Конспект урока русского языка «Вводные конструкции и знаки препинания при них» (8 класс)
Тема урока: «Вводные конструкции и знаки препинания при них».
Цель урока: познакомить с вводными конструкциями.
Задачи: ознакомить с группами вводных слов по значению;
отработать правила выделения вводных конструкций на
письме;
уметь отличать вводные слова от самостоятельных частей
речи - членов предложения.
- На сегоднящнем уроке мы познакомимся с вводными конструкциями, узнаем, на какие группы по значению они делятся и как выделяются на письме, научимся отличать их от самостоятельных частей речи - членов предложения.
Анализируем!
Сопоставьте предложения. Как вы думаете, с какой целью выделенные слова (словосочетания) употреблены в предложениях справа? Можем ли мы понять, как говорящий относится к той информации, которую сообщает? Являются ли, на ваш взгляд, выделенные слова (словосочетания) членами предложения? Попытайтесь объяснить, почему они называются вводными. Что они «вводят» в предложения?
Весна окончательно вступает в свои права.
1. Весна, несомненно, окончательно вступает в свои права.
2. Весна, кажется, окончательно вступает в свои права.
3. Весна, к всеобщей радости, окончательно вступает в свои права.
4. Весна, к удивлению, окончательно вступает в свои права.
5. Весна, того и гляди, скоро окончательно вступит в свои права.
6. Весна, по словам синоптиков, окончательно вступает в свои права.
7. Весна, между прочим, окончательно вступает в свои права.
8. Короче говоря, весна окончательно вступает в свои права.
9. Видишь, весна окончательно вступает в свои права.
Делаем выводы.
Вводные конструкции – слова, словосочетания или предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Вводные конструкции всегда выделяются на письме запятыми.
Вводные конструкции можно исключить из предложения.
Вводные конструкции, как и обращения, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ членами предложения, они осложняют простое предложение.
Вводные конструкции по значению делятся на группы:
Значения вводных слов | Примеры |
1)чувства говорящего | К счастью, к несчастью, к радости, к сожалению, к огорчению, к удивлению, к досаде, к ужасу, на радость, на беду, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, неровен час, чего доброго; |
2)различная степень уверенности/неуверенности | конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй, видимо, может, может быть; |
3)источник сообщения | говорят, сообщают, передают, по словам..., по мнению..., по сообщению..., по - моему, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать; |
4)приёмы и способы оформления мыслей | словом, одним словом, иными словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать; |
5)связь мыслей, последовательность изложения | итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, например, к слову сказать, главное, таким образом, кстати, во - первых, с одной стороны, повторяю, подчёркиваю; |
6)призыв к собеседнику, привлечение внимания | видишь ли, понимаешь ли, знаешь ли, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, пожалуйста; |
7 )мера того, о чём говорится | самое большее, самое меньшее, по крайней мере; |
8 )экспрессивность высказывания | по правде (говоря), по совести (говоря), по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, надо признаться, не в укор будет сказано, сказать по чести, между нами говоря; |
9)степень обычности | бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению. |
Слова однако, наконец, значит, может, казалось, кажется могут являться вводными и выступать в роли самостоятельных частей речи - членов предложения:
Вводные слова (выделяются запятыми, можно исключить из предложения). | Самостоятельные части речи – члены предложения (не выделяются запятыми, обычно нельзя исключить из предложения). |
1. Однако является вводным словом и выделяется запятыми, если выражает связь мыслей и его нельзя заменить союзом НО, как правило, оно стоит в середине предложения. (Смотри, однако, будь осторожна! - нельзя заменить союзом НО) | 1. Однако не является вводным словом и не выделяется запятыми, если его можно заменить союзом «но», как правило, оно стоит в начале предложения или в начале части сложного предложения. (Мы не надеялись никогда более увидеться, однако (= НО) вскоре встретились.) |
2. Наконец (в значении дополнения к сказанному, = и ещё). (Да уходите же, наконец!) | 2. Наконец - наречие, отвечает на вопрос как? Употребляется в значении « в конце», « под конец». (Наконец мы вышли к избушке сторожа.) |
3.Значит (в значении вывода = следовательно) (Солнечные лучи исчезли. Значит, солнце уже клонилось к закату.) | 3. Значит (=означает), часть составного сказуемого (нельзя исключить из предложения). ( Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём. Бороться - значит побеждать.) |
4. Может, казалось, кажется (выражают различную степень уверенности/неуверенности (Может, сегодня будет дождь? Солнце, кажется/казалось, уже не выглянет из - за туч.) | 4. Может, казалось, кажется - части составного сказуемого (нельзя исключить из предложения) (Это лекарство может помочь больному. Это решение мне кажется верным.) |
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ И НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ слова:
авось, буквально, будто, как будто, вдобавок, в довершении, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё - таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.
Запомнить: вводные слова от союза а не отделяются запятой. (Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал ещё крепче и энергичнее.)
Актуализация знаний.
Какие конструкции называются вводными?
Как они выделяются на письме?
На какие группы делятся вводные конструкции?
Как отличать вводные слова от самостоятельных частей речи?
Какие слова никогда не выступают в роли вводных?
В чём особеность пунктуации при вводных словах с союзом а?
Тренировочные упражнения.
№ 1.
I Спишите предложения, расставляя запятые при вводных словах, укажите над вводными словами (вв. сл.), в скобках укажите значения вводных слов.
вводн. сл.
ОБРАЗЕЦ: К несчастью, (чувства говорящего) погода испортилась.
I. 1) Старик улыбки моей не заметил, а то бы конечно обиделся. 2) Буран казалось всё ещё свирепствовал. 3) Итак батюшка читал Придворный календарь, изредка пож...мая плечами и повторяя вполголоса. 4)Троекуров (не)сомненно мог теперь вступить в свои права. 5) Метель утихла, и Владимир к счастью увидел (в)далеке огоньки деревушки. 6) Кистенёвка по словам стряпчих должна была после суда перейти во владение Троекурова. 7) Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следовательно была влюбле...а. 8. Они поцеловали и по обыкновению благ...словили Марью Гавриловну. 9. Представьте мужем Марьи Гавриловны оказался ране..ый гусарский полковник Бурмин. 9. По правде говоря я был тогда молод и беззаботен. 10) Разумеется эта счас...ливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны.
II. Очевидно каждое слово в своё время кто(то) первым произнёс или написал. К сожалению авторство слов уст..новить бывает очень трудно. Между тем (не является вводным словом) авторы многих слов извес(?)ны. Например М. В. Ломоносов ввёл в русский язык такие слова, как «г..ризонт», «градусник», «д..аметр», «кв..драт», «квасцы*», «кисл..та». Историку и писателю Н. М. Карамзину между прочим мы обяза(н/нн)ы следу..щими словами: «будущ(?)ность», «вл..яние», «влюблё(н/нн)ость», «п..реворот». А писатель В. Лукин по утверждению исследователей ввёл в язык слово «щепетильный». Таким образом вклад писателей в лексический фонд русского языка очень значительный.
№ 2.
Спишите, выделите запятыми вводные предложения, укажите над вводными предложениями (вв. предл.). Укажите после последнего предложения общее значение данных вводных конструкций.
Значения вводных слов могут выражать и вводные предложения, которые по структуре могут являться двусоставными предложениями ( Сколько я помню, мы всегда отмечали все праздники. ) и односоставными предложениями ( Мне казалось, ветер за окном утих.)
Вводные предложения имеют те же значения, что и вводные слова. Вводные предложения выделяются на письме запятыми, реже - тире.
вводн. предл.
ОБРАЗЕЦ: Как передают метеорологи, сегодня будет дождь.
1) Я думаю никогда не поздно начать всё сначала. 2) Мой брат как говорит мама научился читать очень рано. 3) Знание иностранногос языка я уверен просто необходимо современному человеку. 4) Как утверждают народные приметы жуки жужжат к непогоде. 4) Как гласит народная мудрость коса — девичья краса. 5.) Моя заветная мечта я полагаю обязательно сбудется. 6. Нарцисс как мы знаем из легенды был самовлюблённым юношей, превращённым в цветок. 7. Улыбка как считают психологи может выражать не только радость, но и сочувствие. 8. Как писал Л. Толстой «в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица».
Подведение итогов. Рефлексия. С какими конструкциями мы познакомились на уроке? На какие группы они делятся? Как выделяются на письме? С какими трудностями вы столкнулись при изучении этой темы?
Д/з. Выпишите в две колонки предложения:
Предложения с вводными словами (выделяются запятыми). | Предложения с самостоятельными частями речи, которые не являются вводными словами (не выделяются запятыми). |
вв. сл. ОБРАЗЕЦ: 1)Может, сегодня пойдёт дождь? | 1) Он не может прийти сегодня в гости. |
1. Ваш рассказ мне кажется интересным. — Кажется мне пора уходить. 2) Ваша помощь может оказаться кстати. - Может к вечеру метель перестанет? 3) Его слово многое значит для меня. — Придётся значит искать запасного игрока. 4) Деньги не главное в жизни. — Ты главное не робей. 5 ) Я всё-таки признаюсь в своей ошибке. — Я признаюсь не ожидал такого подхода к делу. 6) Теперь твоё решение очевидно. — Мы очевидно плохо слушали объяснение задачи. 7) Вы помните последнюю экскурсию? — В прошлом году помните была такая же ситуация. 8) Ярко светило солнце однако (=но) было холодно. - Ливень однако не прекращался.
Максакова Наталья Михайловна