Конспект урока с мультимедийным сопровождением по теме "Нахождение нескольких долей целого", 4 класс
Конспект урока по математике
на тему: «Нахождение нескольких долей целого»
4 класс
УМК «Школа России» М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.
Тип урока: изучение нового материала
Задачи: учить искать часть числа, решать текстовые задачи на нахождение нескольких долей целого; учить логически мыслить, рассуждать
Планируемые результаты:
Предметные:
Учить алгоритму нахождения нескольких долей целого и применять его в решении задач.
Метапредметные:
Выполнять логичекие операции: сравнение, выявление закономерностей, классификация по самостоятельно найденным основанием; находить способ решения учебной задачи.
Личностные:
Находить общие цели и пути их достижения, распределять роли в совместной деятельности;
Оборудование:
мультимедийное оборудование, презентация, учебники, тетради, карточки, раздаточный материал (лото, полоски, кусочки пирога), цветные карандаши.
Технологическая карта
I. Организационный момент: Слайд 1 Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сейчас не отдыхаем. Мы работать начинаем. Знания свои покажем. Что учили, всем покажем. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Я, рада, что у вас хорошее настроение. Улыбка - залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. | ||||||||||||
II. Актуализация знаний: Слайд 2 Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. | 1. Устный счет. - Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Но для этого вам нужно приобрести билеты. Каждый ряд получает задание на карточках: Игра «Молчанка» по цепочке. - Первым партам я раздаю карточки с разными числами. Они решают пример цепочки и передают ответ сзади сидящему. Потом приносят мне и обменивают на билет (Получают 3 билета со словами: сказка, мудростью, богата) - Что это такое? - Что такое пословица? - Пословицы подталкивают нас к формированию нужных и важных человеческих качеств. - Как вы понимаете ее? - Сегодня мы отправимся в сказку, набираться мудрости вместе с Вовкой, ведь он уже побывал в Тридевятом царстве. (Слайд 2) - И первой нас встречает старуха, которая очень обрадовалась Вовке и предложила сыграть с ней в лото. (Слайд 3) 2.Игра «Математическое лото» (Слайд 4-5) (заполняют на инд. карточке)
Вопросы: 1. Число, в котором 5 сотен 6 десятков 7 единиц 2. Произведение 6 и 8. 3. Частное 300 и 10. 4. Число следующие при счете после числа 240. 5. 230 уменьшить в 10 раз. 6. Сколько см в 5 м? 7. Математический символ для обозначения площади. 8. Единица измерения площади. 9. Математический символ для обозначения периметра. - Назовите записи, которые остались незакрытыми - Как они называются? Что такое доля? Прочитайте доли. - Что в записи 1/4 означает число 4? Число 1? - Встречаемся ли мы с долями в жизни? Где и когда? (режем торт, пиццу, пироги, едим мандарины…) (Слайд 6) | ||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднений. Постановка учебной задачи. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения. | - Отправляемся мы дальше и встречает нас царь. Обрадовался он Вовке и решил показать свои рисунки (Слайд 7-8). Посмотрите внимательно и запишите какая часть каждого рисунка раскрашена. - Давайте проверим (Слайд 9) - Предложил царь Вовке молодильных яблочек. (Слайд 10). Растерялся Вовка, не знает сколько яблок можно взять. А вы можете сказать? Почему? - Попробуйте сформулировать тему урока (Слайд 11) Нахождение нескольких долей целого. - Какова цель нашего урока? (Учиться находить несколько долей целого.) - А для этого мы должны сформулировать правило, с помощью которого мы научимся находить несколько долей целого. Как думаете, пригодится ли это вам? (ответы детей) - Да, правильно. Это пригодится вам в дальнейшем для решения задач и в жизни, если вам понадобится что-нибудь купить или с кем-нибудь поделиться. - Как думаете, к кому в сказке мы можем обратиться за новыми знаниями? - Мы с вами отправляемся на съезд Василис по обмену премудростями. (Слайд 12) | ||||||||||||
IV. Открытие нового знания. Реализация построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач. | Практическая работа (Слайд 13) (У каждого ученика полоска цветной бумаги длиной 20 см.) - Возьмите полоску. Измерьте ее. Какова её длина? - Раздели сгибанием на 4 части. Как будет называться каждая доля? - Сколько см в одной части? Как узнали? - Сколько см будет см в 2/4 долях? Как узнали? - Сколько будет см в 3/ 4 долях? Как узнали? - Сделаем вывод: как найти несколько долей от целого? Формулирование вывода (Слайд 14) Вывод: Чтобы найти несколько долей от целого надо: 1) разделить целое на равные части 2) полученный результат умножить на количество частей, которое берём | ||||||||||||
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: создать условия для выполнения учащимися заданий на применение изученного способа действий. | Решение задач на нахождение нескольких долей целого (Слайд 15) - Потренируемся в нахождении нескольких долей числа. Прочитайте задание № 291. Составим план решения нашей задачи. - Как вы думаете, что мы будем находить в первом действии? (Длину одной доли.) - Как найти длину одной доли? (60:6, так как доли шестые.) - Что вы будете находить во втором действии? (Длину пяти таких долей.) - Как найти длину пяти долей? (10 • 5, так как число повторяется 5 раз.) - Давайте теперь поможем Вовке и найдём количество яблок, которые можно взять у царя. (Слайд 16) | ||||||||||||
VI. Физминутка Цель: снятие эмоционального напряжения | Потрудились - отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | ||||||||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. | Катись яблочко, да по тарелочке - Одинаковых с лица. - Что показывало блюдечко? - Сколько про дно морское? - Сколько про страны заморские? - Как говорится про картинки звериного царства? - Что нужно узнать в задаче? (2 человека решают у доски, остальные – в тетрадях; затем проверяют) (Слайд 18-19) | ||||||||||||
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | - Отправляемся дальше и видим печку. Попросила Вовку печка наколоть дров, а взамен обещала вкусное угощение. Поможем? (Слайд 20) - Выполним задание и узнаем, чем же угостит нас печка (установить соответствие) (Слайд 21) - Вот какой замечательный пирог получился и это заслуга каждого из вас. (у каждого ученика лежит на парте долька пирога для рефлексии) (Слайд 22) | ||||||||||||
IX. Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка результатов своей учебной деятельности. | Быстро время пролетело И идёт к концу урок. Так давайте без задержки Подведём всему итог. Рефлексия: (Слайд 23) - Какую цель ставили на уроке? - Повторите правило нахождения нескольких долей целого. - Оцените свои успехи. Возьмите дольку пирога, разделите его на четыре равные части, оцените свою работу, закрасив нужное количество частей: 4/4- я понял все, могу работать сам и объяснять другому 3/4- я все понял, могу работать сам, пользуясь правилом 2/4- я понял все, но у меня остались вопросы 1/4- я не понял ничего | ||||||||||||
X. Домашнее задание | Разноуровневое задание: (Слайд 24) С.94 № 293 Базовый уровень: (Ответ на первый вопрос) Повышенный уровень (ответ на второй вопрос) - Ребята, я благодарю вас за работу. Вы смогли справиться со всеми заданиями и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте на каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство. |