Конспект урока литературы с презентацией «Даже дети сражаются как герои» (7–8 классы)
презентация к уроку Даже дети сражаются как герои
PPTX / 2.26 Мб
/data/files/r1605730246.pptx (презентация к уроку Даже дети сражаются как герои)Конспект урока по литературе с презентацией
Автор:
Бакшаева Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Суслонгерская средняя общеобразовательная школа», Звениговский район Республика Марий Эл
Тема: «Даже дети … сражаются и погибают, как герои» (урок внеклассного чтения по повести Э.Веркина «Облачный полк»)
Класс: 7-8 класс
Программа: любая
Тип урока: урок - читательская конференция.
Цели урока:
Обучающая: обучать анализу литературного произведения в контексте исторических событий.
Развивающая: развивать навык лингвистического анализа прозаического произведения, характеристики образа героя, умение выявлять идейно-тематическое своеобразие конкретного произведения, сопоставлять реальные исторические события и литературный вымысел.
Воспитательная: воспитывать интерес к литературе и истории, уважение к исторической памяти, гордость за героев нашей страны.
Цели как деятельность учеников:
Метапредметные:
М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (схема, алгоритм); пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), работать со словарями и справочниками.
М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения, высказывать собственное мнение, создавать целостную картину мира.
Предметные: анализировать текст в историческом контексте, создавать связанное высказывание.
Оборудование: Конспект урока (для учителя) Проектор, компьютер Презентация к уроку (примечание: желательно, чтобы в кабинете имелся выход в интернет, для просмотра ролика). Текст книги Э.Веркина «Облачный полк». Примечание: задание прочитать книгу должно быть дано не менее, чем за месяц до урока, т.к. произведение достаточно объемное.
Предварительная работа: I. Одновременно с заданием прочитать книгу даем детям вопросы для обсуждения. Примерные вопросы:
1.Как вы понимаете смысл фразы «незаконченность войны»?
2.В чём, по-вашему, заключается «необычность» повести?
3.Какие темы занимают центральное место в произведении?
4.Какие страницы повести вызвали особенно много эмоций?
5. Почему произведение так называется?
II. Заранее даем задание подготовить сообщения о Лёне Голикове, о художнике Ефиме Чистякове, помогаем детям подобрать и обработать материал.
III. Готовим небольшое литературное вступление (в моем случае это было сделано силами старшеклассников).
Ход урока
Вступительное слово. Цель этапа: эмоциональный настрой (5 минут) Слайд1.
Один немецкий солдат записал в своем дневнике: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». Не знал немецкий солдат, что все от мала до велика мечтали о главном: «…Чтоб мир был на планете…»
-ролик»Дети войны» Ссылка на ролик в интернете Слайд1
Выступление группы подготовленных старшеклассников
С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если – с убийства! А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым.
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо!– ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь»…Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе твое – это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина.
II. Слово учителя. Слайд2.
Уважаемые участники конференции. Мы рады приветствовать вас на обсуждении книги Э.Веркина «Облачный полк». На этом уроке у нас есть прекрасная возможность поделиться своими мыслями об этой книге.
Сегодня писать о войне - о той самой, Великой Отечественной, - сложно. Потому что много уже написано и рассказано, потому что сейчас уже почти не осталось тех, кто ее помнит. Писать для вас – подростков - сложно вдвойне. Современное молодое поколение, кажется, интересуют совсем другие вещи...
Оказывается, нет! Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества "Книгуру". Именно у них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было.Слайд3
"Облачный полк" - современная книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге и, конечно, о мужестве жить. Книга, написанная в канонах отечественной юношеской прозы, но смело через эти каноны переступающая. Отсутствие "геройства", простота, недосказанность, обыденность ВОЙНЫ ставят эту книгу в один ряд с лучшими произведениями XX века.
III. Обмен впечатлениями.
Итак, начнем с обсуждения ваших первых впечатлений о книге:
1. Кратко передайте содержание повести. (ответы детей)
2. Какие страницы повести вызвали особенно много эмоций?(обмен впечатлениями).
IV. Беседа.
1. Может ли пионер-герой стать героем нашего времени?
2. Как вы думаете, почему Э. Веркин написал повесть «Облачный полк»? (Напомнить о юных героях, погибших во время Великой Отечественной войны).
3. Знали ли вы до этой книги о Лёне Голикове?
