12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
БОРИС НИКОЛАЕВИЧ6236
Заслуженный Учитель России с 2007 года. Педагогический стаж - 35 лет. В настоящее время с огромным удовольствием работаю в ЧОУ Санкт-Петербургская Школа Тет-а-Тет.
Россия, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Преподаватели математики»
26

Конспект урока алгебры в 10 классе по теме: «Логарифмы и их свойства»

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»

Конспект урока в 10 классе по теме «Логарифмы и их свойства»

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть понятие логарифма числа и свойства логарифмов;
  • дать понятие десятичного и натурального логарифма;
  • овладеть знаниями и умениями использовать основное логарифмическое тождество, формулы перехода от одного основания к другому в процессе решения упражнений;
  • развивать мышление учащихся при выполнении упражнений;
  • продолжить формировать умение правильно воспринимать и активно запоминать новую информацию;
  • научить учащихся определять логарифм числа и его свойства;
  • вычислять значения несложных логарифмических выражений.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методическое обеспечение: проектор, презентация к уроку, учебники, индивидуальные карточки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Перед началом урока преподаватель проводит проверку подготовленности кабинета к занятию.

Приветствие учащихся, определение отсутствующих, заполнение группового журнала. Сообщается тема и цель урока. (Слайд 2)

2. Актуализация знаний

В кратком вступительном слове преподаватель акцентирует внимание студентов о важной

роли логарифмов в курсе математики, а также в общетехнических и специальных дисциплинах, при этом подчеркивает значение десятичных и натуральных логарифмов.

3. Повторение ранее изученного материала

Экспресс-опрос

Преподаватель задает вопросы:

а) Что такое степень; что такое основание степени; что такое показатель степени.

б) Работа над основными свойствами степеней. Рассмотреть связь между показателями степеней в равенствах

в) Решить устно примеры:

4. Изучение нового материала

План

1. Логарифм числа. Основные свойства логарифмов.

2. Основное логарифмическое тождество.

2. Формула перехода одного основания логарифмов к другому.

3. Десятичный логарифм.

4. Натуральный логарифм.

Преподаватель излагает новый учебный материал

Логарифм числа

Понятие логарифма числа связано с решением показательных уравнений.

Остановимся на решении двух показательных уравнений. Решение уравнения  не вызывает труда. Так как то данное уравнение примет вид  Поэтому уравнение имеет единственное решение 

А теперь попробуем решить уравнение  По теореме о корне это уравнение также имеет единственное решение. Однако, в отличие от предыдущего уравнения, это уравнение является иррациональным числом. Докажем, что корень данного уравнения является числом рациональным, т.е. Тогда выполняется равенство  или  Но  в любой натуральной степени будет числом четным, а  в любой натуральной степени – число нечетное. Получаем противоречие, которое и доказывает, что корень уравнения – число иррациональное. Обдумывая, ситуацию с показательным уравнением  математики ввели в рассмотрение новый символ – логарифм. С помощью этого символа корень уравнения  записали так:  (читается : логарифм числа  по основанию 

Остановимся теперь на понятии логарифма числа. Очень часто приходится решать задачу: известно, что  необходимо найти показатель степени  т.е. решить задачу, обратную возведению числа в степень. При нахождении этого показателя степени  и возникает понятие логарифма числа  по основанию  

дается определение логарифма (Слайд 3)

Например

а) log 81 = 4, так как 34 = 81;

б) log 125 = 3, так как 53 = 125;

в) log 0,5 16 = -4, так как (0,5)-4 = 16;

г) , так как ==

Введение основного логарифмического тождества (Слайд 4)

Обратите внимание на то, что  является корнем уравнения  , а поэтому =8

Таким образом и получается основное логарифмическое тождество

Это равенство является краткой символической записью определения логарифмов.

Решить примеры согласно тождеству: ;

=5;   .

Подчеркнем, что  и  одна и таже математическая модель

Операцию нахождения логарифма числа называют ЛОГАРИФМИРОВАНИЕМ. (Слайд5) Эта операция является обратной по отношению к возведению в степень с соответствующим основанием. Сравните.

Возведение в степень

Логарифмирование

Основные свойства логарифмов (Слайд 6)

Эти свойства вытекают из определения логарифма и свойств показательной функции.

При любом a > 0 (a  1) и любых положительных x и y выполнены равенства:

loga 1 = 0.

loga = 1.

loga xy = logx + logy.

log= logx - loga y.

logxp = p logx

для любого действительного p.

Решить примеры устно. Найти x

 Ответ: 

 Ответ: 

 Ответ:

 Ответ: 

 Ответ:

Десятичные и натуральные логарифмы (Слайд 7)

На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10.

Логарифмом положительного числа  по основанию 10 называют десятичным логарифмом числа в и обозначается,  т.е. вместо  пишут .

Например,   (Слайд № 6)

Натуральным логарифмом (обозначается In) называется логарифм по основанию e

Примеры вычисления десятичных логарифмов (Слайд 8)

 так как 

, так как 

 так как 

 так как 

 так как 

 так как 

Формулы перехода от одного основания логарифм к другому (Слайд8)

На практике рассматривается логарифм по различным основаниям. Отсюда возникает необходимость формулы перехода от одного основания к логарифму по другому основанию. (Слайд № 6)

 

Решить пример типа:

Упростить выражения:

a) 

б)

в) 

Ответ. a) ; б); в) 

5. Закрепление изученного материала

Решить устно.

Найти логарифм по основанию a числа представленного в виде степени с основанием a

Работа в парах.

Найдите число  (484,485,486)

Решить устно.

Упростите выражения, пользуясь основным логарифмическим тождеством.

1)  2)  3)  4) 

Выполнить упражнения. Заполнить пропуски (письменно). (Слайд 10)

6. Подведение итогов

1. Выставление и комментирование оценок на уроке

2. Домашнее задание: п37. Решить №481, 486, 487.

7. Рефлексия

Преподаватель задает учащимся вопросы:

Какая тема была изучена на уроке?

Достигнута ли цель урока?

Учащиеся призваны воспроизвести в памяти то, что усвоили, и проанализировать выводы, которые были сделаны в течение всего занятия.

Что вам сегодня больше всего запомнилось на уроке, что понравилось?

Опубликовано в группе «Преподаватели математики»


Комментарии (2)

Дяченко Ольга Владимировна, 13.12.20 в 21:08 0Ответить Пожаловаться
Добрый вечер! Как можно скачать разработку урока?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.