Материал на проверке

Конспект урока с мультимедийным сопровождением по теме «Сосудистая система. Практическая работа «Измерение кровяного давления и пульса»»

0
0
Материал опубликован Сегодня в 08:07

III Всероссийский конкурс профессионального мастерства

на лучший конспект урока с мультимедийным сопровождением


План-конспект урока биологии в 9 классе


Тема: «Сосудистая система. Практическая работа «Измерение кровяного давления и пульса»»









Автор: Васильева Надежда Евдокимовна, учитель биологии

высшей квалификационной категории МОБУ СОШ с.Кош-Елга







Кош-Елга, 2025



Предмет

Биология

Класс

9

УМК

Биология: Человек: Линейный курс, 9 класс/ Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023

Тип урока

Комбинированный

Тема урока

«Сосудистая система. Практическая работа «Измерение кровяного давления и пульса»»

Цель


Сформировать понятия о кровяном давлении и пульсе и научить учащихся определять кровяное давление и пульс

Задачи


1. Коллективной, групповой и индивидуальной работой получить новые знания: о закономерностях изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах; о причинах движения крови и лимфы; о кровяном давлении и пульсе; о строении органов кровообращения в связи с их функциями.

2. Научить учащихся определять кровяное давление и пульс.

3. Развить умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, решать проблемные и практические задачи.

4. Воспитание необходимости бережного отношения к своему здоровью, систематических занятиях физкультурой и спортом.


Планируемые результаты

Предметные:

Знать/понимать:

- что такое артериальное давление и пульс;

- причины движения крови по сосудам;

Уметь:

- объяснять причинно-следственные отношения между артериальным давлением и пульсом;

- применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека;

- решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья человека, проводить расчёты и оценивать полученные значения;

- аргументировать основные принципы здорового образа жизни;

- использовать приборы и инструменты цифровой лаборатории.

Умение определять:

- артериальное давление и пульс.

Раскрывать:

- значение артериального давления и пульса для человека;

- влияние сердечно-сосудистой системы на здоровье человека;

- методы защиты и укрепления здоровья человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, обобщать факты, выявлять причины;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- строить логически обоснованные рассуждения.

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Коммуникативные УУД:

- понимать позицию другого;

-организовывать работу в группе, разрешать конфликты.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности;

- выдвигать пути решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели;

-самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные:

- готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;

- ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях;

- развитие интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Методы обучения

словесные, наглядные, практические

Технологии обучения

проблемное обучение, интерактивное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие, групповая работа

Формы организации познавательной деятельности учащихся

фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Основные образовательные идеи

Движение крови, скорость крови в сосудах, кровяное давление и пульс

Основные понятия

Артериальное давление, пульс

Средства обучения

Учебник Биология: Человек: Линейный курс, 9 класс/ Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023.

Ноутбук, экран, проектор, колонки, тонометры.

Раздаточный материал.

Видеоролик «Как правильно определить кровяное давление?»

Авторская презентация «Сосудистая система. Практическая работа «Измерение кровяного давления и пульса»».



Организационная структура урока


Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД:

Л. – личностные.

П. – познавательные.

Р. – регулятивные.

К. –коммуникативные

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Нацеливает на урок. Создает благоприятную атмосферу.

-Здравствуйте, ребята!

-Я очень рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу. Хорошего вам настроения и успехов!

-Сегодня нам предстоит работать в парах и группах.

-У вас на столах лежит лист самооценки. Не забывайте вносить в него свои результаты по разным видам деятельности на уроке.

Дети сидят за спаренными партами.

Настраиваются на урок.


Л.: Жизненное самоопределение и построение жизненных планов.

К.: Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.


II. Проверка домашнего задания

Цель: установить степень усвоения заданного на дом материала, коррекция пробелов знаний

Слайд №3. Проверка домашнего задания.

-Ребята, проверку домашнего задания проведем в интерактивном формате и письменно.

-Работаем с тренажером «Строение сердца». Я задаю вопросы классу, по клику на схеме появляется стрелка, и вы отвечаете. По клику на тренажере выводится правильный ответ.

-Итак, начинаем проверку.

-Как называется  камера сердца, где собирается венозная кровь из организма?

- Камера сердца, которая координирует малый круг кровообращения -…

-Камера сердца, куда поступает артериальная кровь из легочных вен -...

- Назовите  камеру сердца, с которой начинается большой круг кровообращения.

- Как называются клапана между желудочками и крупными сосудами?

- Как называется клапан между правым предсердием и правым желудочком?

- Как называется клапан между левым предсердием и левым желудочком?

- Наружный сердечный слой -...

-Средний слой сердца - …

-Лимфатические протоки и стволы впадают в ….

-А в этом сосуде собирается кровь с нижних и средних частей тела -...

-Обогащенная кислородом кровь из легких поступает в …..

-По этим сосудам кровь из сердца направляется в легкие -

-Самый крупный сосуд в кровеносной системе…

-Из какой ткани образован миокард?

-Назовите фазы сердечной деятельности.

-Молодцы, ребята! Показали отличные знания по теме «Строение и работа сердца».

- А теперь проверяем знания по теме «Кровеносная система» по заданиям ФИПИ. Работаем в парах и сразу же проводим взаимопроверку (приложение 3).

(ответы – на слайде 4).

Слушают информацию о порядке проверки знаний по предыдущей теме.

Отвечают на вопросы.




























Заполняют лист самооценки.

К.: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Л.: Освоение социальных норм и правил поведения.

Р.: Осуществление самоконтроля;

-Умение слушать и вступать в диалог;

-Умение полно и точно выражать свои мысли.

III. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Вступительное слово учителя.

Слайд 5. (ответы засвечиваются по клику)

- Ребята, а в какую систему входит кровь и сосуды?

-Её основная функция ?

-А лимфа и сосуды входят в систему…

-Её основная функция?

-В какую общую систему человека они могут входить?

-Для этого разгадайте ребус и мы определим тему нашего урока (приложение 1).

2. Тема урока и постановка целей урока

Слайд 6.

-Тема урока: Сосудистая система. Практическая работа «Измерение кровяного давления и пульса»

-А какие задачи мы сегодня должны с вами решать?

Слайд 7.

-Задачи урока

1. раскрыть причины движения крови и лимфы;

2. сформировать понятия: кровяное давление и пульс;

3. определить закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах;

4. научиться определять кровяное давление и пульс.

Отвечают на наводящие вопросы. Включаются в деятельность по освоению содержания нового материала.






Учащиеся разгадывают ребус.





Формулируют тему урока.

Записывают тему в рабочую тетрадь.




Определяют задачи, учитель при необходимости им помогает.



П.: самостоятельное формулирование познавательной цели и проблемы.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р.: целеполагание.




IV. Изучение нового

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

- Ребята, давайте попробуем дать определение сердечно-сосудистой системе.

- Сосудистая система представляет собой систему сосудов, по которым через кровь и лимфу совершается доставка к клеткам и тканям организма необходимых для них питательных веществ, и происходит удаление продуктов жизнедеятельности через почки.

3.Сосуды сердечно-сосудистой системы

-Из каких сосудов состоит сердечно-сосудистая система?

Слайд 8

-В сердечно-сосудистой системе мы выделяем сердце, кровеносные сосуды и лимфатические сосуды.

Слайд 9

-Кровеносные сосуды: артерии, вены и капилляры.

Слайд 10

- Лимфатические сосуды: сосуды, узлы и капилляры.

-Лимфа — мигрирующая жидкость, которая способствует дополнительному оттоку жидкостей из внутренних органов. Лимфа двигается в одном направлении — от органов к сердцу.

4 . Круги кровообращения

Слайд 11.

- Назовите главный орган сосудистой системы.

Да, сердце, которое выбрасывает кровь в два круга кровообращения –малый и большой. Разбираем круги кровообращения. Для этого работаем цветными карандашами на схемах кругов кровообращения (приложение 5).

Слайд 12.

Большой круг кровообращения: левый желудочек (артериальная кровь) - аорта - артерии - капилляры (во все органы) - вены (венозная кровь) - правое предсердие.

Слайд 13.

Малый круг кровообращения: правый желудочек (венозная кровь) – легочные артерии - капилляры (в легкие) - легочные вены (артериальная кровь) - левое предсердие.

5. Причина движения крови по сосудам

- Прочитайте статью «Артериальное давление» в §23 (стр.145-146 ). Заполните пропуски в тексте (приложение 6).

Слайд 14.

- Самое большое давление крови в каких сосудах?

-Кровяное давление в аорте и крупных артериях составляет 110-120 мм.рт.ст.

- В венах конечностей всего - 5-8 мм.рт.ст .

- Почему возможно движение крови по сосудам?

-Таким образом, кровь нагнетается в кровеносное русло благодаря сокращениям сердца и начинает движение по сосудам кровеносной системы.

- Движение крови по сосудам возможно благодаря разности давлений в начале и в конце круга кровообращения.

Слайд 15. Кровяное (артериальное) давление

- Работа сердца обеспечивает оптимальное для сосудистого русла кровяное давление.

-Артериальное давление -сила, с которой кровь давит на стенки сосудов.

- В норме: систолическое (верхнее) -110-120 мм рт.ст. диастолическое (нижнее) – 65-80 мм рт.ст.

- Для детей 15 лет - АД = 109 /66.

-К 60 годам оно повышается до 135-140 мм рт.ст.

- Если кровяное давление поднимается выше 140/90 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 80 мм рт.ст. — это гипотония.

6. Пульс

Слайд 16.

- Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название артериального пульса. Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи поверхности тела (например, у запястья), положить палец.

- Аритмия - нарушение сердечной проводимости, при которой происходит изменение частоты, ритмичности и регулярности сокращений сердечной мышцы: тахикардия и брадикардия.

-Если пульс до 100 и выше, это уже заболевание — тахикардия, если же ниже 60 уд/мин — брадикардия.