V. Презентация выступления о Л.Голикове (см.Приложение)
Слайды 4-8
VI. Беседа (продолжение).
4. Что из информации о Лене Голикове, услышанной в сообщении, вы узнали в книге «Облачный полк»?
5. Как вы понимаете смысл фразы «незаконченность войны»? (Тема памяти о погибших на войне).
6. Кто он – рассказчик в повести? Какой он?
Справка для учителя: Рассказчик «Облачного полка» Эдуарда Веркина родом из повестей Королькова: это приятель Леньки, Митяйка (на рисунках Юдина 1980 г. его таскают на руках партизаны). Веркин сочиняет эпизодическому герою голиковского жития прошлое (картины разнесенного бомбардировкой родного города, которые он пытается не вспоминать) и будущее. Открывается книга разговором Митяйки с правнуком, который расспрашивает о войне, разбирая чердак с семейными древностями.
Память Митяйки не соблюдает жанровых законов. Его беседа с правнуком и последующие внутренние монологи военного времени начисто лишены официальной патриотической интонации, что в подростковой повести о Великой Отечественной выглядит чуть ли не анахронизмом. Война, о которой старается рассказать Митяйка, это не плацдарм для свершения подвигов, а болезненное обстоятельство, в котором растет и формируется молодой человек. На войне предстоит с жадностью набрасываться на малосъедобную пищу, завидовать боевым успехам товарища (Митяйке никак не удается убить своего первого фашиста, хотя статью Эренбурга он уже выучил наизусть), не забывать планировать мирную жизнь. В митяйкином рассказе о партизанском быте читается усилие молодой головы, помогающее воспринимать войну как приключение, и узнается страшная работа реальности, которая разбивает эту иллюзию.
7. В чём, по-вашему, заключается «необычность» повести? (фантастика, перемешанная с реальностью. Правда, сплетающаяся с мифами)
Предлагаю вам составить небольшую схему «правда миф в повести
VII.Составление схемы или таблицы: правда- миф» в повести.
8. Для чего писатель использует этот приём? (Повесть построена на контрастах: мистические сцены, описания природы, использование народной речи, фольклора на фоне жестокой, кровопролитной войны. Этим автор показывает бессмысленность, абсурдность войны).Слайд8.
9. Почему произведение так называется? (ответы детей про картину художника)
10. А как вы думаете, картина «Облачный полк» - миф или реальность?
VIII. Сообщение подготовленного ученика (можно старшеклассника, о реальной основе названия повести)
Приложение. Слайд9-12
IX. Итог урока.
Какие темы занимают центральное место в произведении? (Честь, мужество, достоинство, долг, уважение, дружба, нравственные ориентиры).
Выставление оценок, поощрение активных участников.
X. Слово учителя (на экране Слайд12)
Конечно, даже двух уроков мало, чтобы обсудить все моменты, которые вас взволновали. Но я очень надеюсь, что, когда вы вспомните книгу Э.Веркина «Облачный полк», перед глазами предстанут они: по пояс в грязи и снегу, партизаны конвоируют перепуганных полицаев, выменивают у немцев гранаты за знаменитую лендлизовскую тушенку, отчаянно хотят отогреться и наесться.
Вот Димка, потерявший семью в первые дни войны, взявший в руки оружие и мечтающий открыть наконец счет убитым фрицам. Вот и дерзкий Саныч, заговоренный цыганкой от пули и фотокадра, болтун и боец от бога, боящийся всего трех вещей: предательства, топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины. А тут Ковалец, заботливо приглаживающий волосы франтовской расческой, но смелый и отчаянный воин. Или Шурик, по кличке Щурый, мечтающий получить наконец свой первый пистолет...
Двадцатый век давно закрыл свои двери, унеся с собой миллионы жизней, уничтоженных войнами. Но сквозь пороховой дым смотрят на нас и Саныч, и Ковалец, и Алька и многие другие. Кто они? Сложно сказать. Ясно одно: все они - облачный полк.
