседа или покажите ему, в чем он ошибся.

- А мы отправляемся дальше.

Дети анализируют написание сложных слов и приходят к выводу о том, что корни в сложных словах соединяются с помощью гласных букв.

-Нет, только гласные О и Е.

Схема переносится в тетради.

Дети выполняют задание, затем осуществляется взаимопроверка правильности выполнения задания.

Слайд 17

Карта Океана Слов, остров Орфографических Тайн.

Слайд 18

Схема состава сложных слов.

Раздаточный материал

10

Первичное закрепление. Игра «Найди ошибку».

- Прямо по курсу остров Ошибок. К острову прибило бутылку, а в ней письмо. Что же в нём?

- А в письме новое задание для вас, друзья. Здесь написаны сложные слова. Но все ли они сложные на самом деле? Как вы думаете? Выпишите в тетрадь только сложные слова. Докажите, что они сложные.

- Какие слова вы выписали? Не забудьте выделить корни в этих сложных словах.

- И с этим заданием вы также справились на отлично. Молодцы! И нам вновь пора в путь.

Дети выполняют задание в тетрадях.

Проверка задания осуществляется с помощью интерактивной доски, прием Исчезновение.

Слайды 19, 20.

Карта Океана Слов, остров Ошибок.

Интерактивная доска. Файл «Письмо в бутылке».

11

Закрепление. Развитие речи.

- Мы прибыли на остров Странных слов. Смотрите, из глубины острова навстречу нам вышли слова. Какие-то они непонятные, странные. Они просят нас помочь им. Ребята, надо попытаться объяснить их лексическое значение. Что они могут означать?

-Ура! Мы помогли словам найти самих себя. Поглядите, какие они сразу стали веселые! Что ж, попрощаемся с ними и направимся к цели нашего путешествия – самому последнему острову.

Дети читают слова: пальцебуквы, мокроступы, теплодуй. Предлагают свои варианты толкования непонятных слов.

Слайд 21

Карта Океана Слов, остров Странных слов.

Слайды 22,23

Странные слова

12

Введение нового знания в систему знаний. Задание «Кроссворд».

- Следующее задание вы будете выполнять в группах. Чтобы наше путешествие закончилось удачно и мы благополучно вернулись домой, необходимо разгадать вот эти кроссворды. В клеточки нужно вписать сложные слова. Некоторые клетки уже заполнены, ваша задача – заполнить остальные. Можете приступать.

- Сообща и очень дружно вы справились с последним заданием. Наше путешествие окончено. Мы прибыли на остров Сюрпризов. И здесь нас ждет сюрприз – вкусное угощение для поддержания сил. Думаю, вы очень устали за время путешествия. Ведь вы успешно боролись с трудностями. Пора и подкрепиться. Угощайтесь!

Дети работают в группах над разгадыванием кроссвордов.

Слайд 24

Карта Океана Слов, остров Сюрпризов

Карточки с кроссвордами

Шкатулка с угощением.

13

Итог урока. Рефлексия.

- Понравился ли вам наш урок? Чем мы сегодня занимались? Достигли ли мы цели урока? В чем у вас были затруднения? Что особенно запомнилось? Что больше всего вам понравилось?

-У каждого из вас на столе лежат вот такие жетоны. Оцените себя – отметьте того морского обитателя, чье настроение соответствовало вашему на уроке и вложите жетоны в тетради. Я обязательно поинтересуюсь, как вы оценили свою работу на уроке.

- А теперь запишем в дневники домашнее задание: с.78 упр.141.

-Благодарю всех за урок. Молодцы! Отдыхайте.

Дети совместно с учителем подводят итоги урока, затем оценивают свои успехи на уроке.

Слайд 25

Рефлексия. Оцените свои успехи.

Жетоны для рефлексии.

Слайд 26

Домашнее задание: с.78 упр.141.

Слайд 27

Спасибо за урок!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.