Высказывают свои предположения, рассуждают.


Записывают определение в тетрадь.


Включаются в диалог с учителем, рассуждают, предполагают.
































Строят логическую цепочку на схемах. Сверяются с ответами на экране.









Заполняют пропуски в тексте.




Выдвигают предположения, дают ответ на проблемный вопрос.


Слушают учителя, вступают в диалог с учителем, делают выводы.



Записывают определение в тетрадь.


Слушают учителя, смотрят презентацию.



Воспринимают информацию, задают вопросы, работают с текстом учебника.






Записывают определения. Ведут активный диалог с учителем.





















Заполняют лист самооценки.


К: сотрудничество с учителем и с одноклассниками в поиске и выборе информации.

П: поиск возможностей решения проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Р: составление плана и последовательности действий.


V. Закрепление нового

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности









- Ребята, а вы знаете значение вашего артериального давления?

-Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца.

- Ребята, как вы думаете, что лежат в черном ящике?

-Да, тонометры. Они бывают механические, автоматические на плечо и на запястье (показывает). Современные автоматические тонометры позволяют определить одновременно и давление и пульс. Мы будем работать с автоматическими тонометрами.

- Алгоритм работы с такими тонометрами мы узнаем, просмотрев видеоролик (включить по клику).

Слайд 17. «Как правильно определить кровяное давление?»

7. Лабораторная работа «Измерение кровяного давления и пульса»

- У вас на партах лежат инструкционные карточки по выполнению лабораторной работы (приложение 4).

-Алгоритм измерения артериального давления автоматическим тонометром представлен на слайде18.
- Работаем в группах по инструкции. Определяем

артериальное давление и пульс друг у друга и заносим данные в таблицу.

- А теперь мы должны выполнить стандартную физическую нагрузку для определения состояния вашей сердечно-сосудистой системы.

-Знакомимся с техникой выполнения приседаний.

Слайд 19. Стандартная физическая нагрузка на сердечно-сосудистую систему (проба Мартине-Кушелевского).

-Начинаем выполнять приседания по сигналу. Время будет отсчитывать таймер. Приготовились.

Слайд 20. По клику включается секундомер.

- Определяем артериальное давление и пульс сразу же и через 2 минуты.

- Заносим данные в таблицу (слайд 21) и делаем вывод о состоянии своего артериального давления.

Слушают учителя, вступают в диалог с учителем.






Слушают учителя, смотрят видеоролик, сверяются с текстом на слайде.




























Выполняют физическую нагрузку под сигналы таймера.

Результаты измерений заносят в таблицу и делают вывод.



Заполняют лист самооценки.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение правильно строить высказывания.

К.: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Р.: умение выполнять задания правильно.

VI. Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

Цель:

1)Организация работы с дополнительным материалом по теме урока с целью закрепления знаний о роли сердечно-сосудистой системы для здоровья человека

2)Организация повторения основных понятий учебного материала

8. Реакция сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку

- Ребята, познакомьтесь с дополнительной информацией на слайде

22.

- Рациональная реакция организма на стандартную нагрузку:

увеличение САД на 15-30 %, ДАД уменьшается на 10-35 % или этот параметр не изменяется;

учащение пульса (ЧСС) в пределах 60-80 % от исходной величины;

увеличение ПД чуть больше процента учащения пульса;

в норме сердечная деятельность после нагрузки должна вернуться к исходному уровню за 2 минуты.

-Если колебания превышают норму:

Инсульт – поражение сосудов мозга;

Инфаркт – поражение определенного участка сердечной мышцы.

9. Основные понятия темы

Слайд 23. артериальное кровяное давление,

верхнее (систолическое) давление,

нижнее (диастолическое) давление,

гипертония,

гипотония

инсульт,

инфаркт

частота пульса (сердечных сокращений),

тахикардия,

брадикардия.


Слушают учителя, делают записи в рабочей тетради.























Отвечают на вопросы.

Заполняют лист самооценки.

Р.: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Л.: жизненное самоопределение и построение жизненных планов по укрепление здоровья.

П.: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: оценка и анализ достигнутых результатов, постановка дальнейших целей

- А теперь прошу с помощью цветных кружочков дать свою оценку урока.

Слайд 24. Рефлексия «Светофор»

-Сдайте листы самооценки.


Проводят самооценку.






К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: оценка результатов деятельности.

Л.: самооценка.

Домашнее задание

Цель: информирование учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания.

-Прочитать § 23, заполнить таблицу в рабочей тетради, определить свой тип сердечно-сосудистой системы, используя дополнительные источники информации.


Записывают в дневник домашнее задание. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

П.: Осуществление поиска необходимой информации для выполнения задания.

Р.: Самоконтроль.

Л. Формирование качеств

самообразования.

















Пояснительная запискаDOCX / 26.43 Кб
Конспект урокаDOCX / 42.91 Кб
Приложения к урокуDOCX / 724.59 Кб
Презентация к урокуPPTX / 13.9 Мб

undefined




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.