XI. Домашнее задание (2 минуты)
Напишите небольшой отзыв о произведении Э.Веркина «Облачный полк»
Литература, использованная при подготовке к уроку
1.Веркин Э.Н.. Облачный полк. ООО «Издательский дом КомпасГид», 2012г
2.Е.В. Честняков - Живопись «Костромской историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник» [Электронный ресурс] URL:
http://kostromamuseum.ru/gallery/collections/chestnyakov/painting/85-21-308/ Дата обращения 12.01.2018
3. Зверева Т.В. «Облачный полк» Э. Веркина: между фотографией и картиной. Уральский филологический вестник, 2016. Стр.216-222
4.Смит Л. Веркин Эдуард, писатель: биография, творчество [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/265792/verkin-eduard-pisatel-biografiya-tvorchestvo. Дата обращения 12.01.2017
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Сообщение о Лене Голикове.
В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Учился в школе, помогал по хозяйству родителям, дружил с ребятами. Но неожиданно началась Великая Отечественная война, и все то, о чем он так мечтал в мирной жизни, вдруг оборвалось. Когда началась война, ему было всего 15 лет.
Фашисты захватили его деревню, начали творить бесчинства, пытались установить свой «новый порядок». Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров.
Фашисты боялись партизан. Пленные немцы заявляли на допросах: «За каждым поворотом, за каждым деревом, за каждым домом и углом нам мерещились страшные русские партизаны. Мы боялись по одному ездить и ходить. А партизаны были неуловимы».
Немало боевых дел было у юного партизана Лени Голикова. Но одно было особенным.
В августе 1942 года Лёня добыл ценнейшую информацию - чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера, захватив в плен важного немецкого генерала.
За этот подвиг Лёня Голиков был представлен к высшей правительственной награде - медали «Золотая звезда» и званию Героя Советского Союза. Но получить награду герой не успел. В декабре 1942 года партизанский отряд Голикова был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью партизан. Январской ночью 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов и заняли три крайние избы. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета – в деревне нашелся предатель, который сообщил немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…
В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. Звание Героя он получил посмертно. (Автор: Филиппов Евгений)
2.Сообщение о художнике
В главе 5 герои повести попадают к сельскому художнику, предвидящему будущее. Своё видение он переносит на холст, который называет «Облачный полк». Жил в деревне и, когда умер, жители разрезали одну из его картин на кусочки и разнесли по домам. В те времена фотографов в деревнях не было, и к нему, зачастую, обращались с просьбами написать портрет или запечатлеть свадьбу. Добрый по своей натуре, Ефим Честняков деревенской ребятне рисовал звездочки. Вот те, кого он одарил звёздочками, все вернулись с войны с настоящими наградами. Вот такие реальные истории легли в основу книги «Облачный полк».
Я предлагаю на минуту перенестись в музей этого художника (ссылка на слайде)
Изучив биографию художника Е. В.Честнякова, мы узнали, что он родился 19 декабря 1874 года (по старому стилю) в крестьянской семье, в деревне Шаблово, Кологривского уезда, Костромской губернии. Закончил Кологривское уездное училище и Новинскую учительскую семинарию. По окончании семинарии работал народным учителем.
В 1899 году он уехал в Петербург, а затем в Казань учиться. В 1905 году возвращается в родную деревню. В одном из частных писем Е. В. Честнякова сформулирована цель его жизни, цель, которая объясняет весь смысл его творчества. «Положение моё весьма неудобно: при отсутствии средств я стремлюсь создать «свою культуру» и забочусь о её сохранении... О помещении в музей мне говорили (Репин, например), но я того не желаю. Считаю свои вещи не туда относящимися. Множество людей делают что-то для своего пропитания, мало думая о более существенном, неслучайном. ...И душа исстрадалась, что мало делается для коренного воздействия на жизнь...» Вернувшись в 1914 году окончательно в родную деревню, он принялся за осуществление своей программы — строить «могучую универсальную культуру».
Единственный, кто узнает в Саныче героя – полубезумный деревенский художник по фамилии Чистяков, написанный Веркиным с Ефима Честнякова, магического реалиста из костромской деревни, чьи даты жизни странным мостиком переброшены из конца ХIХ века в шестидесятые.
Чистяков Веркина, в чьей избе стоят статуи леших, русалок и домовых, мыслит вне системы государственных наград, и, ничего не зная об ордене Саныча, видит оборванного подростка причисленным к невидимому бессмертному воинству, которое формируется для защиты земли со времен персидских войн. Он пишет портрет – с копьем в руках, окруженным древними витязями и Юрием Гагариным, – и уводит Голикова из пантеона пионеров-героев прямо в иконостас защитников родины.