Конспект урока "СПП с придаточными обстоятельственными"

2
0
Материал опубликован 1 December

Конспект урока русского языка

в 9а классе

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Цель урока:

Личностные: привитие интереса к родному языку, развитие любви к родному краю, формирование способностей учащихся к саморазвитию.

Метапредметные: развитие умения анализировать и сопоставлять учебный материал.

Предметные: формирование умений находить изученные на уроке виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным предложением; закрепить навык правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; подготовка к ОГЭ.

Тип урока: изучение нового материала.

Место урока в системе уроков: первый урок по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Формы работы учащихся: работа в паре, самостоятельная.

Оборудование: учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д.), ИКТ (презентация), раздаточный материал (тексты для анализа, маршрутный лист).

Планируемые результаты обучения:

Познавательные УУД: формирование познавательной цели; осознанное построение аргументированного речевого высказывания в устной форме.

Личностные УУД: мотивация учения.

Регулятивные УУД: формулирование целей; осуществление самомоконтроля.

Коммуникативные УУД: построение собственного высказывания; умение анализировать текстовую информацию, устанавливать логические связи.

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, ребята! Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной. Для начала посмотрите на соседа и улыбнитесь ему. В тетрадках запишите число, классная работа (Слайд 1)


II. Актуализация изученного

Вспомните, какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? (СПП)


1. Проверка знаний учащихся «Верное - неверное утверждение». (Слайд 2, это задание распечатано и лежит на каждой парте) (2 ученика у доски, остальные в тетради).

- Прочитайте утверждения. Номера утверждений запишите в соответствующий столбик.

Утверждения

1.

Предложения бывают простые, сложные и составные

2.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений, связанных при помощи сочинительных союзов.

3.

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

4

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

5.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

6.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

7.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

8.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

9.

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

Ответ:

Верно

Неверно

35679

1248




(Проверка – без ошибок – 5, 1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки – 3)


- Оцените свою работу, оформите маршрутный лист


- Мы с вами упорно готовимся к ОГЭ. Нужно ли нам изучать сложноподчиненные предложения, чтобы справиться с заданиями ОГЭ?


III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации.


Подготовка к ОГЭ. Выполнение задания 3 «Синтаксический анализ» (Слайд 3-4) (задание распечатано и лежит на каждой парте)


1) (1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки  — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 простое двусоставное.

2)  В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.

3)  Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4)  Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.

5)  Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным определительным. (Ответ: 125)


2) (1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт своё начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 осложнено вводным словом.

2)  Предложение 2 простое, распространённое.

3)  В сложном предложении 3 первая часть представлена односоставным неопределённо-личным предложением.

4)  Предложение 4 содержит 3 (три) грамматические основы.

5)  Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным уступительным. (Ответ: 124)


- Какое задание оказалось самым сложным? Почему?

- Оцените свою работу, оформите маршрутный лист


- На предыдущих уроках мы с вами изучали СПП с придаточными определительными и придаточными дополнительными (изьяснительными). Чем эти придаточные отличаются друг от друга? Еще одна большая группа СПП – придаточные обстоятельственные.


-Запишите тему урока в маршрутный лист (СПП с придаточными обстоятельственными)

-Определите цель урока запишите ее в маршрутный лист, оформив в виде СПП.


IV. Первичное усвоение новых знаний

Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете?


1) Работа в парах. (задание распечатано и лежит на каждой парте)

Прочитайте предложения, найдите в них обстоятельства и определите их значение. Установите соответствие.

Предложения

Виды обстоятельств

Он купил слишком дорогую книгу.

Обстоятельство цели

Пенистый след парохода уплывал в синюю даль.

Обстоятельство уступки

Я хотел выполнить наказ моего тренера самым лучшим образом.

Обстоятельство образа действия

Вопреки опасениям мы не опоздали на катер.

Обстоятельство времени

При старании нас ждёт успех

Обстоятельство места

Сосед пришёл играть в шахматы.

Обстоятельство причины

Вечером пришёл пастух.

Обстоятельство условия

От радости я засмеялась.

Обстоятельство меры и степени



- Оцените свою работу, оформите маршрутный лист

2) Самостоятельная работа с учебником «Теория» параграф 215 абзац 1 стр.267, составление интеллект-карты в словарике.

V. Первичная проверка понимания

- Что вы узнали о придаточных обстоятельственных?

Назовите виды обстоятельственных придаточных. Можем ли мы догадаться, на какие вопросы они отвечают? Проверьте свои предположения, обратившись в таблице на стр.268 (учебник «Теория»)

VI. Контроль усвоения новых знаний

1 задание. Работа с СПП с придаточными обстоятельственными (слайд 7).

- Запишите предложения. Выделите главную часть и придаточную, укажите союз/союзное слово, попробуйте задать вопрос.)

1. Вход в Медвежью пещеру заметен издалека, так как расположен на высоте 40 метров над уровнем реки.

2. В обитель ежегодно приезжает огромное количество паломников, чтобы поклониться Кылтовскому Чудотворному кресту, хранящемуся в её стенах. 

3. Если вы хотите посмотреть на старинный обрядовый праздник, приезжайте в Усть-Цильму.

4. Памятник букве Ö установлен, чтобы популяризовать национальный язык и напомнить о его индивидуальности.


2 задание .Составление СПП.

- Что объединяет все эти предложения?

Составьте СПП, имеющее такое начало: Я люблю свою малую родину, ….

3 задание. Моделирование предложений . Из двух простых предложений составьте сложные. Определите вид придаточной части СПП. Слайд 8

1.Мы пойдем на спектакль в «Театр оперы и балета». Родители купят билеты. (Если)

2. Наступит лето. Мы отправимся в путешествие. (когда)

3.Я поеду в деревню. Меня ждут бабушка и дедушка. (потому что)

4. Девятиклассники посещают консультации. Успешно сдать экзамены. (чтобы)


VII. Стадия рефлексии. Итак, вспомним этапы работы над темой урока.

1)Что было известно?(СПП, виды придаточных, союзы, союзные слова)

Что узнали нового? ( (виды обстоятельственных, вопросы)

Что делали? (формулировали вопросы, строили схемы, моделировали, работали с интеллект-картой)

- Достигли ли цели урока?


IX Домашнее задание: Повторить записи в словарике, составить 5 СПП по данной фотографии (выделить главную и придаточную часть, указать союз/союзное слово, определить вид придаточной части) .

На фото Национальный парк Югыд Ва - https://tripplanet.ru/dostoprimechatelnosti-respubliki-komi/

t1733074509aa.jpg



Приложение 1.

МАРШРУТ УРОКА

ТЕМА урока _______________________________________________________

ЦЕЛЬ урока _____________________________________________________________________

Какие знания мне необходимы, чтобы достичь темы урока? __________________________________________________________________________

Задание

Получилось ли выполнить без ошибок

Что нужно повторить, чтобы в дальнейшем справиться с подобным заданием?

1. Верное - неверное утверждение




2. Подготовка к ОГЭ. Выполнение задания 3 «Синтаксический анализ предложений»



3. Работа в парах.




4. Работа с СПП с придаточными обстоятельственными (нахождение главной и придаточной частей, определение вида СПП).



5. Моделирование СПП.




Закрась столько звёзд, насколько ты оцениваешь свою работу на уроке.

t1733074509ac.gift1733074509ad.gift1733074509ad.gift1733074509ad.gift1733074509ad.gift1733074509ad.gif



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации